Тема урока: "Внешняя политика России. Русско-японская война"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными направлениями внешней политика России в начале XX века;
  • определить причины, итоги, последствия русско-японской войны;
  • продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы.

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Форма организации работы: фронтальная работа с классом

Форма урока: практическое занятие: работа с текстами, картой

Педагогическая технология: развитие критического мышления

Учебное оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.. История России. XX–начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2003.

Ход урока:

1. Опережающее задание на урок: была ли неизбежна русско-японская война.

2. На 1 этапе урока учитель знакомит учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале XX века:

  • Работа со схемами “Основные направления внешней политики” (рисунок 1), “Дальневосточные игры” (рисунок 2).
  • Материал для учителя: “Внешнюю политику Николая II определяли три важнейших фактора. Во – первых, искренне намерение продолжать курс отца, снискавшего лавры миротворца. Во – вторых, для решения задач индустриализации страны нужны были соответствующие внешние условия – мир и спокойствие в Европе, привлечение иностранных капиталов. В – третьих, напряжённость внутри страны требовала сосредоточение военно-полицейских сил не на внешних, а на внутренних “фронтах”. В августе 1898г. всем послам иностранных держав в России был вручён текст обращения Николая II с предложением о созыве международной конференции для обсуждения проблем всеобщего разоружения. В июне 1899г. в Гааге международная конференция была созвана. Правительства 26 стран взяли на себя обязательства не использовать удушливые газы, разрывные пули. Был создан Гаагский международный суд для третейского разбирательства международных конфликтов. Миротворческие усилия Николая II на европейской арене не были бескорыстны. Главным направлением своей политики – стал выход России к морям Тихого океана. Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония. В 1894г. Япония начала захватнические действия в отношении Китая и Кореи. В 1896г. Россия заключила оборонительный союз с Китаем против Японии и о строительстве КВЖД. В 1898г. был заключён русско-китайский договор об аренде Ляодунском полуострове с морскими портами”.

3. На 2 этапе урока:

  • На стадии вызова, используя полученную информацию, учитель просит учащихся определить причины русско-японской войны. Предлагается прокомментировать высказывание В.К.Плеве: “Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война”. На данном этапе урока учитель сам предлагает основную стратегию изучения материала – кластеры.
  • Смысловая стадия. Для того чтобы расширить знания по изучаемой теме учащимся предлагается текст “Русско-японская война” в виде раздаточного материала (Приложение 1). Во время чтения текста просим учащихся составить таблицу “Инсерт” (Приложение 2). Эта работа ведётся индивидуально.
  • Стадия размышления. Далее надо вернуться к первоначальным записям (кластерам). Работа ведётся фронтально со всем классом по предложенным направлениям.
  • Стадия рефлексии. Можно предложить следующие вопросы: была ли неизбежна русско-японская война, что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чём бы вы хотели узнать поподробнее.
  • Домашнее задание: определить причины поражения России в русско-японской войне.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3