История и обществознание
-
Урок – интеллектуальный турнир по истории Отечества на тему: "Основные вехи в истории России XI—XVI вв.". 6-й класс 2006
Урок истории проведен в нетрадиционной форме - интеллектуальный турнир "Куча-мала" по теме: "Основные вехи истории России XI–XVI вв." Полагаю, чтобы овладеть вниманием учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Поэтому использую различные игровые формы, где сочетаются устные, письменные, индивидуальные, групповые работы учащихся.
-
Тема занятия: "Судьбы семей в контексте истории Родины" 2006
Жизнь прошедших поколений продолжается в сегодняшнем, в нас самих. Учащиеся оценивают исторические события с разных позиций, приобретают навыки критического отношения к любым материалам, попадающим в руки, неважно учебник ли это, письмо или документ из государственного архива.
-
Тема урока: "Народы Сибири в XVII в." 2006
В данной статье предлагается урок, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Изложение нового материала происходит с помощью подготовленных учащихся.
-
Учебный план и программа спецкурса "Проблемы развития советского государства в 20–30-е гг. ХХ в.". 9-й класс 2006
Цель спецкурса не только углубление базовых знаний учащихся, но и развитие поисковых умений через организацию самостоятельной познавательной деятельности.
-
Интегрированный урок: библиотека + литература по теме: "Лишь слову жизнь дана…" (по истории книжности) 2006
Эта фраза принадлежит перу известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина. Письменное или печатное, оно хранится веками и звучит как отголосок Древности, как завет старых поколений новым. Слово, запечатлённое в книгах, является поистине сокровищем, неоспоримым историческим памятником, прошедшими через века. Давайте же будем любить, читать, беречь это прекрасное творение, которое называется книга.
-
Лекционное занятие "Экология Москвы" 2006
Первая часть занятия посвящена экологической истории города Москвы от первых поселений до наших дней. Во второй раскрываются современные экологические проблемы столицы. Цель – формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды. Задачи – показать основные ошибки, которые допускали москвичи разных эпох при взаимодействии с природой, предостеречь от их повторения, обучить основным правилам поведения человека в урбоэкосистеме.
-
Введение в историю на тему: "Как жила Московская Русь при "Грозном" царе". 3-й класс 2006
Этот урок является пятым в блоке "Московская Русь". Использование опорных схем, познавательной литературы способствует глубокому усвоению учебного материала, совершенствует навыки работы с текстом, документами, умение анализировать, синтезировать, обобщать, добывать новые знания. Данный урок позволяет дать целостное восприятие эпохи преобразований, увидеть их взаимосвязь и значение для дальнейшего развития страны.
-
Урок по истории России + краеведение на тему: "Декабристы в Сибири" 2006
В декабре 2005 года исполнилось 180 лет со дня Восстания декабристов. 121-го декабриста (из 579 человек, привлечённых к следствию) предали суду и отправили на каторгу в Сибирь. Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, называл Сибирь "страной умных людей". Данный урок содержит материал для индивидуальных сообщений. Учащимся предложено заполнить таблицу "Декабристы в Сибири". Для контроля знаний разработан кроссворд "Декабристы в Сибири".
-
Использование дидактических игр на уроках истории в 5-х классах 2006
В статье представлены дидактические игры по истории для 5-го класса. Дидактические игры помогают решать учебные и воспитательные задачи, повышают интерес учащихся к предмету. Викторины, игры-соревнования, головоломки можно использовать при проверке домашнего задания, при закреплении нового материала на уроках.
-
Урок по истории Средних веков для учащихся 6-х классов по теме: "Жизнь и обычаи феодалов" 2006
Жизнь и обычаи феодалов.
-
Урок – "круглый стол" по теме: "Социально-экономическое развитие России после либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. в России" 2006
Представленный на фестиваль материал содержит методическую разработку обобщающего урока в форме "круглого стола". Учебная деятельность учащихся организуется в группах условных "аналитиков" и "экспертов". Выводы формулируются группой "экспертов", затем обсуждаются учащимися с помощью учителя.
-
Тема урока: "Удельная Русь (вторая половина XIII–XV в.)" 2006
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 10-м классе по теме «Удельная Русь (вторая половина XIII-XV вв), цель которого объяснить сущность татаро-монгольского ига, показать героизм русского народа в борьбе с татаро-монголами, совершенствовать работу с опорным конспектом, развивать логическое мышление.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Россия при Петре I" в 7-м классе 2006
Представлен сценарий игры "Умники и умницы" на уроке истории в 7-м классе.
-
Интегрированный урок: литература + обществознание (история) по теме: "Мне на плечи бросается век-волкодав…" Проблема личности и общества на материале рассказа Е.Замятина "Пещера" 2006
Цель интегрированного урока – показать, что трагедия в душе одного человека в переломные моменты истории отражает трагедию эпохи. Привести учащихся к мысли, что предметы гуманитарного цикла учат познавать жизнь и делать нравственный выбор; с помощью конкретных примеров из рассказа закрепить знания обществоведческих понятий "личность", "индивид", "индивидуальность", "потребность", "самоконтроль"; совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения; подготовить старшеклассников к написанию части ЕГЭ по обществознанию.
-
Урок на тему: "Дипломатия 1939–1945 гг." с использованием личностно-ориентированного подхода при синхронном изучении истории" 2006
Данный урок содержит личностно-ориентированный подход и ориентирован на учеников 11-го класса, имеющих навыки работы с данной методикой. Я стараюсь создать на уроке атмосферу доверия, открытости. Только так возможно вести беседу, спорить, высказывать собственные суждения. Когда атмосфера сформирована, можно переходить к творческим заданиям.
-
Применение информационных технологий на уроках истории, факультативных и индивидуальных занятиях 2006
Творчески работать и не опираться на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии, сегодня невозможно. Вошедший в мою жизнь компьютер действительно превратился в орудие педагогического труда. Формируя компьютерную грамотность, я проделала большую самостоятельную работу, также опиралась на знания и опыт специалистов. В статье содержится обобщение опыта по использованию новых информационных технологий в учебном процессе. Обозначены имеющиеся проблемы для учителей-предметников, работающих в этом направлении. В приложениях содержатся фрагменты презентации повторительного урока по теме "Гражданская война в США".
-
Информационные технологии в ходе подготовки учащихся к научно-практической конференции 2006
Задачей образования является развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Исследовательская деятельность школьников делает это реальностью. Подготовка к научно-практической конференции, написание работы, ее оформление и защита невозможны без современных информационных, компьютерных технологий. Для учителя истории существует огромный выбор тем исследований. В статье содержатся материалы из опыта работы по подготовке учащихся к научно-практической конференции в ГОУ "Кадетская школа-интернат Лесосибирский кадетский казачий корпус" в 2001–2005 гг.
-
Материалы к обобщающим урокам истории по теме: "Государства Древнего Востока". 5-й класс 2006
Данная работа адресована учителям истории и учащимся среднего звена. Может быть использована при подготовке к урокам для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Задания охватывают период истории государств Древнего Востока, направлены на усвоение терминов, имен и понятий по разделу, позволяют давать развернутые и краткие ответы.
-
Тема урока: "Легко ли быть избирателем?" 2006
Тема «Легко ли быть избирателем?» является заключительной в теоретическом изучении главы «Современная цивилизация и политическая жизнь». Для изучения темы выбран урок получения новых знаний с закреплением в форме ролевой игры «Выборы президента детской организации «Союз». На предварительном этапе создана избирательная комиссия, председатель избирательной комиссии, два кандидата на пост президента ДО «Союз». В уроке представлены различные методы и приёмы.
-
Гражданская война в России 2006
Урок обобщения и систематизации знаний в девятом классе по теме " Гражданская война в России". Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, работа с тестовыми заданиями и работа в группах. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Рекомендуется проводить после изучения темы "Гражданская война и иностранная интервенция в России".
-
Разработка урока истории в 5-м классе по теме: "Мифы Древней Греции" 2006
Урок в 5-м классе по теме «Мифы Древней Греции» проводится как урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков. Целью данного урока является повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Древняя Греция». Описание данного урока приводится в традиционной форме, но также этот материал можно использовать и для проведения нестандартного урока: игры, соревнования, аукциона знаний и т. п.
-
Классный час "Мы родом не из детства — из войны" 2006
Данное мероприятие направлено на патриотическое воспитание учащихся, которые узнают о тяготах и нечеловеческих лишениях, перенесенных их сверстниками в годы Великой Отечественной войны. Предлагаемый классный час – это своеобразная "перекличка" с детьми той поры. Мы воспользовались их дневниками, письмами, сочинениями, чтобы представить себе поколение сверстников военной поры и сравнить с нынешними подростками.
-
Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: "Новая экономическая политика" 2006
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Новая экономическая политика". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, что позволяет организовать работу в классах с углубленным изучением истории. Урок рассчитан на 2 часа, позволяет организовать групповую работу в классе по рассмотрению отдельных аспектов изучаемой темы. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника.
-
Неделя истории 2006
Предметная неделя истории в школе – одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся, она помогает приобретению навыка самообразования.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное дню Народного Единства "Не забудет наш народ доблесть русских воевод" 2006
Основная идея урока сформировать у учащихся представление о новом государственном празднике; показать, основываясь на фактах, значение действий народного Ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов; развивать у ребят чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.
-
Наскальная живопись севера Амурской области и традиционные верования эвенков-орочонов 2006
Пердставления эвенков-орочонов об окружающем мире, вселенной, душе, духах-покровителях, идолах-оберегах.
-
Обобщающий урок по теме: "Перестройка: объективная необходимость или козырная карта М.С. Горбачева?" 2006
Осмыслению и обобщению изученного материала служат уроки обобщающего повторения по проблемам, темам, разделам курса и итогового повторения по курсу в целом. Их цель – систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно-следственным связям.
-
Тема урока: "Рабская война" 74–71 гг. до н.э. 2006
Урок истории в 5-м классе знакомит учащихся с восстанием рабов в Древнем Риме под предвадительством Спартака.
-
Урок-игра по теме: "Великая Французская революция" 2006
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе проводится в форме игры по упрощенным правилам передачи "Своя игра". Учащиеся работают в командах, сами выбирают раздел темы и сложность вопроса. Игра позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способность нестандартно мыслить, учит рисковать и применять знания в новой ситуации.
-
Тема урока: "Права потребителя". 7-й класс 2006
К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Все мы когда-либо делали покупки, ездили в транспорте, но не задумывались, что в этих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Начинаем изучать основы потребительского законодательства.