Раздел: Преподавание истории Обобщающий урок по истории в 8 классе по теме “Петр Первый и его реформы”. Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
Задачи урока:
- повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
- раскрыть прогрессивный характер реформ с одной стороны и классовую агрессивность с другой;
- помочь в осмыслении значения реформ для истории России;
- расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
- формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности;
- способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Оборудование: учебный видеофильм “Петр I”, карта “Российская империя в первой половине ХYIII века”, портреты: Петр Первый, А. Д. Меньшиков, картины: В. Суриков “Утро стрелецкой казни”, Н. Н. Ге “Петр I допрашивает царевича Алексея”. Памятник Петру I в г. С. -Петербурге скульптора Фальконе. Фотографии с видом города Санкт – Петербурга. Карточки с датами. Кроссворды. Выставка книг о Петре I: А. Н. Толстой “Петр Первый”. Выставка рисунков учащихся на произвольную тему о Петре I. Выставка сочинений учащихся на тему: “Мне нравится Петр I” и “Мне не нравится Петр I”. Актеры - два ученика переодетые в костюмы эпохи ХYIII века (камзол, парики, медали из картона на голубой ленте через плечо), один ученик– Петр I, другой – А. Д. Меньшиков. Чтецы - отрывки из поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”. Тесты для самостоятельной работы: 1-вариант и 2-вариант.
План урока.
- Петр Первый: краткая биография, характеристика личности.
- Реформы Петра Первого и характеристика его реформ.
- Итоги по вопросам:
1) Был ли Петр революционером на троне?
2) Почему народ не слагал песен о Петре I?
3) Чему учит история петровской эпохи?
Содержание урока.
I. Организационный момент.
II. Содержание урока.
1. Просмотр учебного в/ф: “Петр Великий” ( 3 минуты)
2. Рассказ учителя: 28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов. Феофан Прокопович – один из самых преданных сподвижников Петра I произнес: “Закатилось солнце земли русской” Но, уже при жизни Петра высказывались совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником всех бед России. 300 с лишним назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти споры продолжаются и по сей день. Одни им восхищаются. Еще при жизни Петр I получил титулы: “Отец Отечества”, “Петр Великий”. А. С. Пушкин о Петре I писал: “… то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…. ”; “чудотворец-исполин”; “царь-просветитель”. Другие же его ругают. Называют его злодеем, деспотом, тираном за то, что исказил путь развития России, призвал иностранцев…. .
3. Выставка книг о Петре I и беседа по вопросам. Посмотрите, сколько книг написано о Петре I. Что вы сами прочитали о Петре I? Какие вы фильмы смотрели о Петре I? (Х /ф. “Петр I”, “Россия молодая”, “Как царь Петр I арапа женил”, “В начале славных дел” и т. д. ) У писателей, поэтов свои представления о Петре I. Большой интерес проявляют к личности Петра I и его деятельности художники, скульпторы. Давайте сегодня и мы включимся в споры о Петре I. Тема нашего урока: “Петр Первый и его реформы”. Мы должны найти ответы на следующие вопросы:
1) Был ли Петр I “ революционером” на троне?
2) Почему народ о Петре I не слагал песен прославляющих его победы?
3) Чему учит история петровской эпохи?
4. Инсценирование.
Учитель: небываемое бывает. К нам в гости пожаловали гости: государь Петр Алексеевич со своим преданным другом и помощником Александр Даниловичем Меньшиковым.
Входят 2 ученика переодетые в костюмы эпохи ХVIII века.
Сценка №1
1. Петр I: Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что Вы о делах наших говорить станете. Много ли о нас ведаете?! А что вот в 1972 году 300 – летний юбилей мой в России скромненько отметили: царь - дескать, что о нем говорить много…. .
2. Меньшиков: Не волнуйся, мин-херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих помнили. А особенно шведы!!! Благодарны они тебе за то, что ты их разбил в Северной войне!!!(сказать с юмором) Быть может, я этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут. Петр I усаживается на стул. Меньшиков становится сзади.
5. Вопросы по домашнему заданию. Дома вы писали сочинение на тему: “Мне нравится Петр I” и “Мне не нравится Петр I”. Зачитайте. (Заранее просмотреть сочинения и определить наиболее интересные работы учащихся) Каким же был Петр I? Назовите положительные черты его характера. Назовите отрицательные черты характера царя.
И так, можно ли однозначно оценить личность Петра I? Почему?
Личность Петра I исследовал знаменитый русский историк С. М. Соловьев. Он писал:
“…. . Различие взглядов……. от громадности дела совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела…… Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и линий порождает…оно, …. и тем долее толкуют о нем , долее ощущают на себе его влияние…”.
В разговор снова вступают актеры.
Сценка № 2
1. Меньшиков: Да, мин-херц, вольно же отроки и отроковицы о тебе речи ведут, а того не ведают, какую ты державу принял.
2. Пётр I: Да. Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой.
Железо из Англии везли. Армии нет. Войско стрелецкое ненадежно. Флота нет. Да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет ведут от сотворения мира. Ни театра, ни газет!!! Сонное царство. Ведаете ли о том?
Учитель: Ведаем, ведаем, Государь. Ведаем, как изменилась Россия. В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Давайте вспомним, в каких областях были проведены реформы и нового появилось.
Что нового появилось в экономике? Что нового появилось вооруженных силах?
Что нового появилось в управлении? Что нового в области культуры? Что нового в науке? Что нового - в быту? Какие из перечисленных реформ были самыми первыми реформами? Почему именно эти реформы стали первыми? Как проводил реформы Петр I: все сразу одновременно или последовательно: одну за другой?
7. Работа с доской. Перед вами логическая цепочка.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ – РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ – ВОЕННАЯ РЕФОРМА – РЕФОРМА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.
- Подумайте, соответствует ли реальная последовательность реформам Петра I этой схеме? Почему? Прав ли был Петр, говоря, что никогда “наша Россия такого полезного мира не получала”? Аргументируйте свой ответ.
8. Инсценирование.
Сценка №3
1. Пётр I: Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь…
2. Меньшиков: А давай-ка, мин-херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.
3. Пётр: Ну, что же давай.
4. Меньшиквов: Для начала проверим память отроков - работа с карточками по датам.
Даты:1672-1725гг; 1782-1725гг; 1689г; 1695-96гг; 1697-98гг; 1700-1721гг; 1704г; 1709г; 1711г; 1714г; 1720г; 1721г; 1722г.
Петр I и Меньшиков предлагают кроссворды ребятам.
Можно предложить ребятам также вопросы по теме. Например.
1. Пётр I: Не плохо, не плохо!!! Послушайте вопрос: во второй половине ХYII века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я , Петр Первый, отнестись к этому указу? Почему?
2. Меньшиков: Иностранцев поражало, что государь наш занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам.
Так работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и только потом стал давать распоряжения низшим чинам. Каков был, по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе над адмиралом?
3. Пётр: Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне. Но допускалось, чтобы выходцы из низших слоев населения производились в офицеры, если проявляли необходимые способности. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?
Учитель: Уважаемые гости, спасибо, что побывали у нас. Будем рады, если вы останетесь, и примите участие в нашем дальнейшем разговоре.
9. Давайте вернемся к нашим вопросам, записанным на доске.
- Был ли Петр I “ революционером “ на троне”?
- Почему народ не слагал песен прославлявших победы Петра I?
- Чему учит история петровской эпохи?
Рассмотрим первый вопрос. Изменился ли в результате реформ Петра I государственный строй страны? Почему? Какая форма правления сложилась в России при Петре Первом? Итак, был ли Петр I “революционером на троне?
Петр был отличным организатором, умело подбирал себе способных и надежных помощников. Назовите имена известных вам соратников Петра? Теперь посмотрите на доску: “ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА” П. П. Шафиров, П. А. Толстой, А. К. Нартов, А. И. Остерман, Ф. А. Головин, Ф. М. Апраксин, М. М. Галицын, Б. П. Шереметев, Ф. Я. Лефорт, А. Д. Меньшиков, И Мазепа.
Кто лишний в списке? Почему? Кто из них был самым близким другом Петра I?Сообщение ученика о Меншикове Александре Даниловиче (1673-1729гг)
Все сподвижники Петра были дворянами? Как укрепил их положение в государстве Петр Первый? Почему опирался на дворян? Почему недолюбливал бояр? Из чего это видно?
Давайте рассмотрим второй вопрос. Для того чтобы ответить на этот вопрос поработаем по карточкам в парах.
10. Самостоятельная работа.
Вариант – 1. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников на строительство флота в Воронеж и в Петербург. Многие говорили , что Петр I не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.
- Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
Вариант-2. Крестьяне говорили: “Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение”.
Обьясните смысл этого высказывания. Как оценивал народ налоговую политику Петра I?
Вариант-3. “Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными”. Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите , что для его появления были основания.
Проверка.
Какой ценой были проведены реформы? (невероятным напряжением сил народа) Почему же народ не слагал песен прославлявших Петра I? (В Петре Первом народ видел виновника всех бед: ежегодные рекрутские набор в армию на 25 лет; война – 21 год; подушный налог; приписные и посессионные крестьяне; сгоняли крестьян на строительство городов, мостов, дорог, судостроительных верфей; разработку рудников )
III. Итог урока.
1. Давайте подведем итоги. Личность Петра I и его реформы вызывали и вызывают до сих пор споры. Споры то затихают, то усиливаются. Усиливаются тогда, когда страна оказывается перед выбором пути дальнейшего развития. Сегодня в стране вновь происходят перемены – реформы. Глубокие реформы, которые затрагивают все стороны жизни: экономику, политику, общественную жизнь, вооруженные силы, культуру, образование, быт. Мы являемся соучастниками реформы образования. : ЕГЭ, профильное образование; по истории мы перешли на новую программу – концентр. Вы на себе это ощутили хорошо эти реформы. Проводит реформы наше правительство во главе с президентом В. В. Путиным. (Обратить внимание на портрет на доске ) В. В. Путин родом из города Санкт-Петербург.
Реформы каждый воспринимает по-разному. Не всегда результаты реформ дают сразу положительные результаты. Порой на это уходят годы. Не всегда результаты бывают только положительные. Встречаются препятствия. И преодолевать их сложно и трудно. Так, китайцы, если хотели пожелать кому-нибудь зла, говорили: “Желаю тебе жить в эпоху перемен!” В этой фразе заключен глубокий философский смысл. Именно по этому интересно и важно знать историю, уметь извлекать уроки из прошлого и обращать их на пользу. Давайте ответим на последний вопрос: чему же учит история петровской эпохи?
Надо ли проводить реформы? Почему? Когда надо проводить реформы? С кем надо проводить реформы? Как надо проводить реформы?
2. Работа с тетрадями. Запишите “уроки петровской эпохи”. Одного ученика вызвать к доске, остальные на местах работают. Проверка:
“УРОКИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ”.
- Надо проводить реформы.
- Проводить реформы вовремя.
- Проводить реформы вместе с теми, кому доверяешь – соратниками.
- Доводить начатое дело до конца.
- Преодолевать все препятствия, добиваясь цели.
3. Учитель:
- Еще М. Горький сказал: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно. А вот изучать – необходимо” Как вы понимаете эти слова?
- Посмотрите на памятник Петру I в г. С.-Петербурге скульптора Фальконе. Кто видел этот памятник? Что вы видите?
4. Беседа по вопросам. Кто побывал в городе С. -Петербурге? Когда? Где? Что запомнилось больше всего? Выставка фотографий города Санкт-Петербурга.
- А. С. Пушкин написал поэму “Медный всадник”.
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта,
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной,
Россию поднял на дыбы?”
К кому обращены слова? Кто “гордый конь”? Куда скачет конь? Как бы вы ответили на вопрос А. С. Пушкина?
5. А теперь слово чтецам.
Первый чтец
|
Второй чтец
|
Третий чтец
|
|||||
1- вариант № 1. Экономическая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции - ….
№ 2. Согласно реформе местного самоуправления в годы правления Петра I, были учреждены:
№ 3. Результатом реформаторской деятельности Петра I считается:
№ 4. Проведение реформ Петра I сопровождалось:
№5. В 1682-1690гг. Петр I правил совместно с:
|
2 - вариант № 1. Экономическая политика поощрения развития промышленности и торговли при соблюдении активного внешнеторгового баланса - ….
№ 2. В годы правления Петра I основу вооруженных сил России составляло:
№ 3. Бурный рост мануфактур при Петре I был связан в первую очередь с… :
№ 4. К числу явлений, побудивших Петра I к проведению преобразований в России НЕ относятся:
№ 5. Заполните пропуски в тексте, используя приведенные ниже слова, так, чтобы получилось правильное утверждение: Реформы Петра I ознаменовали собой ____________ перехода от ____________ к ____________ монархии. начало, продолжение, завершение, абсолютной; сословно-представительной конституционной |