Цели урока:
- выяснить, что для литературы эпохи Возрождения характерны те же гуманистические идеи, какие проявились в изобразительном искусстве: интерес к человеческой личности, критика феодальных порядков и католической церкви;
- использовать для нравственного воспитания биографии писателей, показав достойные подражания черты характера и эпизоды из биографии и этические идеи их произведений.
Оборудование урока:
- Стенд “Открытие человека” (произведения мастеров эпохи Возрождения)
- Выставка книг
- Изображение английского театра времен Шекспира
- Д/ф “Писатели гуманисты”
- Музыкальные фрагменты: Трио “Меридиан”, “Лютневая музыка XV-XVII веков”, А.Рыбников “Юнона и Авось”.
- Свечи
Ход урока
Учитель: Это третий урок по теме “Эпоха Возрождения”. Давайте проверим ваши знания и ответим на вопросы:
- Какие условия вызвали подъем искусства в Европе?
- Что скрывается за словосочетанием эпоха Возрождения?
- Какие отрасли искусства, раннее нами изученные, затронула эта эпоха?
Сегодня мы перелистнем еще одну страницу этого удивительного времени, которое не оставляет нас равнодушными, переполняя наше сердце и душу четыре столетия спустя.
Так пусть же книги тут заговорят
Глашатаем немым души кричащей,
Что молит о любви и ждет наград, -
Хотя язык твердил об этом чаще.
Любви безмолвной речи улови:
Глазами слышать – высший ум любви. (У.Шекспир)
Сегодня мы поговорим о литературе и познакомимся с произведениями великих писателей гуманистов эпохи Возрождения. Гуманисты – мыслители видят ложь, неправду, мечтают о справедливых человеческих отношениях, вместе с тем остро чувствуют свое бессилие воплотить эту мечту в действительность.
Томас Мор (кадры д/ф). Знакомство с писателем и его творчеством проходит по плану:
- биография (сообщение учащегося)
- творчество (“Утопия”, сообщение учащегося)
Учитель: Томас Мор сказал: “Весь мир – тюрьма!”. Что означает данное высказывание?
Какие изменения происходят в Англии в XVI веке?
Вот сущность настоящей красоты –
Небесный дар, божественное семя.
В величье духа – сила чистоты,
Черты, которой не стирает время.
Земной красе сужден земной удел
Прекрасен тот, кто жил для добрых дел.
Мигель Сервантес (кадры д/ф)
- биография (сообщение учащегося)
- роман “Дон Кихот” (сообщение учащегося)
Вопросы к классу:
1. Оцените поучения Дон Кихота перед вступлением Санчо Пансы на пост губернатора острова. “Выставляй на вид, Санчо, скромность своего происхождения и не стыдись признаться, что родом из крестьян…кровь наследуется, а добродетель приобретается, и стоит она гораздо больше, чем кровь. Свобода Санчо, есть одно из самых драгоценных благ, какими небо одарило людей…ради свободы, как и ради чести, можно и должно рискнуть жизнью; и напротив, пленение – худшее из зол, постигающих человека” (Г.М.Донской. Сборник заданий…)
2. Чему отдает предпочтение Дон Кихот?
3. Какие черты характера воспеты Сервантесом в героях его романа?
Прекрасен тот, кто жил для добрых дел.
Театр. Какая страна является родиной театра?
Сообщение учащегося об английском театре XVI – XVII вв. Сообщение сопровождается иллюстративным материалом.
Вопросы к классу:
1. В начале XVII в. в Лондоне – городе с населением, приблизительно 200 тыс.человек –действовало около 9 театров, каждый из которых вмещал до тысячи зрителей. Много ли это? Насколько популярным было театральное искусство в народных массах? Почему?
2. В 40-е гг. XX в. в Лондоне – городе с населением, приблизительно 5 млн.человек, - действовало около 30 театров. Население увеличилось в 25 раз, а количество театров в 4 раза. Когда театр был наиболее популярным? С чем это связано?
3. Многое ли изменилось в театре с тех пор?
4. Как сегодня можно назвать богатого покровителя?
Шекспир. 18 февраля 1564 года умер великий Микеланджело и в этом же году, в другом государстве рождается другой великий человек – Шекспир.
- биография писателя (сообщение учащегося, сопровождается кадрами д/ф)
- звучит Сонет о яблоке, в исполнении трио “Меридиан”
- о произведениях и героях Шекспира (сообщение учащегося)
Прельстительный Шекспир,
Твои творенья – чада
Прекрасны, будто их задумал Апполон,
И судя по чертам, по роскоши наряда,
Любой из них самой богинею рожден… (Джон Уивер)
Главный герой практически все произведений Шекспира – любовь и гимн этому великому чувству. (Звучит фрагмент Сонета № 116)
Любовь не знает убыли и тлена.
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущей во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане.Любовь – не кукла жалкая в руках
У времени стирающего розы
На пламенных устах и на щеках
И не страшны ей времени угрозы.А если я не прав и лжет мой стих,
То нет любви и нет стихов моих.
- звучит Сонет в исполнении трио “Меридиан” (“Люблю, люблю, но реже говорю об этом…)
“Ромео и Джульетта”. Это произведение прославляет верность чувств. Эта трагедия исполнялась на сцене “под шумные аплодисменты”. Очень нравилась студенческой молодежи. В читальном зале библиотеки Оксфордского университета была зачитана и потерта локтями читателей, буквально, до дыр.
Зажигаются свечи. “Так пусть же книги тут заговорят
Глашатаем немым души кричащей…”
На фоне лютневой музыки XVI века идет инсценировка трех фрагментов трагедии “Ромео и Джульетта” (участвуют три пары учащихся): акт I сцена 5, акт II сцена 2, акт II сцена 2.
Учитель: Желаю всем вам обрести в жизни настоящую, светлую, чистую любовь. Чтобы каждый из вас ощутил себя и Ромео, и Джульеттой, но ваша любовь имела бы счастливое продолжение.
Звучит гимн любви из рок оперы А.Рыбникова “Юнона и Авось”.
Закончилась первая жизнь великих творцов эпохи Возрождения. Их вторая жизнь в их посмертной славе будет продолжаться вечно в их произведениях.
Задуваются свечи. Урок окончен.
Домашнее задание: Написать сочинение по теме: “Эпоха Возрождения”.
Темы для итоговых сочинений:
- В чем заключается красота творений эпохи Возрождения
- “Благородная простота и спокойное величие” творений Леонардо да Винчи
- “Певец женской красоты” (по произведениям Рафаэля)
- Смотрю на скульптуры Микеланджело…
- Что есть любовь?