ЦЕЛИ УРОКА:
- Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить культы древнегреческих богов, героев, мифы о них, актуализировать и дополнить признаки понятия “миф”, “религия”, “многобожие”, “боги”, “герои”. Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями людей.
- Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.).
- Формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов.
Литература к уроку
- Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс. – М,: ВАКО, 2004.
- Атлас истории Древнего мира: 5 кл. Любое издание. .
- Борзова Л.П. Игры на уроке истории: методическое пособие для учителя. –М.: Владос-Пресс, 2001.
- Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: 5 кл. М., 1998.
- Иллюстрированная мировая история: Греки. – М.: Росмэн. – 1999.
- Корбкина Н.В., Сапожникова Т.Б. История Древнего мира : рабочая тетрадь по истории для 5 класса.
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М, 1983.
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1986.
- Книга для чтения по истории Древнего мира. / Сост. А. И. Немировский. – М., 1996.
- Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. – М., 2000.
Термины к уроку (выписаны на доске для этапа повторения, применения ЗУН): религия, миф, многобожие, герои, нимфы, Олимп, Олимпийские боги.
План урока
Предварительная подготовка урока включает определение участников театрализованного представления, которые заранее готовят костюмы под руководством учителя, разучивают роли, репетируют представление. Кроме монологических выступлений, для нимф рекомендуется разучить короткий танец (2-3 мин), который создает дополнительный зрительный образ, погружает в национальную музыку. Как показывает практика, обычно среди пятиклассников много детей, желающих участвовать в таких уроках. Психологической установкой учителя в ролевой игре, на которую он настраивает и детей, должна быть творческая готовность к перевоплощению: принятию других жизненных норм, правил поведения, внешнего облика. Играющие получают эмоциональный опыт, опыт общения, поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний. Перед началом урока ученики, участвующие в представлении, в костюмах своих персонажей находятся в классе и работают вместе со всеми.
- Актуализация знаний о религиозных верованиях народов Древнего Востока
- Определение задач урока
- Изучение нового материала (этап формирования знаний): Театрализованное представление “Собрание Богов Олимпа”
- Этап применения знаний: беседа с учащимися, выполнение заданий
- Рефлексия. Домашнее задание для учащихся
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-беседа с элементами театрализованного представления.
Учебное оборудование: карта “Древня Греция”, таблицы с заданиями для закрепления знаний, реквизиты для представления: костюмы для “богов”, музыкальное сопровождение “Сиртаки”, раздаточный материал (Приложение 1).
Рисунок 1.
Ход урока
1. Актуализация
Фронтальный опрос в сочетании с индивидуальной работой по карте:
Учитель применяет метод водной беседы: На уроках истории мы уже познакомились с некоторыми народами Древнего востока, узнали об их жизни, занятиях, достижениях, религиозных верованиях. Давайте вспомним, какие народы нам уже известны и какие верования существовали у этих народов.
(Ученики работают с атласами на местах, называя страны Древнего мира, изученные на уроках ранее, 1 человек - с настенной картой, показывая названные страны, называет известных ему богов каждого государства).
- Вспомнили, что у всех народов древности возникают религиозные верования. Что такое религия?
- Как вы думаете, почему возникают верования в сверхъестественные силы?
- Что мы можем узнать о народе, если будем изучать религиозные верования?
2. Постановка задачи урока
Вариант А) целеполагание осуществляют учащиеся.
Учитель: Сегодня мы с вами выступим в роли историков, изучающих религию Древних греков. (показать на карте, дать описание Греции). В Северной Греции находится гора Олимп, на которой, как представляли греки, собираются боги. Как вы думаете, на какие вопросы мы сможем ответить в конце урока?
Ученики формулируют вопросы, учитель корректирует формулировки, выписывает их на доске, дополняет наводящими вопросами.
Вариант Б) Целеполагание осуществляет учитель – вопросы выписаны заранее на доску, учащимся предлагается на них ответить.
Учитель: Сегодня мы с вами начнем знакомиться с религией Древних греков. (показать на карте, дать описание Греции). В Северной Греции находится гора Олимп, на которой, как представляли греки, собираются боги. Мы выступим в роли исследователей, которые совершат удивительное путешествие в прошлое для изучения религии древних греков, согласно мифам, оставшимся нам в наследство от великого народа. После нашего путешествия каждый постарается ответить на вопросы (выписаны на доске заранее).
Организация поурочных записей в тетради.
Вопросы на доске: Что такое Олимп? Почему смертные не могли подниматься на Олимп? Какие боги принимали участие в собрании? Назовите главных богов Олимпа. Каким стихиям покровительствовали боги Греции? В чем сходство религии Греции и Египта? В чем было отличие? В чем отличие религии греков и евреев? Что мы можем сказать о занятиях и жизни греков, узнав их религию?
3. Изучение нового материала. Театрализованное представление. (15-17 мин)
Давайте представим, что мы собрались на божественной горе Олимп. Вершина этой горы уходит далеко в облака, здесь всегда светит солнце, поют птицы. Этот райский уголок создан для богов Греции. Они собираются сюда для решения вопросов и обсуждения своих дел. Никто из смертных не может подниматься на гору Олимп: если Боги увидят человека, они могут испепелить его. Поэтому греки опасаются подходить близко к горе. Чтобы не навлечь гнев богов, нам нужно затаиться и ничем не выдавать своего присутствия. Давайте послушаем, для чего боги собираются сегодня? Слышите музыку? Это приближаются боги Олимпа…
Зевс: Братья мои! Я призвал вас сюда, в этот укромный уголок божественной горы Олимп, чтобы решить важный вопрос. Из года в год мы враждуем друг с другом, но так и не можем решить, кто из нас главный.
Аид: Зевс, ты мой брат! Но я не хочу подчиняться чьей-то воле! Дайте мне право власти! Мы можем поделить наши владения!
Посейдон: Вы забываетесь! Кажется, вы не учитывайте моего присутствия! Аид смеет требовать власти! А я буду бороться! Ведь я тоже Бог, а боги – бессмертны!
Зевс: Посейдон прав – борьба может продлиться долго! Давайте миром решим этот вопрос. Земля огромна, людей на ней много. Мы можем управлять все втроем. Разумеется, я буду выбирать первым!
Тянут жребий.
- Буду властвовать над Богами, людьми, прочей живностью на всей земле.
Посейдон: Я беру под свою власть всю водную стихию. И пусть трепещет всякий, кто разгневит Посейдона – бога морей!
Аид: Что ж, раз смертные вами поделены, - я буду править умершими. Подземное царство мертвых – теперь мой дом. И даже ты, Зевс-Громовержец, не сможешь вмешаться в мир мертвых.
Зевс: Хорошо, братья, пусть будет так, как мы решили. Теперь нужно объявить о нашем решении смертным и богам.
Посейдон: Давайте дождемся всех – они явятся и услышат нашу волю.
Афина: Похоже, я пришла первая. Эти жалкие божки, как всегда, опаздывают. Впрочем, они заняты лишь развлечениями, а мой удел – устраивать мир там, где идет война! Я - Афина, богиня войны. Нет у меня времени для развлечений, как, например, у Диониса или Гермеса. А, вот и он, любимец богов, в золотых крепидах с крылышками, порхает сюда! Он – вестник Зевса. Надо спросить Гермеса, - зачем Боги собрали нас?
Гермес: Здравствуй, Афина, - самая свирепая из богинь! Я - посланец богов и покровитель торговли, - всегда опасался твоего гнева. Ведь войны мешают торговле, а ты не проигрываешь сражений!
Афина: А твоя болтовня мешает серьезным делам! Ведь это я - Афина, - изобрела и дала людям корабли, колесницы, научила женщин заниматься домашним хозяйством и рукоделием. Не такая уж я и грозная. Впрочем, ты не знаешь, для чего нас сюда позвали?
Гермес: Конечно, уважаемая, знаю. Сегодня старшие боги объявят свое решение – кто будет править миром. Поэтому призвали всех богов.
Афина: Да, я вижу, сюда идут наши трудяги – Деметра и Гефест.
Деметра: Добрый день! Посмотрите, как прекрасна земля и небо! Какой хороший день для урожая и - все цветет и благоухает! Давно не было бурь – ожидается хороший урожай. Самое время быть на полях – у нас так много работы!
Гефест: Вот именно! Объясните, ради чего меня оторвали от моего ремесла?
Деметра: Да, Гефест, ты - мастер – золотые руки!
Гефест: Конечно! Только я в своей кузнице могу сделать любое украшение и оружие. А сейчас, пока я здесь болтаю, меня заменяют золотые механические служанки, которых я сделал вот этими мозолистыми руками!
Афина: Лучше бы ты этими мозолистыми руками мне новое копье выковал!
Гефест: Некогда мне твоим копьем заниматься! Я сейчас делаю говорящие часы для моей жены – Афродиты.
Деметра: Не ссорьтесь! Природа так прекрасна, а Олимп – восхитителен! Лучше послушайте - приближается музыка! Это Дионис со своими Нимфами!
Дионис: Доброе утро! И кто это нас разбудил ни свет, ни заря? И кому это мы понадобились? Мы так прекрасно развлекались, веселились в лесу, сатиры до сих пор там резвятся! Я так люблю веселье! Виноградное вино – лучший напиток от всех болезней! Это я познакомил греков с вином, весельем и хмельными праздниками. Даже мой отец – Зевс, - часто пирует с нами. Да что там говорить – вы только взгляните на нимф! Вам и самим захочется танцевать!
Танец нимф.
Нимфы: Ах, как прекрасен Дионис! Как весело с ним! Жаль, что мы не можем часто бывать на Олимпе: мы всего лишь Нимфы – богини леса, нам не разрешено общаться с высшими богами. Да мы и сами их побаиваемся: если разгневать бога, то он может испепелить или придумать ужасную кару! А мы только шутим, играем с людьми и животными! Вот почему они иногда могут заблудиться в лесу. Вот весело! А Дионис устраивает такие замечательные пиры! Ой! Идут боги – нам пора уходить!
Зевс: Итак, почти все явились! Впрочем, достаточно и тех, кто пришел.
Посейдон: Мы собрались здесь, чтобы объявить вам свою волю. Я, сын божественной Реи, хочу, чтобы все жители морские, а также моряки и путешественники отныне признали мою власть над морской стихией. Где ударит мой трезубец – будет бить ключом вода морская, соленая! На непокорных пусть падут смерчи, а покорные да учтивые будут по глади морской плавать беспрепятственно.
Зевс: Только Зевсу – отцу небес подвластна молния. Я могу испепелить любого, восставшего против меня, - всякую тварь живую! Бойся всякий, осмелившийся возразить Зевсу, ибо кара моя будет великой!
Аид: я, старший сын божественной Реи, уступил моим братьям право власти на земле. Но там, где царит вечная мгла, где души умерших живут вечность, - там будет мое вечное правление и царство. Грозный трехглавый пес Цербер всех пропустит в темные залы, но никто не сможет выйти из него.
Такова наша воля. Вам остается покориться нашей воле и признать нашу власть.
Деметра: Вы - мои братья и я признаю вашу волю. Я - богиня урожая и плодородия – мне не нужна власть над миром.
Гермес, Дионис: Мы - дети твои, Зевс. Мы не будем перечить отцу, признаем вашу волю.
Гефест: по воле Зевса я попал на Олимп, занимаюсь только кузнечным делом, - я признаю власть Зевса.
Гермес: а мы передадим ваше решение смертным.
(Боги уходят на свои места в классе, оставляя свои вещи – символы)
Рисунок 2 (Деметра и Зевс)
Рисунок 3,4 (Аид, Дионис)
4. Этап применения знаний (уплотненный опрос): фронтальная беседа, выполнение заданий.
А) Повторительно-обобщающая беседа: Боги ушли, но оказались рассеянными, оставили свои вещи. Давайте им поможем разобраться! (Учитель показывает по очереди копье, молот, трезубец, виноград, молнию, т.д., обращаясь сначала к зрителям, а в случае затруднения - к актерам). Вариант: после фронтального выполнения задания - контрольно-проверочная индивидуальная работа на доске с наглядным материалом.
В настоящее время от веры в Олимпийских богов остались только мифы и легенды. Почему сейчас люди не верят в Олимпийских богов? Объясните, почему учение изучают легенды и мифы?
Б) контрольно-проверочное индивидуальное задание на доске:
Соотнеси бога и страну, к которой он относился:
Зевс Яхве
Ганеша
Иштар
Амон-ра
Дионис
Будда
Осирис
Египет Индия
Израиль
Греция
Междуречье
В) Ответы на вопросы целеполагания (устно, фронтально), работа с понятиями, выписанными на доске.
Г) Контрольно-проверочное задание письменное, индивидуальное (вариант: д/з). Предложенный вариант можно использовать в качестве дидактического материала для организации контроля, актуализации на следующем уроке как в индивидуальной, так и в устной форме. (Приложение 1).
5. Рефлексия: “Мишень” (в тетради индивидуально-графическая рефлексия)
Домашнее задание: Боги Греции похожи на людей, они даже обладают такими же чертами характера. Подготовить миф или легенду о том боге, который больше других понравился. Свой выбор объяснить.