Цели урока:
1.Разъяснить сущность понятия «культура».
2.Охарактеризовать основные качества культурного человека.
3.Раскрыть пути приобщения человека к культуре.
4.Развитие коммуникативных навыков в условиях работы в группах.
5.Продолжить формирование навыков работы со словарем, дополнительным материалом.
Форма урока - работа в группах.
Оборудование урока: правила работы в группах, картины памятников разных эпох развития человечества, дополнительный материал для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
- определение групп,
- напоминание о правилах работы в группах:
1.Дисциплина.
2.Выполнение задания каждым членом группы.
3.Старший выслушивает мнение всех членов группы.
4.Общий результат обсуждения сообщает либо старший, либо им назначенный член группы.
5.Оценку за работу выставляет или старший группы, или учитель.
II. Объявление темы урока, постановка задач
Рассказ о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве и его книге «Письма о добром и прекрасном».
Д. С. Лихачев - выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, председатель отечественного Фонда культуры, академик.
Обратить внимание на картины памятников культуры. Определить задачи работы в группах.
III. Работа в группах
Группа 1 - работа со словарями (на столе 5 различных словарей и дополнительный материал о функциях культуры). Что такое культура ее виды и функции? (см. в Приложении)
Группа 2 и 3 - работа с термином «культура» по текстам из сборника лекций по философии В.Г.Горбачева (см. в Приложении)
Группа 4 - работа по текстам Д.С.Лихачева: «Что значит быть культурным человеком?» (см. в Приложении)
Группа 5 - работа по учебнику Боголюбова «Введение в обществознание 8-9класс». Каковы пути приобщения к культуре?
IV. Итоги работы в группах, сообщения детей.
1,2,3. группы - Что такое культура?
Культура - это латинское слово – «возделывание» - «уход» - «обработка», культура бывает материальная и духовная (примеры)
Культура в философском понимании – это характеристика сил и способностей человека, как деятеля.
Культура – это все что создано рукой и мыслью человека.
Культура – это «вторая природа».
Культура – это живая деятельность + овеществленная деятельность, комплекс достижений человечества.
Культура – это то что «нравственно» культура бывает созидательная и разрушительная.
Культура – как сказал Н.К.Рерих, «Сад прекрасный».
Культура – активное воздействие философии на ум человека. (Цицерон). Культура— личное совершенствование человека. (Философия средневековья). Культура—соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. (Философия эпохи Возрождения). Культура воплощение разумного. (Просветители XVIII века).
Культура– сфера духовной свободы человека. (Немецкая классическая философия).
Культура—совокупность результатов деятельности человека. (К.Маркс).
Функции культуры:
1. познавательная,
2. практическая,
3. социализирующая.
Обобщение учителем. Обращает внимание на многозначность понятия «культура». В настоящее время существует более 500 определений этого понятия. Наиболее употребляемое определение звучит так: «Культура - это совокупность всей деятельности человека и ее результатов». Еще раз называет виды культуры и ее функции.
5 группа сообщает о путях приобщения к культуре.
1 путь - это путь труда, радости, путь самостоятельного усвоения ее, проникновения в смысл прекрасного.
2 путь - это путь престижного присвоения культурных ценностей. В этом случае ценность культуры служит целям возвышения человека в чьих-то глазах.
Факторы, способствующие приобщению к культуре: образование, посещение музеев, библиотек, исторических памятников, сохранение традиций и обычаев.
6 группа. Черты культурного человека:
1. Это человек, имеющий память.
2. Благодарный потомству.
3. Бережно относящийся к культурным ценностям.
4. Знающий и сохраняющий традиции и обычаи своего народа.
5. Ответственный.
6. Эстетически развитый.
7. Любящий свой край.
8. Воспитанный, добрый, сострадающий.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Литература
1. Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Москва. «Детская литература». 1989 год. (Письмо №41)
2. В.Г.Горбачёв «Основы философии». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 1998 год. (Лекция №7)
3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание 8-9 класс». Москва. «Просвещение». 2002 год.
4. Учебник «Введение в обществознание 8-9 класс». Москва. «Просвещение». 2002 год.