Цель:
- проверить качество усвоения пройденного материала;
- закрепить полученные умения и навыки;
- воспитывать самоконтроль, умение демонстрировать свои позитивные качества;
Форма проведения: игровой индивидуальный конкурс. Вид игры – «автобусная остановка». Участники переходят с одной «остановки» на другую по мере выполнения полученных на «остановках» заданий. «Контролеры» на остановках делают запись в индивидуальном маршрутном листе каждого участника. (Можно провести эту игру и в командном составе)
Предварительная подготовка: учащиеся 10-11 классов под руководством учителя разрабатывают задания, сами проверяют их выполнение участниками марафона.
Задания на «остановках».
Задание 1. Тест «Нормы права, нормы морали»
Выберите из перечисленных ниже признаков те, что относятся к нормам права (А) или нормам морали (Б)
1) регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей в обществе;
2) регулируют общественные и личные отношения в сферах: «человек-человек», «человек-группа», «человек- общество»;
3) закреплены в законах;
4) складываются постепенно в общественном сознании;
5) за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом. группой, отдельными людьми;
6) за их нарушение следует ответственность в виде государственного принуждения;
2. Установите, какие нормы нарушили эти люди? Правовые (А), моральные –(Б)
1) Павел совершил кражу кооперативного имущества.
2) Татьяна грубо разговаривала с подругой.
3) 12-летний Артем выехал на велосипеде на проезжую часть улицы.
3. Какому понятию соответствует данное определение: «Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения?
1) мораль
2) право
3) политика
4. Укажите ненормативные социальные регуляторы:
1) мораль
2) мода
3) обычаи и ритуалы
4) директива
5) право
6) традиции
5. Право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, нормы права:
1) создаются людьми и признаются обществом;
2) широко распространены в обществе;
3) регулируют поведение людей;
4) разрабатываются и утверждаются государственными органами.
6. Укажите основные способы воздействия на поведение людей:
1) понуждение ;
2) запрет;
3) принуждение;
4) охрана.
7. Чем право отличается от социальных норм первобытного общества:
1) общеобязательная нормативность, формальная определенность;
2) обеспеченность государственным принуждением;
3) формируется обществом;
4) существует длительно время, устойчиво.
8. Нормы права регулируют ситуацию:
1) Мария поссорилась с подругой;
2) Иван не поздоровался с соседкой;
3) старшеклассник не уступил место в автобусе пенсионеру;
4) водитель нарушил правила дорожного движения.
Установите соответствие между видами социальных норм и их признаками.
ПРИЗНАКИ: 1) оформляется в
письменной форме; |
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ: А) право |
Какая из перечисленных ниже норм является юридической?
1) право на отдых;
2) право на уважение;
3) право на внимание.
Задание 2. Кто есть кто?
- Спикер Государственной Думы _________________________________
- Спикер Совета Федерации _____________________________________
- Председатель Правительства РФ ________________________________
- Представитель Президента России по Дальневосточному округу_____
- Министр образования РФ ______________________________________
- Губернатор Хабаровского края __________________________________
- Председатель Законодательной Думы Хабаровского края ____________
- Депутат Государственной Думы от Амурского
избирательного округа ___
_______________________________________________________________ - Председатель Амурского районного собрания депутатов _______________
- Глава администрации Амурского района _____________________________
Задание 3. Лингвистический конструктор.
Используя все слова конструктора, составьте определение юридического термина.
- Создавать, права, граждан, своими действиями, обязанности, способность, нести, приобретать, исполнять, обязанности, осуществлять, их.
- Установленных, система, правил, государством, силой, исполнение общеобязательных, принуждения, поведения, которых, государственного, обеспечивается.
Задание 4. Знаешь ли ты термины?
- Политический режим (строй), основанный на
признании принципов народовластия, свободы и
равенства граждан.
_____________________________________ - Полная независимость от других государств.
_____________________________________ - Особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и подавления, придающая своим велениям обязательную силу. ______________________________________
- Гражданин, имеющий намерения заказать или
приобрести товар, услугу исключительно для
личных, домашних нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской
деятельности.
__________________________________ - Способность своими действиями приобретать
права и обязанности.
__________________________________ - Освобождение от уголовного наказания, его
прекращение или смягчение по решению главы
государства или парламента.
___________________________________ - Самостоятельная инициативная деятельность
человека, направленная на производство товаров
или услуг с целью получения прибыли.
___________________________________ - Самостоятельный хозяйственный объект,
созданный в соответствии с законом для
производства продукции, выполнения работ и
оказания слуг.
_____________________________________ - Объединение граждан или юридических лиц для
совместной деятельности; их владельцы
(акционеры) получают ежегодный доход – дивиденд.
_____________________________________ - Разорение; невозможность гражданина, фирмы или
банка платить по своим долговым обязательствам
из-за отсутствия средств.
_____________________________________
Задание 5. Практические ситуации.
- Четырнадцатилетние подростки баловались огнем около трансформаторской будки, в результате чего она сгорела. Чем являются действия подростков – преступлением или правонарушением? Почему?
- Управляющий машиной в не трезвом состоянии пятнадцатилетний Павел П. cбил пешехода, после чего пытался скрыться с места преступления. Чем являются действия подростков – преступлением или правонарушением? Почему?
- Девятиклассник А. шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. А. побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса они втроем нашли обоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия А. и его друзей необходимой обороной? Почему?
- Старшеклассник, ехавший в автобусе без билета, отказался оплачивать проезд и оскорбил контролера. Как квалифицируются его действия?
- Группа старшеклассников решила «поучить»
восьмиклассника, который ударил одного из них в
грудь в ответ на удар по лицу. Во время перемены
они затащили его в туалет и избили. Главный
обиженный мститель А. так распределил роли: Б.
держал дверь, В. присматривал за учительской, Г. и
Д. вместе с «Обиженным» избивали «обидчика».
Кого из участников этого позорного действия можно назвать организатором, кого исполнителем, а кого пособником? Возникает ли уголовная ответственность Б. и В? - Два брата, 13-ти и 10-ти летнего возраста, гуляли с собакой во дворе. Увидев 10-ти летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат достал из кармана нож. Девочка, испугавшись, деньги отдала. Какое правонарушение совершили братья?
Задание 7. Решите кроссворд.
- Нарушение нормы права.
- Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
- Передача принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых помещений и др. в частную собственность.
- Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам.
- Возможность иметь права, быть под защитой закона.
- Ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.
- Всенародное голосование с целью выявления общественного мнения по важному государственному вопросу.
- Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, его подписавших.
- Лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
- Основной закон страны.
Маршрутный лист прохождения «Правового марафона»
Фамилия,Имя ________________________
Класс __________________________________________
№№ | Задание | Баллы Макс. |
Баллы Получено |
Контролер |
1. | Тест | 10 | ||
2. | Кто есть кто? | 10 | ||
3. | Лингвистический конструктор |
10 | ||
4. | Знаешь ли ты термины? |
10 | ||
5. | Практические ситуации |
12 | ||
6. | Форма государства | 15 | ||
7. | Кроссворд | 10 | ||
Итог | 77 |
Победителем марафона является тот, кто при равно набранной сумме баллов быстрее
других закончил выполнение всех заданий.