Предпосылки и подготовка реформы 1861 года

Разделы: История и обществознание


Цель: На основе пройденного материала и текста документов выявить предпосылки отмены крепостного права.

План:

1. Проверка знаний

2. Экономические предпосылки.

3. Социальные предпосылки.

4. Внешнеполитические предпосылки.

5. Нравственные предпосылки.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с такой личностью, как Александр II. Он вошел в историю как “царь-Освободитель”. Почему? (ответы учеников)

Именно личная решимость Александра II отменить крепостное право стала решающим фактором в этом процессе. Если бы не личная воля царя-освободителя, крепостная система могла и дольше существовать в России.

А как происходило закрепощение крестьян? Вспомните этапы закрепощения крестьян.

(ученик выходит к доске, записывает этапы закрепощения крестьян).

Еще в правление Александра I начали принимать меры, чтобы ослабить крепостную зависимость. Вспомните, как ставился вопрос об отмене крепостного права, какие были указы, проекты? Почему крепостное право тогда не отменили? (ответы уч-ся).

Проверим этапы закрепощения крестьян (на доске).

А что такое крепостное право? Что значит быть крепостным?

Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком за последовавших за ней реформ. Крестьянская реформа 1861 года всегда привлекала внимание исследователей, занимала важное место в школьном курсе Отечественной истории. Вопросы, связанные с реформой, мы разберем на нескольких уроках. А сегодня мы постараемся выяснить предпосылки отмены крепостного права на основе пройденного материала и анализа документов. Мы должны использовать не только содержащуюся в документах информацию, но и весь объем знаний, полученных на уроках.

Итак, запишем тему урока (запись темы).

Домашнее задание: п. 15, прочитать, ответить на вопросы.

По ходу урока мы должны заполнить схему:

И прийти к выводу: крепостное право - тормозило развитие страны.

Чтобы лучше понять, что происходило в те годы и выявить предпосылки реформы, попробуем представить следующую ситуацию: к Александру II пришли представители департамента полиции, статисты, участники Крымской войны (роли распределить заранее).

Послушаем, о чем они говорят.

1. Слово статисту, (зачитывается документ1)

Вопросы классу:

а) охарактеризуйте изменения, происходившие в сельскохозяйственном производстве в 1840-1850 гг.
б) какие факторы препятствовали развитию сельского хозяйства в России?
в) каким образом положение в сельском хозяйстве влияло на развитие промышленности?

Т. о. что мешало развитию сельского хозяйства и промышленности? (крепостное право). Была необходимость отмены крепостного права? О каких предпосылках идет речь? (экономических, запись на доске).

2. Послушаем отчет департамента полиции. (документ 2).

Вопросы классу:

а) объясните причины роста крестьянских волнений в 1858г.
б) каковы были формы крестьянских выступлений?
в) масштабы крестьянских выступлений?

О чем мы узнали? О каких предпосылках идет речь? (социальных, запись на доске).

3. Прислушаемся к рассказу следующих участников. (документ 3)

Вопрос классу: назовите причины поражения в Крымской войне.

О каких предпосылках идет речь? (внешнеполитические, запись на доске).

Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. показало отсталость крепостнической системы хозяйствования. Существование крепостного права было причиной технико-экономической отсталости России.

4. И еще одна причина, о которой мы с вами уже говорили - это нравственная. (запись на доске). Мы уже отмечали роль литературы в обличении пороков крепостничества. Вспомните, кто писал и осуждал крепостное право?

В первой половине XIX века страны Европы смотрели на Россию как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.

Итак, мы выяснили основные предпосылки реформы 1861 г. Назовите их.

Что же тормозило развитие страны? (крепостное право).

Каким же образом ситуация в стране повлияла на политику правительства? Что сказал Александр II? (документ 4).

Как шла подготовка отмены крепостного права, которая вызвала различную реакцию у современников, мы рассмотрим на следующем уроке.

Оценки за урок:

- за знание темы

- за прочность усвоения

- за активность

- за артистизм

Приложения.

Документ 1.

По некоторым подсчетам в 1850-г. г. по сравнению с 1840-ми чистые сборы хлеба и картофеля на душу населения у помещичьих крестьян снизились в Северо-Западном районе на 8%, в Центрально-Черноземном – на 16%, в Западном-на 22% и в Юго-Западном-на 30%. К 1859г. 65% помещичьих крестьян были заложены в кредитных учреждениях, а на помещичьих имениях числилось только казенных долгов более чем на 425 млн. рублей серебром. ( Чунтулова В. Т. Экономическая история России. М. , 1987. с. 77).

Документ 2.

…. Ожидание предстоящей свободы сильно выразилось в 1856г. , причем крестьяне целыми иногда селениями…отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. …Кроме того, в минувшем году было 8 случаев нанесения крепостными людьми побоев помещикам, 1- убийство управляющего и 1- нанесения ран (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. г. М. , 1980. С. 6-7)

Документ 3.

“Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены- и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы…Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой”.

“…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству”. ( “При дворе двух императоров. Воспоминания”. )

Документ 4.

Речь Александра II: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками , к несчастью , существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”. ( Речь на приеме московских предводителей дворянства).