Урок истории в 8-м классе на тему "Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Образовательные:

  • дать представление об основных направлениях общественной мысли XIX века.

Развивающие:

  • развивать у учащихся способность осмысливать теоретический материал, работая с учебником и дополнительными источниками;
  • систематизировать его, выделяя главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейно-политических направлений, составляя таблицы.

Воспитательные:

  • воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.

Основные понятия:

  • либерализм,
  • неолиберализм,
  • консерватизм,
  • неоконсерватизм,
  • социализм,
  • утопический социализм,
  • марксизм,
  • социал-реформизм,
  • анархизм.

Оборудование урока: портреты Бенджамина Дизраэля, Отто фон Бисмарка, Адама Смита, Джона Локка, Анри Сен-Симона, Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Карла Маркса, Фридриха Энгельса.

Ход урока

1. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы.

Учитель: Урок, посвященный знакомству с идейно-политическими учениями XIX в., является достаточно сложными, так как он относятся не только к истории, но и к философии. Философов – мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Куда движется история? Какими должны быть отношения между государством и личностью, личностью и церковью, между новыми классами – буржуазией и наемными работниками? Я надеюсь, что мы справимся сегодня на уроке с этой сложной задачей, т.к. у нас уже есть знания по этой теме: вы получили домой задание познакомиться с учением либерализма, консерватизма и социализма - они послужат основой для усвоения нового материала.

Какие цели ставит каждый из вас сегодня на уроке? (ответы ребят)

2. Изучение нового материала.

Класс делится на 3 группы. Работа в группах.

Каждая группа получает задания: выбрать одно из общественно- политических течений, познакомиться с основными положениями этих течений, заполнить таблицу и приготовить презентацию.

На столе разложены выражения, характеризующие основные положения учений:

  • деятельность государства ограничена законом
  • существует три ветви власти
  • свободный рынок
  • свободная конкуренция
  • свобода частного предпринимательства
  • государство не вмешивается в экономику
  • личность несет ответственность за собственное благополучие
  • путь преобразований – реформы
  • полная свобода и ответственность личности
  • власть государства не ограничена
  • сохранение старых традиций и устоев
  • государство регулирует экономику, но не покушается на собственность
  • отрицали “равенство и братство”
  • государство подчиняет себе личность
  • свобода личности
  • соблюдение традиций
  • неограниченная власть государства в форме диктатуры пролетариата
  • уничтожение частной собственности
  • уничтожение конкуренции
  • уничтожение свободного рынка
  • государство полностью контролирует экономику
  • все люди имеют равные права и блага
  • преобразование общества – революция
  • уничтожение сословий и классов
  • уничтожение имущественного неравенства
  • государство решает социальные проблемы
  • свобода личности ограничена государством
  • труд обязателен для всех
  • запрещено предпринимательство
  • запрещена частная собственность
  • частная собственность служит всем членам общества или заменена на общественную
  • отсутствует сильная власть государства
  • коллективный труд обязателен для всех, приносит радость и удовлетворение
  • государство регламентирует жизнь человека
  • деньги отменены.

3. Составление схем и оформление результатов работы – создание презентаций.

Ребята составляют линию сравнения: главная идея, роль государства в экономической жизни, отношение к социальным вопросам и пути решения социальных проблем, по выбранному учению.

1 группа.

Консерватизм – работа со схемой (см. Приложение 1)

Граф-схема

2 группа.

Либерализм - работа со схемой (см. Приложение 2).

3 группа.

Социализм - работа со схемой (см. Приложение 3).

Схема “ Кольца Венна”

(Свобода, труд, равенство; золотой век человечества не позади нас, а впереди)

Каждая группа анализирует свое учение.

4. Обобщающая беседа.

Учитель: Что общего во взглядах либералов и консерваторов? В чем различия? В чем состоит главное различия между социалистами, с одной стороны, и либералами и консерваторами – с другой? (в отношении к революции и частной собственности). Какие слои населения будут поддерживать либералов, консерваторов, социалистов? Для чего необходимо знать современному молодому человеку основные идеи консерватизма, либерализма, социализма?

5. Подведение итогов. Суммирование подходов и точек зрения.

- Какую роль вы согласны отвести государству?

- Какие пути решения социальных проблем вы видите?

- Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?

- Какой вывод по итогу урока вы можете сфорсмулировать?

Вывод: Ни одно из общественно-политических учений не может претендовать на то, что оно является “единственным истинно правильным”. Необходимо критически подходить к любому учению.

Литература:

  1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Учебник 8 класс. Новая история, Просвещение., М.2002.
  2. Большая советская энциклопедия.