Цель:
- образовательная – обобщить и систематизировать знания обучающихся по истории Древнего Востока;
- развивающая - развивать устную речь обучающихся, умение сравнивать, делать выводы;
- воспитательная - воспитывать уважение к прошлому.
Оборудование урока:
- карта полушарий;
- «Древние государства мира»;
- рисунки: корабля, островов, пирата, обезьяны, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Развивает ветер паруса
Мчит корабль нас по океану знаний
Впереди препятствий полоса
Острова и множество заданий!
На доске рисунок корабля. (Рисунок 1).
II. Повторение по теме.
Учитель: Сегодня необычный урок - урок-путешествие. Нас ждут острова, чтобы не попасть в плен к пиратам и побывать на каждом острове необходимо верно выполнять задания.
Вот остров «Отгадай–ка»
Кто вас ждет здесь, угадай-ка!
Вам загадки от шутницы
Обезьянки баловницы!
На доске рисунки острова (Рисунок 2), обезьянки (Рисунок 3).
Учитель: Определите, какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова! Какими государствами они управляли? Покажите на карте государства!
- Я – царь, превосходящий прочих царей, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению! По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость! Пусть мои законы не имею нарушителя! (Хаммурапи).
- Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку! и лошадь шла за лошадью! Крепость покорилась моему величеству! Велика мая мощь, велика власть бога Амон-Ра над всеми чужеземными странами! (Тутмос).
- Я царь чью мудрость восхваляют по всему свету! Мне удалось заключить союз с фараоном Египта и женится на его дочери! Это обезопасило границы моего государства, и я с гордостью могу сказать: «Каждый жил спокойно под виноградником своим!» За то, что бог Яхве дал мне мудрое сердце воздвиг я в его честь храм и прославлял везде его имя! (Солон).
- Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце! (Ашшурбанапал).
- Я - царь великий, царь царей, царь этой земли! Мне достались 23 страны, они стали мне подвластны, приносили мне дань! Эти страны следовали моим законам! (Дарий I).
- Я подчинил себе всю страну, кроме крайнего юга! На девятом году правления завоевал соседнее государство Калингу, убил вовремя покорения 100 тысяч человек и ужаснулся! Согласно заповедям Будды, построил я монастыри, распространил его учения в соседние страны! (Ашока).
- Я сын Неба, объединив Поднебесную, принял титул первого императора династии! Обрушил мощь империи против варваров, живущих на севере, чтобы они не нарушали спокойствие империи, построил стену в десять тысяч ли! (Цинь Шихуан).
Учитель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, и мы можем плыть дальше!
Прояви свою смекалку
Ты на острове «Решай-ка»!
Камни, рифы одолей,
Попусту воды не лей!
Корабль подплывает к острову. (Рисунок 4).
Задачи:
- Сколько лет и полных веков продолжается наша эра? Какой год был раньше: 40 год до нашей эры или 40 год нашей эры? На сколько лет раньше? Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры?
- В 70 г. до н. э. поставили придорожный столб. В прошлом году его перевезли в музей, сколько лет столб простоял у дороги?
- В 2005 г. были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 768 лет первое и 920 лет второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше?
- В 1980 г. археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 600 лет назад. Когда произошло это событие?
Учитель: Очень хорошо справились с заданием.
Поиграть пришла пора!
Вот и остров, где игра
И на завтрак и на ужин
Такой нам остров очень нужен!
На доске остров. (Рисунок 5).
Ш. Физкультминутка:
Ветер сильно вдруг подул (руки вверх и наклоны в сторону)
Волны высоко взметнули (руки сцепить в замок и выполнять волнообразные движения)
Наш кораблик накренился (наклоны вперед назад)
И к Земле поторопился (бег на месте)
Мы на сушу все сойдем (ходьба)
С облегчением вздохнем (вдох, выдох).
Учитель: Отдохнули, поиграли, можно путешествовать дальше!
IV. Работа по пройденной теме.
Учитель:
Остров странный впереди
Таких нам больше не найти!
Надо нам кроссворд решить,
Чтоб по океану дальше плыть!
На доске остров (Рисунок 6), кроссворд (Рисунок 7).
Задание к кроссворду.
Учитель: Если вы правильно решите кроссворд, т в клетках, выделенных рамкой, прочтете, как называли мальчиков, готовившихся в городах Древнего Двуречья стать писцами.
По вертикали:
- Число чудес света (так греки и римляне называли самые замечательные творения человека).
- Древний город в Малой Азии, где начиналась «царская дорога».
- Китайский мудрец, утверждавший, что благородный человек винит себя, а ничтожный – других.
- Древнегреческий историк, описавший строительство египетских пирамид.
- Богач, который наживался на том, что давал серебро или другое имущество в долг.
- Приближенный царя, обычно знатный и богатый человек.
- Сохраненное для вечности, высушенное тело умершего.
- Отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно человек.
- Наименование четырех групп людей, к одной из которых с самого рождения принадлежал каждый индиец.
- Человек, занимающийся в научных целях раскопками.
- Перевод на русский язык слова, которым называли знаменитого индийского мудреца.
- Один из главных городов Персидского царства, в котором заканчивалась «царская дорога».
Учитель: Кроссворд разгадали, можно отправляться в путь! Но кто это?
Не дают пираты ходу,
У пиратов разбой в моде!
Можем мы отпор им дать,
Все что нужно прочитать!
На доске рисунок острова (Рисунок 8) и рисунок Пирата (Рисунок 9).
Задание: Расшифруйте криптограммы и прочитайте высказывания древних мудрецов.
1. «Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, 212343221 1186954671075!
Ключевые слова:
- 121 1351 149 – игра, изобретенная в Индии (Шахматы).
- 1576721611 – постоянное поселение, созданное в чужой стране (Колония).
- 1737184 – правитель, построивший самую высокую пирамиду (Хеопс).
- 8110314 – название частей Библии (Завет).
Полный текст криптограммы:
«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом».
2. Быть человечным или не быть – это зависит 1234522167887 – 91011!
Ключевые слова:
- 673212 – сбор в пользу государства (Налог).
- 81310658 – высеченное из скалы существо с головой человека и телом льва (Сфинкс).
- 114176117926 – фараон, гробница которого не была разграблена в древности (Тутанхамон).
- 151064 – название династии, утвердившейся в Китае в 3 веке до нашей эры (Цинь).
Полный текст криптограммы: «Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих).
V. Итог урока.
Учитель: Молодцы!
Океан преодолели,
Обогнули рифы, мели.
За острый ум и за смекалку
Отметки дарит остров «Награждай-ка»!
На доске рисунок острова (Рисунок 10).
В ходе игры ребята за правильный ответ получают жетон (Рисунок 11). По количеству набранных жетонов ученики получают отметку.
Учитель:
- Понравилось вам путешествие?
- В каких странах вы побывали?
- Какое задание было для вас самым трудным?
Молодцы, работали дружно, справились со всеми заданиями! А сейчас давайте запишем домашнее задание: задание № 92, 93, 94, 95 в печатной тетради
Г. И.Годер «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира» выпуск 1 Москва «Просвещение» 2007.