Цель: Повторить и углубить знания учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVIII в.
Задачи:
1) Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся;
2) Содействовать воспитанию активной жизненной позиции, гуманизма;
3) Развитие интереса к истории, продолжение работы по формированию умения оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развитие диалогической речи.
Оборудование: “Деньги-историки”, кафедра, молоток ведущего аукциона.
Тип урока: Повторительно-обобщающий с элементами игры.
Задача учителя: Аукцион ведет учитель, помощник учителя “банкир”: проводит “денежные” операции учащимися, следит за личными счетами.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Цель нашего урока - повторить и углубить знания по истории России с древнейших времен до середины XVIII века. Для этого мы проводим исторический аукцион, в котором участвуют все присутствующие и каждый может продемонстрировать свои знания и стать “самым богатым человеком класса”.
Правила аукциона:
Каждый участник получает первоначальный капитал в сумме 100 историков;
Каждый может купить вопрос, повышая цену на сто историков;
В случае правильного ответа участник получает, ту сумму, за которую купил вопрос, если же участник дает неправильный ответ, то теряет эту сумму, а вопрос может быть перекуплен другим участником, за ту же цену;
Запрещается: выкрикивать с места, нарушать дисциплину, за несоблюдение этих требований следует штраф в 100 историков;
Участник, набравший от 1500–1000 историков, получает “5”, от 900-600 “4”, 500 “3”.
2. ВОПРОСЫ:
Первоначальная цена 100 историков
- Что называют летописями? (Записи важнейших событий по годам)
- В каком году Русь приняла крещение? (988 г.)
- Кто первым принял летоисчисление на Руси от Рождества Христова? (Петр Первый, 1 января 1700 г.)
- Какой праздник проводов зимы сохранился от язычества до сих пор? (Масленица)
- Что означает слово пергамент? (Специально обработанная кожа животного, на которой писали)
- Что означает слово береста? (Кора березы, на которой писали)
- Имя Лжедмитрия I? (Григорий Отрепьев)
- Кто построил Успенский собор? (Аристотель Фифаванти)
- Что называется мануфактурой? (Крупное предприятие с разделением ручного труда)
- Какую фамилию носил Петр Первый? (Романов)
Первоначальная цена 200 историков
- Назовите первых святых? (Борис и Глеб)
- Как называется первый свод законов на Руси? Кто его принял? (“Русская правда”, Ярослав Мудрый)
- Назовите имя княгини, которая жестоко отомстила за смерть мужа? (Ольга, 945 г.)
- Назовите имя князя, который ввел христианство на Руси? (Владимир Красно Солнышко)
- Что такое фреска? (Картина, написанная специальными красками по сырой штукатурке)
- Почему Иван II вошел в историю как Иван Калита? (Кошель с деньгами)
- Чьи это слова “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” (Александр Невский)
- Кто написал икону “Троица”? (Андрей Рублев)
- Что означает слово засеки? (Укрепления)
- Как по-древнеслявянски хлеб? (Жито)
- Какой русский царь любил плотничать? (Петр I)
- Когда в военной истории опасность представляла “свинья”? (В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином “свиньей”)
Первоначальная цена 300 историков
- К какому русскому князю были обращены эти слова: “Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь”? (Святославу)
- Кто автор славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий)
- В каком году произошло разделение христианской церкви на православную и католическую? (1054 г.)
- Что такое полюдье? (Сбор дани)
- Какой город монголо-татары прозвали злым городом? (Козельск)
- Что означает пожилое? (Денежная плата, которую крестьянин отдавал землевладельцу в случае своего перехода к другому землевладельцу)
- Что означает слово кормление? (В XIII–XVI вв. система вознаграждения бояр, осуществлявших судебно-административные функции)
- Система мер правительства Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян? (Опричнина)
- Как проехать из Дерпта в Юрьев? (Разные названия одного города)
- Как по-славянски называлась община? (Вервь)
- Когда в истории в особом почете была метла? (При Иване Грозном в период опричнины)
- Правитель, какого государства жил в “сарае”? (Хан Батый в Сарай-Бату)
- В честь какого исторического события был построен храм Василия Блаженного? (В честь взятия Казани и присоединения к России в 1552 г.)
Первоначальная цена 400 историков
- Кто первым написал историю Руси, и как назывался эго труд? (Монах Нестор, “Повесть временных лет”)
- Что означает слово граффити? (Выцарапывание на стенах церквей)
- Откуда эти строки: “Вступи, господа, во златстремрнь за землю русскую”? (“Слово о полку Игореве”)
- Как называлась столица древлян, сожженная княгиней Ольгой в качестве мести за убийство мужа князя Игоря? (Искоростень)
- Кто такие были “отроки” в Древней Руси? (Младшие члены дружины князя)
- Каких “экзотических” животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов)
- Какое историческое событие запечатлено в картине Сурикова В.И. “ Боярыня Морозова”? (Церковный раскол 1653–1656 гг.)
- Как называлась первая печатная книга, вышедшая 1564 г.? (“Апостол”, напечатана Иваном Федоровым)
- Какое историческое событие запечатлено в картине Сурикова В.И. “Утро стрелецкой казни”? (Расправа Петра Первого с бунтавашими стрельцами в 1698 г.)
- Первое упоминание о Москве? (1147 г.)
- Когда впервые появились первые женские школы? (В XI в. При монастырях, сестра Владимира Мономаха - Янка)
- О ком митрополит Кирилл сказал: “Знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской”? (Об Александре Невском)
- Чьи это слова: “Накормите просящего. Не позволяйте никому пакости делать, чтобы вас не проклинали”? (Владимир Мономах)
- Назовите первого русского митрополита. (Илларион)
Первоначальная цена 500 историков
- Что оберегала у древних славян богиня Мокошь? (Хранительница домашнего очага, богиня плодородия)
- Что означает слово потир? (Чаша)
- “Иду на вы!” Чьи это слова? (Святослава)
- “Иссекли их русские и гнали по льду 7 верст”. Эти слова из летописи, но о каком событии? (1242 г. Ледовое побоище)
- Когда впервые были применены пушки? (1382 г., защита Москвы от Тохтамыша)
3. Подведение итогов урока, выставление оценок.