Цели урока:
Образовательные:
- дать представление об основных направлениях общественной мысли XIX века.
Развивающие:
Воспитательные:
- воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.
Основные понятия:
- либерализм,
- неолиберализм,
- консерватизм,
- неоконсерватизм,
- социализм,
- утопический социализм,
- марксизм,
- социал-реформизм,
- анархизм.
Оборудование урока: портреты Бенджамина Дизраэля, Отто фон Бисмарка, Адама Смита, Джона Локка, Анри Сен-Симона, Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Карла Маркса, Фридриха Энгельса.
Ход урока
1. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы.
Учитель: Урок, посвященный знакомству с идейно-политическими учениями XIX в., является достаточно сложными, так как он относятся не только к истории, но и к философии. Философов – мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Куда движется история? Какими должны быть отношения между государством и личностью, личностью и церковью, между новыми классами – буржуазией и наемными работниками? Я надеюсь, что мы справимся сегодня на уроке с этой сложной задачей, т.к. у нас уже есть знания по этой теме: вы получили домой задание познакомиться с учением либерализма, консерватизма и социализма - они послужат основой для усвоения нового материала.
Какие цели ставит каждый из вас сегодня на уроке? (ответы ребят)
2. Изучение нового материала.
Класс делится на 3 группы. Работа в группах.
Каждая группа получает задания: выбрать одно из общественно- политических течений, познакомиться с основными положениями этих течений, заполнить таблицу и приготовить презентацию.
На столе разложены выражения, характеризующие основные положения учений:
- деятельность государства ограничена законом
- существует три ветви власти
- свободный рынок
- свободная конкуренция
- свобода частного предпринимательства
- государство не вмешивается в экономику
- личность несет ответственность за собственное благополучие
- путь преобразований – реформы
- полная свобода и ответственность личности
- власть государства не ограничена
- сохранение старых традиций и устоев
- государство регулирует экономику, но не покушается на собственность
- отрицали “равенство и братство”
- государство подчиняет себе личность
- свобода личности
- соблюдение традиций
- неограниченная власть государства в форме диктатуры пролетариата
- уничтожение частной собственности
- уничтожение конкуренции
- уничтожение свободного рынка
- государство полностью контролирует экономику
- все люди имеют равные права и блага
- преобразование общества – революция
- уничтожение сословий и классов
- уничтожение имущественного неравенства
- государство решает социальные проблемы
- свобода личности ограничена государством
- труд обязателен для всех
- запрещено предпринимательство
- запрещена частная собственность
- частная собственность служит всем членам общества или заменена на общественную
- отсутствует сильная власть государства
- коллективный труд обязателен для всех, приносит радость и удовлетворение
- государство регламентирует жизнь человека
- деньги отменены.
3. Составление схем и оформление результатов работы – создание презентаций.
Ребята составляют линию сравнения: главная идея, роль государства в экономической жизни, отношение к социальным вопросам и пути решения социальных проблем, по выбранному учению.
1 группа.
Консерватизм – работа со схемой (см. Приложение 1)
Граф-схема
2 группа.
Либерализм - работа со схемой (см. Приложение 2).
3 группа.
Социализм - работа со схемой (см. Приложение 3).
Схема “ Кольца Венна”
(Свобода, труд, равенство; золотой век человечества не позади нас, а впереди)
Каждая группа анализирует свое учение.
4. Обобщающая беседа.
Учитель: Что общего во взглядах либералов и консерваторов? В чем различия? В чем состоит главное различия между социалистами, с одной стороны, и либералами и консерваторами – с другой? (в отношении к революции и частной собственности). Какие слои населения будут поддерживать либералов, консерваторов, социалистов? Для чего необходимо знать современному молодому человеку основные идеи консерватизма, либерализма, социализма?
5. Подведение итогов. Суммирование подходов и точек зрения.
- Какую роль вы согласны отвести государству?
- Какие пути решения социальных проблем вы видите?
- Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?
- Какой вывод по итогу урока вы можете сфорсмулировать?
Вывод: Ни одно из общественно-политических учений не может претендовать на то, что оно является “единственным истинно правильным”. Необходимо критически подходить к любому учению.
Литература:
- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Учебник 8 класс. Новая история, Просвещение., М.2002.
- Большая советская энциклопедия.