Цели урока:
Образовательные
- Вывод правила сложения отрицательных чисел
- Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
Развивающие
- Развитие интуиции, смекалки, устной и письменной математической речи
Воспитательные
- Воспитывать общую культуру мышления, любознательность, активность, самостоятельность.
- Воспитывать уважение, гордость, любовь к Родине.
Ход урока
I Мотивация
Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. И вы попробуете сделать это сами, но для этого необходим определенный багаж знаний.
Числа отрицательные – новые для вас
Лишь совсем недавно их узнал ваш класс
Сразу прибавилось всем теперь мороки
Учим, учим правила – готовимся к уроку.
II Актуализация
Сейчас я вам буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило верно, то вы поднимаете синий флажок, если же ошибусь – желтый.
Итак игра «Да-нет-ка»
№ | Вопрос | Оценка ответа |
1 | Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами | + |
2 | Для каждого числа есть два противоположных ему числа | - |
3 | Модулем числа а называют расстояние от начала координат до точки А(а) | + |
4 | Модуль числа 0 равен нулю | + |
5 | Модуль числа может быть отрицательным | - |
6 | Противоположные числа имеют разные модули | - |
7 | Из дух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше | + |
8 | Нуль меньше любого отрицательного числа | - |
9 | Нуль меньше положительного числа | + |
10 | Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится | + |
III Изучение нового материала
Работа в парах
- Вчера в Москве температура была –120, а сегодня понизилась еще на 60. какая температура в Москве сегодня?
- По прогнозу погоды в Мурманске сегодня должно быть -200, но термометр опустился еще на 10 делений. Какая оказалась температура в Мурманске?
- В Ярославле вчера было –150, а в Рыбинске на 50, холоднее. Какую температуру в Рыбинске показывал термометр?
Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел.
Правило: Чтобы сложить два отрицательных
числа надо
IV Первичное закрепление
Ну а сейчас давайте попробуем заполнить таблицу, которая лежит у вас на партах.
Если вы верно заполнили данную таблицу, то узнали, кто в годы Великой Отечественной войны был назначен заместителем Верховного главнокомандующего И.В. Сталина
«+» | -7 | -35 | -9 | -15 | -12 |
-3 | |||||
-9 | |||||
-11 | |||||
-15 | |||||
-16 |
У | Ш | Ж | О | А | В | К |
-44 | -33 | -10 | -30 | -45 | -28 | -20 |
ОТВЕТ
Ж | У | К | О | В |
VI Закрепление
1) Но оказалось не все выполнили верно данное задание. У некоторых вот что получилось:
-7+ (-3)= 10
- 9 + (-9) = -16
- 16 + (-15) = -31
- 9 + (-35) = 44
Давайте им поможем. Итак, игра «Лови ошибку!»
Следующее задание будет таким:
? I группа (4 человека) получает задание:
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать сколько дней продолжалась война вам поможет удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу. Сосчитайте сумму выбранных четырех чисел и найдите его модуль, в результате вы получите ответ на вопрос.
-413 | -218 | -474 | -567 |
-569 | -374 | -630 | -979 |
-195 | 0 | -256 | -349 |
-221 | -26 | -282 | -375 |
Чудо-квадрат
Остальные работают в тетрадях, вычисляют данные примеры:
- – 15 + (- 12) =
- – 8 + (- 10) =
- – 15,5 + (- 14,5) =
- – 9 + (- 9) =
- – 2,8 + (- 17,2) =
- – 12 + (- 8) =
- – 15 + (- 3) =
- – 49 + (- 18,4) =
- – 19 + (- 1) =
- =
- – 100 + (- 48,6) =
- – 25,6 + (- 123,6) =
Если мы с вами верно сосчитали эти примеры, сможем узнать, используя следующие таблицы, кто командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года
О | С | Р | К | В | И |
-18 | -20 | -27 | -30 | -67,4 | -148,6 |
ОТВЕТЫ
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Результат | -27 | -18 | -30 | -18 | -20 | -20 | -18 | -67,4 | -20 | -30 | -148,6 | -148,6 |
Р | о | к | о | с | с | о | в | с | к | и | й |
VII Первичный контроль
Какие трудности возникли при вычислении данных примеров?
Вспомните, как звучит правило о сложении отрицательных чисел.
Ну, а сейчас вам предстоит написать самостоятельную работу
Самостоятельная работа
Вариант 1
Выполните действия и вы узнаете, под командованием какого немецкого генерала в конце 1942 года огромная 330-тысячная армия попала в окружении советских войск в районе Сталинграда (ныне город Волгоград)
1) -16+(-12,5)+(-11,5)
2) -8+(-12)
3) –10+(-3)+(-2)
4) -15,6+(-34,4)
5) –6,5+(-20,5)+(-3)
6) -2,8+(-7,2)
№ задачи | А | П | У | Ю | С | Л |
1 | 40 | -40 | -70 | 60 | 35,5 | -90 |
2 | -20 | -80 | 20 | -20,5 | -60 | -25 |
3 | -45 | 70 | -15 | -65 | 15 | -100 |
4 | 25 | 50 | 45 | -35 | 80 | -50 |
5 | 90 | -20 | -35 | -30 | -15 | 30 |
6 | 35 | 10 | -55 | 20 | -10 | 25 |
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
результат | -40 | -20 | -15 | -50 | -30 | -10 |
ответ | П | а | у | л | ю | с |
Вариант 2
Выполните действия и вы узнаете, как назывался высший военный орден «Рубиновая звезда», окаймленная бриллиантами. За годы Великой Отечественной войны им было награждено 16 человек. Г.К.Жуков получил этот орден дважды
1) -14+(-10,5)+(-5,5)
2) -9+(-11)
3) -7+(-2)+(-6)
4) -9,7+(-13,3)
5) -5,5+(-6)+(-5,5)
6) -3,8+(-6,2)
№задачи | О | А | Б | Д | Е | П |
1 | 30 | -13 | 40 | 35 | 50 | -30 |
2 | -20 | -35 | 20 | 45 | 13 | -20,5 |
3 | -33 | 18 | -15 | -40 | -12 | 15 |
4 | -50 | 23 | 33 | 60 | -23 | -47 |
5 | 17 | -45 | -18 | -17 | 47 | -27 |
6 | 12 | -10 | 27 | -60 | 10 | 203 |
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
результат | -30 | -20 | -15 | -23 | -17 | -10 |
ответ | П | о | б | е | д | ы |
VIII Задание на дом
п.32 стр 186 выучить правило и ответить на вопросы
стр 188 № 1040
Дополнительное задание на развитие логического мышления
Установите закономерность в расположении чисел ряда:
- –2; -4; -6; -8 …
- –2; -4; -8; -16; -32 …
- –2; -7; -14; -45…
И допишите еще по два числа.
IX Подведение итогов урока
- Итак, чем же мы с вами сегодня занимались?
- Как звучит правило сложения двух отрицательных чисел?
- А как сложить три отрицательных числа?
- Чем вам понравился урок?
- Над чем нам нужно еще поработать?