Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа

Класс: 9


Вступительное слово ведущего.

За 40 минут нашей игры перед нами пройдет целая жизнь замечательного человека. Над ним время не властно. Имя этого человека знают все, но для нас оно скрыто за семью печатями. Чтобы узнать это имя, нам предстоит провести целое историко-литературное исследование. А помогут нам в этом игроки - команды 9-х классов (представление команд).

Каждой команде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов – 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. В течение игры я буду сообщать некоторые сведения о жизни этого замечательного человека, но назвать его имя сможет только та команда, которая наберет большее количество печатей.

Если все игроки ответили неверно, то право ответа получают зрители. В случае их верного ответа, печать ставится той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.

Итак, мы начинаем наше расследование.

1. Время первой печати.

Наш герой родился в небольшом домике провинциального городка в семье незадачливого чиновника финансового управления морского ведомства. Отец нашего героя искал спокойной, независимой, веселой жизни, не располагая для этого ни материальными возможностями, ни практической сметкой. Преследуемый кредиторами, он попал в долговую тюрьму. Впоследствии отец нашего героя станет прототипом нескольких персонажей будущих романов своего сына. В каком же году родился наш герой?

Этот год сыграл особенно значительную роль в истории нашей страны и навсегда остался в памяти потомков. События и действующие лица этого времени запечатлены во многих литературных, музыкальных произведениях, архитектурных, музейных сооружениях, на живописных полотнах. Центральным эпизодом этого исторического события является сражение, произошедшее через 7 месяцев после рождения нашего героя. Оно описано в стихотворении русского поэта, бывшего его непосредственным свидетелем, Дениса Давыдова.

Вопрос первой печати.

Послушайте фрагмент этого стихотворения, назовите событие, запечатленное в нем, и определите, в каком году родился наш герой:

Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый,
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!…
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий!
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! я лечу – веди меня, я твой:
О, обреченный быть побед великим сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
(«Бородинское поле»)

Команды отвечают (Бородинское сражение, 1812,) жюри подводит итоги.

2. Время второй печати

Итак, наш герой родился в 1812 году. Отца его часто переводили по службе из города в город, пока наконец он не оказался в столице. В 1823 году одиннадцатилетним мальчиком наш герой приехал туда к своей семье совершенно один, в почтовой карете. Вспоминая много лет спустя этот свой одинокий переезд, он писал: «… всю дорогу лил сильный дождь, и я думал о том, что в жизни гораздо больше грязи, чем я ожидал». Проходили годы, но наш герой не забывал этого детского впечатления, как не забывал он мечту своего детства – видеть красоту и радоваться ей.

Столица встретила нашего героя неприветливо. Материальное положение семьи резко ухудшилось. Наш герой был предоставлен самому себе, чувствовал себя одиноким, горько переживал тяжелое положение отца и с чувством ущемленного самолюбия начал трудовую жизнь. В каком же городе это произошло?

Страна, в которой родился наш герой, находится на северо–западе Европы и отделена от континента проливами Ла–Манш и Па–де–Кале. По государственному устройству она представляет собой Конституционную монархию и состоит из 4 административно – политических частей, соответствующих историческим национальным областям, между которыми есть существенные географические различия.

Это высокоразвитая индустриальная страна. В 1995 году по объему промышленного производства она занимала 5 место в мире, а по производству лекарств – четвертое. По запасам энергоресурсов она стоит на 1 месте в Западной Европе, являясь крупным производителем нефти и газа. Родина нашего героя обладает самым высоким в Европе научно-техническим потенциалом. Столица государства – крупнейший в мире финансовый и туристический центр.

Вопрос второй печати.

Назовите страну, в которой родился и жил наш герой, и ее столицу, где началась его взрослая жизнь.

Команды отвечают (Великобритания (Англия), Лондон). Жюри подводит итоги.

3. Время третьей печати.

Именно в Лондоне началась трудовая жизнь нашего героя. Его устроили на фабрику ваксы, и он по 10-12 часов в день занимался монотонным трудом: наклеивал ярлыки на банки с ваксой. Эти годы, по причине резкого раннего перелома в судьбе, тяжких и противоречивых переживаний, повлияли на мотивы творчества нашего героя, нашли впоследствии отражение в его романах.

Наш герой овладел стенографией, изучил французский язык, итальянский, успешно работал парламентским и газетным репортером, клерком в адвокатской конторе, много разъезжал по стране и прекрасно знал бытовую, социальную и политическую жизнь Англии. Поэтому совершенно закономерным является создание нашим героем первого социально-обличительного романа, завоевавшего признание взрослых и юных читателей.

В этом романе был впервые открыт и воссоздан в художественной литературе мир детей, разнообразный, сложный, требующий пристального внимания и чуткой заботы. Особый интерес нашего героя к детскому возрасту был вызван его собственными ранними переживаниями. Этот роман – грустная история мальчика, родившегося в так называемом работном доме и прошедшего через все ужасы, которые выпадают на долю бедного сироты в обществе, где у власти стоят жестокие и лицемерные люди. Школа для бедных, бесчеловечная эксплуатация детского труда, унижения и издевательства, через которые проходит маленький сирота, - эти страницы романа внушают читателю непримиримое отношение ко всякому лицемерию и эгоизму.

Вопрос третьей печати.

Перед вами фрагмент стихотворения С. Есенина «Русь бесприютная». Оно поможет вам вспомнить название великого романа нашего героя. В этом стихотворении пропущено два слова, составляющих имя и фамилию главного персонажа романа. Подумайте и восстановите пропущенные в этом стихотворении слова.

Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в ужасном скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история –
История об ………………….. .
Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То стали б тысячи
Прекраснейших поэтов.
С. Есенин

Команды отвечают («История об Оливере Твисте»). Жюри подводит итоги.

4. Время четвертой печати.

В 50-х годах наш герой закончил еще один роман о детстве, о взаимоотношениях детского и взрослого мира, ставший вершиной его психологической прозы, - «Давид Копперфильд». Этот роман был крайне высоко оценен Львом Толстым, называвшим нашего героя своим любимым писателем, которого он читал « с чрезвычайным интересом, с умилением, с радостью, особенно в тех местах, где он описывал детей». Автобиографический роман нашего героя привлекал Толстого как лирическое воспоминание рассказчика о днях детства и юности, о движении жизни, которое сравнивается нашим героем с вечно струящейся рекой, несущей свои воды от детских лет к годам зрелости. И когда Толстой начал писать свое произведение, посвященное внутреннему миру ребенка, его переживаниям и проблемам, он не раз обращался к романам нашего героя.

Вопрос четвертой печати.

Послушайте фрагмент произведения Толстого, вспомните его название и имя главного героя. (Чтение фрагмента главы «Наталья Саввишна» из повести «Детство» со слов: «Один раз я на нее рассердился» до конца главы).

Команды отвечают («Детство», Николенька Иртеньев). Жюри подводит итоги.

5. Время пятой печати.

В перерывах между романами наш герой выпускает книгу «Американские заметки». Самой горькой ее частью было развенчание иллюзий, разоблачение обмана и самообмана, доказательство отсутствия свободы, демократии и справедливости, которыми кичилась молодая республика. Наш герой обнажил безнравственность американской прессы, пренебрежение духовными ценностями, стремление к наживе, неприкрытый эгоизм общества. С негодованием писал он о рабстве негров, о суде Линча как о самом циничном попрании принципов той самой Конституции, о которой произносили пышные фразы американские политики.

Подобный взгляд на Соединенные Штаты Америки отразил в своем поэтическом цикле «Стихи об Америке» и поэт Владимир Маяковский:

Ты балда, Коломб, - скажу по чести.
Что касается меня, то я бы лично-
Я б Америку закрыл, слегка почистил,
А потом опять открыл – вторично.
(«Христофор Коломб»)

Вопрос пятой печати.

Послушайте фрагмент одного из стихотворений цикла и назовите художественный прием, лежащий в основе этого отрывка, с помощью которого Маяковский высмеивает мнимое всеобщее равенство, провозглашенное в Америке:

Белый ест ананас спелый,
Черный – гнилью моченый.
Белую работу делает белый,
Черную работу - черный.
(«Блек энд Уайт»)

Команды дают ответы (антитеза – противопоставление). Жюри подводит итоги.

6. Время шестой печати.

После «Американских заметок» появился совсем неожиданный для нашего героя роман: «Я верю и намерен внушать людям веру в то, что на свете существует прекрасное, верю, невзирая на полное вырождение общества, нуждами которого пренебрегают…». Главная тема этого произведения – преображение личности, оптимистическая вера в возможность духовного возрождения, гуманизм. События, изображенные в этом романе нашего героя, происходят во время одного из главных христианских праздников, всенародно любимого, несущего надежду на перемену к лучшему и радостное настроение.

Вопрос шестой печати.

Послушайте начало стихотворения Б. Пастернака и определите, о каком христианском празднике идет речь в этом стихотворении и в произведении нашего героя:

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зёрнышек проса,
Смотрели с утёса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки,
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне,
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней.
(«Рождественская звезда»)

Команды отвечают (Рождество). Жюри комментирует (произведение нашего героя называется «Рождественские повести»), подводит итоги.

7. Время седьмой печати.

60-е годы 19 века – последнее десятилетие жизни нашего героя (он умер в 1870 году), заключительный период его творческой деятельности, в конце которого был начат, но не закончен роман «Тайна Эдвина Друда», последний его роман.

В эти годы своей жизни наш герой много сил и времени отдавал публичным выступлениям, читая свои произведения в массовых аудиториях. Чтение его было неподражаемо, слушатели встречали его восторженно. Наш герой любил театр и с детских лет выступал в любительских спектаклях. Талантливый артист, вдохновенный исполнитель собственных произведений, он мгновенно захватывал все внимание слушателей, заставляя их смеяться и плакать.

Подобным артистическим даром обладал в полной мере ровесник нашего героя, великий русский писатель и драматург. Но сближало двух великих современников не только наличие актерского таланта, но и тематика их произведений, интерес к судьбе простых людей, демократические идеалы, сочувствие обездоленным, возмущение социальной несправедливостью, обличительный смех от мягкого юмора до беспощадной сатиры, фантастические и фольклорные мотивы. Поэтому каждое новое произведение нашего героя «принималось мыслящей Россией как свое, как очень близкое и родное». (Катарский И. М.)

Вопрос седьмой печати.

Посмотрите фрагмент фильма, созданного по произведению великого русского писателя, и назовите его фамилию. (Демонстрируется фрагмент из «Ревизора», «Мертвых душ» или другого кинофильма).

Команды отвечают (Н. В. Гоголь). Жюри комментирует (русские писатели и критики называли нашего героя «братом Гоголя»), подводит итоги.

Итак, подошло время назвать имя героя сегодняшней игры. Право сделать это предоставляется команде, набравшей наибольшее количество печатей.

Команда дает ответ – Чарльз Диккенс

Ведущий комментирует:

«Просейте мировую прозу, останется Диккенс…» - в этих словах Льва Толстого выражено и личное пристрастие русского гения к гению английскому, и признание мирового значения его творческой личности. В феврале 2007 года мы отмечаем 195-летие со дня рождения Чарльза Диккенса.

 

Литература:

  1. Зарубежная литература. Пособие по факультативному курсу для учащихся VIII-X кл. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1977
  2. М.В. Урнов «Великий романист Чарльз Диккенс» - Чарльз Диккенс. Собр. соч.: в 10 т. – М: «Художественная литература», 1982. 1 т.
  3. Н. Михальская «Диккенс в России», 1987- Чарльз Диккенс. Собр. соч.: в 10 т. – М: «Художественная литература», 1982. 10 т.