История и обществознание
-
Учебная деятельность школьников в процессе персонифицированного обучения 2008
Речь идет, прежде всего, о том, как научить школьников самостоятельно учиться, приобретать знания из многочисленных источников информации и получить навыки владения различными видами и формами самостоятельной работы. Самостоятельно добытые знания усваиваются, понимаются лучше, помнятся дольше, чем знания "готовые", сообщенные преподавателем.
-
Интегрированный урок истории и английского языка "Путешествие в средневековую Англию" 2008
Интегрированный урок истории и английского языка по теме "Путешествие в средневековую Англию" разработан для учащихся 6-го класса, изучающих английский язык 2-ой год по учебнику Т.Б. Клементьевой и Б. Монк "Счастливый английский. 5–6 классы" и историю по учебнику Агибаловой, Донского "История средних веков".
-
Урок истории в 9-м классе "Установление власти большевиков" 2008
Основные цели урока: добиться усвоения и осмысления основных фактов урока; продолжать формировать приёмы умственной деятельности (выявление существенного, сравнение и обобщение фактов, доказательство); через осмысление прошлого формировать уважение к истории Отечества. По соотношению звеньев обучения - это урок изучения нового материала; по характеру действия - проблемный; по характеру материала - урок изучения фактов.
-
Обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме "Древний Восток" 2008
Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Восток". Цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока. В урок включены различные задания, выполняя которые ученики развивают логическое мышление, память, умение работать с картой.
-
Программа элективного курса "Работа с историческими источниками" 2008
Курс помогает увеличить количество часов, отведенных на изучение истории России, активизировать познавательную деятельность учащихся, развить предметную и социальную компетентность. Программа курса рассчитана на 34 ч. и содержит изучение исторических источников Древней Руси, периода раздробленности и централизованного государства до конца XVIII в.
-
Из опыта работы по преподаванию курса "Право и политка" 2008
В данной работе представлен определённый опыт изучения основ права в рамках учебного курса "Право и политика". Программа работы по данному курсу составлена в соответствии с современными требованиями школьного обществоведческого образования. Программа курса предназначена для подготовки учащихся профильных гуманитарных классов. На изучение курса предусмотрено 35 часов (1 час в неделю).
-
Жизнь и быт нижегородских татар в XVIII — начале ХХ в." (музейное занятие) 2008
Музейная педагогика, «пришедшая» в школу, - большой помощник для учителя. При этом ему вовсе не отводится роль всезнающего; его задача не давать однозначные ответы на все вопросы (это и невозможно), а совместно с детьми искать пути к их решению. В ходе занятия учитель знакомит ребят со значением предметов старины, легендами, преданиями прошлого.
-
Урок-семинар с элементами дискуссии "Иван IV и опричнина" 2008
Данный урок проводится в 10-м классе. Он разработан на основе технологии проведения урока семинара с использованием информационных технологий. Цель урока - познакомить учащихся с политической системой, сложившейся в России в середине XVI века, именуемой "опричниной"; в ходе исследовательской работы найти оценку опричнине в русской и советской историографии (С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского), заслушать неоднозначное мнение историков по этому вопросу.
-
Использование аппликаций на уроках истории в средней школе на примере урока "Средневековый город: от возникновения до расцвета", 6-й класс 2008
На примере урока в 6-м классе «Средневековый город: от возникновения до расцвета» по курсу «История средних веков» (традиционный комбинированный урок объяснения нового материала) рассматривается методика применения меловой схемы с использованием аппликаций. Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, работая с карточками и различными видами наглядных пособий, продолжают отрабатывать умение прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе.
-
Приемы работы с информационным текстом. Методические рекомендации для учителей истории и обществознания 2008
В число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны войти информационная и коммуникативная компетенции. Ученики работают с различными источниками информации, коммуникативные качества развиваются через парную, групповую, коллективную деятельность.
-
Лабораторное занятие – форма учебной работы с памятниками права в старших классах на примере темы "Судебная реформа 1864 года" 2008
Законодательные акты, документы актового характера составляют особый вид исторических источников, позволяющих историкам изучить политику государства, социальный статус различных слоёв населения и ответить на многие вопросы исторической науки. В предложенном варианте лабораторной работы, посвященной судебной реформе 1864 г., особенность предъявления учебного материала состоит в том, что сначала идёт поисковая работа учеников, и только потом следуют комментарии учителя, что позволяет школьникам закрепить необходимую информацию, которой они уже овладели в ходе выполнения и презентации работы.
-
Бинарный интегрированный урок (история + естествознание) в 5-м классе "Портрет планеты Земля" 2008
Урок разработан в соответствии с современными требованиями ранней предпрофильной подготовки учащихся, основан на использовании элементов модульной технологии и носит ярко выраженную практическую направленность, направлен на формирование в сознании учащихся целостной картины мира. Учтены когнитивные и личностные особенности восприятия учебного материала, используются элементы игры, инсценировки, выступление "Говорящей карты", работа в группах - "экипажах", проблемные ситуации, творческие, практические, эвристические познавательные задания.
-
Урок истории в 8-м классе на тему "Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство" 2008
Развитие индустриального общества, старые проблемы, доставшиеся в наследство XIX веку, а также новые, возникшие в ходе модернизации, - все это привело к появлению теорий, которые должны были ответить на вопросы, волновавшие людей: как будет идти дальнейшее развитие общества, каким ему быть в будущем. Данный урок позволит учащимся в доступной форме познакомиться с основными положениями идейно-политических учений XIX в.: либерализма, консерватизма и социализма.
-
Урок-поэма в 5-м классе по теме "Древняя Греция" 2008
В данной методической разработке предлагается вариант проведения повторительно-обобщающего урока истории в 5-м классе по теме "Древняя Греция". Вместе со сказочным персонажем учащиеся погружаются в атмосферу изучаемой исторической эпохи и совершают увлекательное путешествие по Древней Греции.
-
Возникновение ислама и объединение арабов 2008
Предполагаемая разработка представляет собой комбинированный урок с использованием различных методов и способов освоения материала. Этот урок способствует развитию картографических и хронологических умений школьников, а также формированию повышенного интереса к изучению истории средних веков как к части мировой культуры.
-
Разработка урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры". Использование методики сотрудничества 2008
Главной целью является выявление и развитие способностей учеников, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
-
Урок обществознания в 11-м классе "Я — будущий избиратель" 2008
Знания об избирательном процессе формируются к данному возрасту на уроках обществознания, права, истории и во внеклассной работе. Учащиеся хорошо знают процедуру выборов, права избирателя, принципы работы избирательных комиссий, ход предвыборной агитации и другие вопросы избирательного права. Задания в игре подобраны разноплановые, позволяющие проявить творчество, свою гражданскую позицию, критическое мышление, свои знания по вопросам, обсуждаемым на уроке. На протяжении урока учащиеся занимаются политическим моделированием ситуации, так как главная задача учителя на подобных уроках - способствовать формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
-
"Судьба реформ и реформаторов в России". Урок истории в 10-м классе 2008
В статье представлена методическая разработка урока истории в 10-м классе. Материал может быть использован как урок-семинар, урок систематизации знаний. На уроке используется элементы технологии Ю.Л. Троицкого.
-
Урок истории России с использованем ИКТ в 10-м классе по теме "Россия накануне правления Петра I" 2008
Урок разработан для 10-го класса гуманитарного профиля. Цель учителя: познакомить учащихся с неизвестными страницами истории. (Период правления царя Федора и царевны Софьи является именно такой "забытой, замалчиваемой" страницей русской истории.) Показать возможный вариант модернизации России, начатый, но не продолженный последователями.
-
Исследовательский метод и его роль в изучении истории 2008
В работе рассказывается о том, какая роль отводится исследовательскому методу в изучении истории.
-
Модульный урок истории в 6-м классе по теме "Владимир Святославович: от язычества к христианству" 2008
Данный урок позволяет сформировать образно-пространственное, целостное, системное представление у учеников о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны.
-
"Изучение официальных символов Мурманской области в школе" (в помощь учителю) 2008
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами своей страны, формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины. Ознакомление с гербом и флагом Мурманской области входит в содержание патриотического воспитания детей.
-
"Своя игра" – познавательная игра по истории России с древнейших времен до конца Смутного времени 2008
Данный урок представляет собой игровую форму проверки знаний учащихся по большому разделу истории России с древнейших времён до конца Смуты по типу "Своей игры". Цель урока: через диагностику уровня обученности учащихся стимулировать познавательный интерес к предмету.
-
Повседневная жизнь в Новое время. Урок в 7-м классе 2008
Представлен конспект урока по теме: "Повседневная жизнь".
-
Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Русская живопись второй половины XIX века" 2008
Представлен конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству в 8-м классе по теме: "Русская живопись второй половины XIX века".
-
Открытый урок в 5-м классе по теме "Архитекторы, скульпторы, поэты Греции" 2008
Основные цели данного урока: знакомство учащихся с культурными ценностями греческих полисов - архитектурой, скульптурой и театром; развитие в детях чувства прекрасного, уважения к чужой самобытной культуре; формирование образных представлений, понятий причинно-следственных связей.
-
Урок "Россия в годы царствования Феодора Иоанновича. Правление Бориса Годунова (1584–1598 гг.)" 2008
Урок истории на тему «Россия в годы царствования Федора Иоанновича. Правление Бориса Годунова (1584–1598 гг.)» предназначен для учащихся 10-х профильных классов. Тема рассматривается с использованием отрывка из работы историка С.Ф. Платонова «Борис Годунов», что позволяет полнее реализовать принцип антропоцентризма в истории, а также развить у учащихся умения и навыки работы с различными источниками информации.
-
Программа элективного курса 2008
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 10-11-х классов. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета.
-
Урок по истории Сибири на тему "Томск купеческий" 2008
Урок с использованием КСО (коллективные способы обучения) решает три основных задачи: конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации человека в обществе, особенно в условиях социального расслоения современного общества. Используется презентация в программе Power Point.
-
Русское войско: с древнейших времен и до опричнины 2008
Представлен конспект урока по теме "Русское войско: с древнейших времён и до опричнины" в 7-м классе. Данный урок рассчитан на один академический час. Он должен помочь учащимся в осмыслении процессов, происходивших в русской армии, выявить роль войска в развитии государства, обобщить знания об особенностях вооружения, обмундирования и состава русского войска. Урок должен показать, как на протяжении различных периодов русской истории менялось оружие, появлялись новые рода войск и тактика боя.