Цель: Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.
Задачи:
- Формирование у учащихся представлений о конституционных избирательных правах.
- Развитие способности к политическому моделированию.
- Обучение учащихся способам и навыкам осознанного политического и гражданского выбора.
- Развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию.
Форма урока: ситуативная игра с социальной направленностью.
Оборудование:
- компьютер,
- экран,
- проектор,
- рабочие листы для работы в группах “Гражданин – это…”, “Законы обывателя”,
- лист для ранжирования “Избирательный процесс”.
ХОД УРОКА
Учитель: Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя, то есть может пользоваться активным избирательным правом. Никто не имеет права препятствовать ему в реализации его избирательных прав. Но оказывается, что чисто формальных оснований для того, чтобы быть избирателем, не всегда достаточно для реального участия в управлении делами страны. Следовательно, необходимо еще быть подготовленным к роли избирателя внутренне, своими личными качествами.
Сегодня на уроке мы смоделируем ситуации, с которыми реально или гипотетически может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права. Работать сегодня будем в группах, поэтому вспомним основные приемы.
- Умейте признать свои ошибки и проявить готовность к изменению своей позиции.
- Учитесь слушать и слышать друг друга.
- Каждый имеет возможность высказаться.
- В споре рождается истина. Истина – главный итог работы группы.
Прошу вас разделиться на группы. Предлагаю каждому выбрать одну из табличек, на которой написаны буквы (“М”, “Д”, “А” или “У”). Образуется 4 команды.
Учитель:
Какое же слово можно составить из этих букв? (Дума).
Итак, у нас получилось 4 группы. Каждая группа – это граждане России, принимающие участие в выборах, активные и компетентные.
Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знание конституционных основ прав граждан РФ. Итак, начинаем. Обратимся к статистике. (На экране появляются цифры)
Данные 2004 года.
- 6% россиян лично принимают участие в политической деятельности.
- 94% - не принимают участие вообще.
Постоянно занимаются организацией политических мероприятий лишь 1% населения РФ.
- 3% - от случая к случаю.
- 5% - не занимаются такой деятельностью вообще.
- 58% населения придерживается нейтральности, ни в каких акциях принимать участие не собираются.
- 16% будут принимать участие в подписании писем и петиций.
- 11% собираются обратиться в СМИ с проблемами.
Задание группам:
Попытайтесь сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 и 3 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 и 4 группы).
(Дается время для работы в группах, после этого на экран выводится причины, сформулированные социологами во время социологического опроса (данные газет “АИФ”).
Необходимо участвовать в выборах потому, что:
- Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;
- Это показатель политической и правовой культуры гражданина;
- Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;
- Выборы закладывают фундамент будущего страны;
- Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.
Причины политической пассивности:
- Отстраненность части граждан от политики;
- Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;
- Низкий уровень политической культуры;
- Незнание программ партий и трудности с выбором;
- Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.
Учитель:
Какие пословицы могут характеризовать позиции человека, который отказывается участвовать в выборах: Моя хата с краю, я ничего не знаю. Своя рубашка ближе к телу. После меня хоть потоп. После меня хоть трава не расти. Мне все по барабану. Я маленький человек - от меня ничего не зависит.
Каким словом называют человека, равнодушного к проблемам своей страны, других людей, живущих только своими проблемами? (ОБЫВАТЕЛЬ, НЕБОКОПТИТЕЛЬ).
А человека, мысли и поступки которого направлены на благо своего народа, своего Отечества? (Гражданин).
Рабочий лист
Гражданин – человек, который
любит ___________________________________________________
переживает _______________________________________________
действует _________________________________________________
протестует ________________________________________________
требует ___________________________________________________
потому что ________________________________________________
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Законы обывателя
Думай только ___________________________________________
Заботься только _________________________________________
Лишь бы меня __________________________________________
Главное в жизни ________________________________________
“Моя хата с краю ничего не знаю”, “После нас – хоть потоп!”
Примерные ответы:
Гражданин – это человек, который
- любит свою родину
- переживает ее беды и проблемы как свои собственные
- действует на благо своей страны и не может быть равнодушным, потому что только активность граждан сделает свою Родину процветающей
- протестует против нарушений прав человека
- требует улучшения условий жизни для многих людей
Законы обывателя:
- думает только о себе
- заботится только о собственном благе
- лишь бы меня не трогали
- главное в жизни – спокойствие и достаток.
(Ученикам дается возможность свободно высказать свое отношение к двум типам поведения – гражданскому и обывательскому).
Следующая проблема для обсуждения. Внимание на экран.
В 2004 году перед выборами Президента РФ
ученица Дзюба Наташа провела опрос среди жителей
станицы Роговской. Опрошено было 50 человек.
15% - заявили, что вообще на выборы не ходят
Итак, вопрос – все ли люди идут на выборы с твердым убеждением выбрать ту или иную партию и ее программу? Почему некоторые принимают решение – раз не могу выбрать – лучше не пойду совсем? Что нужно знать избирателю, чтобы сделать осознанный выбор в пользу той или иной партии, конкретного кандидата в органы местной власти?
Задание группам – составьте памятку избирателю, чтобы сделать осознанный и ответственный политический выбор.
(Время для работы в группах).
Обсуждение памяток. Внимание на экран.
В 2005 году ученица нашей школы Николаенко Оксана участвовала в краевом конкурсе по избирательному праву. Она составила памятки для избирателей и кандидатов в депутаты. Вот ее “Памятка Избирателю”.
Избирательная кампания в нашей стране состоит из нескольких этапов.
Ваша задача проанализировать эти этапы.
(Время для обсуждения в группах).
- Образование избирательных округов и участников.
- Создание избирательных комиссий.
- Составление списков избирателей.
- Подготовка избирательных бюллетеней.
- Выдвижение кандидатов.
- Сбор подписей.
- Регистрация кандидатов.
- Предвыборная агитация.
- Выборы.
- Подсчет голосов.
- Обнародование итогов выборов.
А на каком этапе находится предвыборная компания по выборам президента России на сегодняшний день?
И последняя проблема для сегодняшнего обсуждения – это нарушения в избирательном процессе.
Сейчас каждая группа получит ситуации, и должна будет определить, было ли нарушение в ходе избирательной кампании.
Ситуация № 1.
Председатель участковой избирательной комиссии:
- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
Ситуация № 2.
Из разговора с членом избирательной комиссии:
- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.
Ситуация № 3.
Из беседы с наблюдателем.
- Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.
Ситуация № 4.
Из разговора с избирателем.
- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ:
Ситуация № 1.
непредъявление пустых урн наблюдателям перед
опечатыванием.
Ситуация № 2.
голосование за родственников.
Ситуация № 3.
халатность при учете количества бюллетеней
взятых выездной группой.
Ситуация № 4.
отсутствие наблюдателей.
Учитель:
Подходит к завершению наш урок “Я – будущий избиратель”. Вам молодым решать судьбу России в ближайшие годы. В нашем классе есть ребята, которые впервые голосовали 2 декабря 2007 года, давайте поздравим их с этим событием.
Не все выбирают политику своей профессией. Но все граждане являются избирателями. И потому нужно помнить, что будущее ваших родителей, вас и ваших детей будет зависеть от вашей политической культуры, от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности.
Успехов вам в вашей жизни.