Урок математики в 6-м классе по теме: "Сложение отрицательных чисел"

Разделы: Математика, История и обществознание


Цели урока:

Образовательные

  1. Вывод правила сложения отрицательных чисел
  2. Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.

Развивающие

  1. Развитие интуиции, смекалки, устной и письменной математической речи

Воспитательные

  1. Воспитывать общую культуру мышления, любознательность, активность, самостоятельность.
  2. Воспитывать уважение, гордость, любовь к Родине.

Ход урока

I Мотивация

Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. И вы попробуете сделать это сами, но для этого необходим определенный багаж знаний.

Числа отрицательные – новые для вас
Лишь совсем недавно их узнал ваш класс
Сразу прибавилось всем теперь мороки
Учим, учим правила – готовимся к уроку.

II Актуализация

Сейчас я вам буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило верно, то вы поднимаете синий флажок, если же ошибусь – желтый.

Итак игра «Да-нет-ка»

Вопрос Оценка ответа
1 Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами +
2 Для каждого числа есть два противоположных ему числа -
3 Модулем числа а называют расстояние от начала координат до точки А(а) +
4 Модуль числа 0 равен нулю +
5 Модуль числа может быть отрицательным -
6 Противоположные числа имеют разные модули -
7 Из дух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше +
8 Нуль меньше любого отрицательного числа -
9 Нуль меньше положительного числа +
10 Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится +

III Изучение нового материала

Работа в парах

  1. Вчера в Москве температура была –120, а сегодня понизилась еще на 60. какая температура в Москве сегодня?
  2. По прогнозу погоды в Мурманске сегодня должно быть -200, но термометр опустился еще на 10 делений. Какая оказалась температура в Мурманске?
  3. В Ярославле вчера было –150, а в Рыбинске на 50, холоднее. Какую температуру в Рыбинске показывал термометр?

Рисунок 1

Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел.

Правило: Чтобы сложить два отрицательных числа надо

  1. Сложить их модули
  2. Поставить перед полученным числом знак «-»

IV Первичное закрепление

Ну а сейчас давайте попробуем заполнить таблицу, которая лежит у вас на партах.

Если вы верно заполнили данную таблицу, то узнали, кто в годы Великой Отечественной войны был назначен заместителем Верховного главнокомандующего И.В. Сталина

«+» -7 -35 -9 -15 -12
-3
-9
-11
-15
-16

 

У Ш Ж О А В К
-44 -33 -10 -30 -45 -28 -20

ОТВЕТ

Ж У К О В

VI Закрепление

1) Но оказалось не все выполнили верно данное задание. У некоторых вот что получилось:

-7+ (-3)= 10

- 9 + (-9) = -16

- 16 + (-15) = -31

- 9 + (-35) = 44

Давайте им поможем. Итак, игра «Лови ошибку!»

Следующее задание будет таким:

? I группа (4 человека) получает задание:

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать сколько дней продолжалась война вам поможет удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу. Сосчитайте сумму выбранных четырех чисел и найдите его модуль, в результате вы получите ответ на вопрос.

-413 -218 -474 -567
-569 -374 -630 -979
-195 0 -256 -349
-221 -26 -282 -375

Чудо-квадрат

Остальные работают в тетрадях, вычисляют данные примеры:

  1. – 15 + (- 12) =
  2. – 8 + (- 10) =
  3. – 15,5 + (- 14,5) =
  4. – 9 + (- 9) =
  5. – 2,8 + (- 17,2) =
  6. – 12 + (- 8) =
  7. – 15 + (- 3) =
  8. – 49 + (- 18,4) =
  9. – 19 + (- 1) =
  10. =
  11. – 100 + (- 48,6) =
  12. – 25,6 + (- 123,6) =

Если мы с вами верно сосчитали эти примеры, сможем узнать, используя следующие таблицы, кто командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года

О С Р К В И
-18 -20 -27 -30 -67,4 -148,6

ОТВЕТЫ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Результат -27 -18 -30 -18 -20 -20 -18 -67,4 -20 -30 -148,6 -148,6
  Р о к о с с о в с к и й

VII Первичный контроль

Какие трудности возникли при вычислении данных примеров?

Вспомните, как звучит правило о сложении отрицательных чисел.

Ну, а сейчас вам предстоит написать самостоятельную работу

Самостоятельная работа

Вариант 1

Выполните действия и вы узнаете, под командованием какого немецкого генерала в конце 1942 года огромная 330-тысячная армия попала в окружении советских войск в районе Сталинграда (ныне город Волгоград)

1) -16+(-12,5)+(-11,5)

2) -8+(-12)

3) –10+(-3)+(-2)

4) -15,6+(-34,4)

5) –6,5+(-20,5)+(-3)

6) -2,8+(-7,2)

№ задачи А П У Ю С Л
1 40 -40 -70 60 35,5 -90
2 -20 -80 20 -20,5 -60 -25
3 -45 70 -15 -65 15 -100
4 25 50 45 -35 80 -50
5 90 -20 -35 -30 -15 30
6 35 10 -55 20 -10 25

 

1 2 3 4 5 6
результат -40 -20 -15 -50 -30 -10
ответ П а у л ю с

Вариант 2

Выполните действия и вы узнаете, как назывался высший военный орден «Рубиновая звезда», окаймленная бриллиантами. За годы Великой Отечественной войны им было награждено 16 человек. Г.К.Жуков получил этот орден дважды

1) -14+(-10,5)+(-5,5)

2) -9+(-11)

3) -7+(-2)+(-6)

4) -9,7+(-13,3)

5) -5,5+(-6)+(-5,5)

6) -3,8+(-6,2)

№задачи О А Б Д Е П
1 30 -13 40 35 50 -30
2 -20 -35 20 45 13 -20,5
3 -33 18 -15 -40 -12 15
4 -50 23 33 60 -23 -47
5 17 -45 -18 -17 47 -27
6 12 -10 27 -60 10 203

 

1 2 3 4 5 6
результат -30 -20 -15 -23 -17 -10
ответ П о б е д ы

VIII Задание на дом

п.32 стр 186 выучить правило и ответить на вопросы

стр 188 № 1040

Дополнительное задание на развитие логического мышления

Установите закономерность в расположении чисел ряда:

  1. –2; -4; -6; -8 …
  2. –2; -4; -8; -16; -32 …
  3. –2; -7; -14; -45…

И допишите еще по два числа.

IX Подведение итогов урока

  1. Итак, чем же мы с вами сегодня занимались?
  2. Как звучит правило сложения двух отрицательных чисел?
  3. А как сложить три отрицательных числа?
  4. Чем вам понравился урок?
  5. Над чем нам нужно еще поработать?