Открытие человека (писатели-гуманисты эпохи Возрождения)

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. выяснить, что для литературы эпохи Возрождения характерны те же гуманистические идеи, какие проявились в изобразительном искусстве: интерес к человеческой личности, критика феодальных порядков и католической церкви;
  2. использовать для нравственного воспитания биографии писателей, показав достойные подражания черты характера и эпизоды из биографии и этические идеи их произведений.

Оборудование урока:

  1. Стенд “Открытие человека” (произведения мастеров эпохи Возрождения)
  2. Выставка книг
  3. Изображение английского театра времен Шекспира
  4. Д/ф “Писатели гуманисты”
  5. Музыкальные фрагменты: Трио “Меридиан”, “Лютневая музыка XV-XVII веков”, А.Рыбников “Юнона и Авось”.
  6. Свечи

Ход урока

Учитель: Это третий урок по теме “Эпоха Возрождения”. Давайте проверим ваши знания и ответим на вопросы:

  1. Какие условия вызвали подъем искусства в Европе?
  2. Что скрывается за словосочетанием эпоха Возрождения?
  3. Какие отрасли искусства, раннее нами изученные, затронула эта эпоха?

Сегодня мы перелистнем еще одну страницу этого удивительного времени, которое не оставляет нас равнодушными, переполняя наше сердце и душу четыре столетия спустя.

Так пусть же книги тут заговорят
Глашатаем немым души кричащей,
Что молит о любви и ждет наград, -
Хотя язык твердил об этом чаще.
Любви безмолвной речи улови:
Глазами слышать – высший ум любви. (У.Шекспир)

Сегодня мы поговорим о литературе и познакомимся с произведениями великих писателей гуманистов эпохи Возрождения. Гуманисты – мыслители видят ложь, неправду, мечтают о справедливых человеческих отношениях, вместе с тем остро чувствуют свое бессилие воплотить эту мечту в действительность.

Томас Мор (кадры д/ф). Знакомство с писателем и его творчеством проходит по плану:

  • биография (сообщение учащегося)
  • творчество (“Утопия”, сообщение учащегося)

Учитель: Томас Мор сказал: “Весь мир – тюрьма!”. Что означает данное высказывание?

Какие изменения происходят в Англии в XVI веке?

Вот сущность настоящей красоты –
Небесный дар, божественное семя.
В величье духа – сила чистоты,
Черты, которой не стирает время.
Земной красе сужден земной удел
Прекрасен тот, кто жил для добрых дел.

Мигель Сервантес (кадры д/ф)

  • биография (сообщение учащегося)
  • роман “Дон Кихот” (сообщение учащегося)

Вопросы к классу:

1. Оцените поучения Дон Кихота перед вступлением Санчо Пансы на пост губернатора острова. “Выставляй на вид, Санчо, скромность своего происхождения и не стыдись признаться, что родом из крестьян…кровь наследуется, а добродетель приобретается, и стоит она гораздо больше, чем кровь. Свобода Санчо, есть одно из самых драгоценных благ, какими небо одарило людей…ради свободы, как и ради чести, можно и должно рискнуть жизнью; и напротив, пленение – худшее из зол, постигающих человека” (Г.М.Донской. Сборник заданий…)

2. Чему отдает предпочтение Дон Кихот?

3. Какие черты характера воспеты Сервантесом в героях его романа?

Прекрасен тот, кто жил для добрых дел.

Театр. Какая страна является родиной театра?

Сообщение учащегося об английском театре XVI – XVII вв. Сообщение сопровождается иллюстративным материалом.

Вопросы к классу:

1. В начале XVII в. в Лондоне – городе с населением, приблизительно 200 тыс.человек –действовало около 9 театров, каждый из которых вмещал до тысячи зрителей. Много ли это? Насколько популярным было театральное искусство в народных массах? Почему?

2. В 40-е гг. XX в. в Лондоне – городе с населением, приблизительно 5 млн.человек, - действовало около 30 театров. Население увеличилось в 25 раз, а количество театров в 4 раза. Когда театр был наиболее популярным? С чем это связано?

3. Многое ли изменилось в театре с тех пор?

4. Как сегодня можно назвать богатого покровителя?

Шекспир. 18 февраля 1564 года умер великий Микеланджело и в этом же году, в другом государстве рождается другой великий человек – Шекспир.

  • биография писателя (сообщение учащегося, сопровождается кадрами д/ф)
  • звучит Сонет о яблоке, в исполнении трио “Меридиан”
  • о произведениях и героях Шекспира (сообщение учащегося)

Прельстительный Шекспир,
Твои творенья – чада
Прекрасны, будто их задумал Апполон,
И судя по чертам, по роскоши наряда,
Любой из них самой богинею рожден… (Джон Уивер)

Главный герой практически все произведений Шекспира – любовь и гимн этому великому чувству. (Звучит фрагмент Сонета № 116)

Любовь не знает убыли и тлена.

Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущей во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане.

Любовь – не кукла жалкая в руках
У времени стирающего розы
На пламенных устах и на щеках
И не страшны ей времени угрозы.

А если я не прав и лжет мой стих,
То нет любви и нет стихов моих.

- звучит Сонет в исполнении трио “Меридиан” (“Люблю, люблю, но реже говорю об этом…)

“Ромео и Джульетта”. Это произведение прославляет верность чувств. Эта трагедия исполнялась на сцене “под шумные аплодисменты”. Очень нравилась студенческой молодежи. В читальном зале библиотеки Оксфордского университета была зачитана и потерта локтями читателей, буквально, до дыр.

Зажигаются свечи. “Так пусть же книги тут заговорят

Глашатаем немым души кричащей…”

На фоне лютневой музыки XVI века идет инсценировка трех фрагментов трагедии “Ромео и Джульетта” (участвуют три пары учащихся): акт I сцена 5, акт II сцена 2, акт II сцена 2.

Учитель: Желаю всем вам обрести в жизни настоящую, светлую, чистую любовь. Чтобы каждый из вас ощутил себя и Ромео, и Джульеттой, но ваша любовь имела бы счастливое продолжение.

Звучит гимн любви из рок оперы А.Рыбникова “Юнона и Авось”.

Закончилась первая жизнь великих творцов эпохи Возрождения. Их вторая жизнь в их посмертной славе будет продолжаться вечно в их произведениях.

Задуваются свечи. Урок окончен.

Домашнее задание: Написать сочинение по теме: “Эпоха Возрождения”.

Темы для итоговых сочинений:

  1. В чем заключается красота творений эпохи Возрождения
  2. “Благородная простота и спокойное величие” творений Леонардо да Винчи
  3. “Певец женской красоты” (по произведениям Рафаэля)
  4. Смотрю на скульптуры Микеланджело…
  5. Что есть любовь?