Изменения, происходящие в мире и России, современная социокультурная ситуация активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.
Приоритетной задачей образования становится создание такой совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей.
Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет на только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики обуславливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.
Актуальность введения вопросов права в преподавание современного обществознания обусловило необходимость разработки программно-методического обеспечения данного курса, методологическую основу которого составляет адаптивная программа «Право и политика».
Методологической основой данной программы стала программа «Право» для 10-11 классов профильного уровня (автор – кандидат педагогических наук А.И. Матвеев). Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учётом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Целью курса является формирование интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.
Для реализации поставленных целей программа предусматривает решение основных задач:
- знакомство с историей становления правового государства;
- изучение основ важнейших отраслей российского права;
- формирование у старшеклассников практических навыков применения полученных знаний в конкретных жизненных ситуациях.
Формы проведения занятий: лекция, семинар, практическая работа, деловая игра, конференция.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
- проблемы становления правового государства в России;
- основные положения ведущих отраслей отечественного права.
Должны уметь:
- разбираться в правовых вопросах и ориентироваться в российском законодательстве;
- теоретически анализировать правовые ситуации;
- реализовывать свои права в социальной сфере в широком правовом контексте.
Технологическая карта творческого урока
Цели:
- углубление знаний учащихся по теме, развитие представлений о системе функционирования и взаимодействия органов государственной власти, в основу которой положен принцип разделения властей;
- совершенствование общеучебных умений и навыков: работа с учебной книгой, с дополнительным источником, отбор материала, его систематизация;
- формирование правовой культуры учащихся.
Методическая цель: формирование информационной компетенции школьников.
Форма проведения: урок – практикум.
Программа работы:
- Целеполагание. Актуализация опорных знаний по теме «Правовое государство». Рефлексия.
- Постановка проблемы: выяснить, действительно ли Россия находится на пути к укреплению правового государства?
- Работа в группах: инструктаж, практическая работа. Учебная задача: проанализировав материалы учебника, прессы, главы 4 – 7 Конституции РФ, определить принципы и содержание органов в системе государственной власти РФ.
- Обобщение результатов работы групп. Составление структурно – логической схемы. Учебная задача: определить, реализуется ли на деле в современной системе государственной власти РФ принцип разделения властей?
- Тест на закрепление ЗУН.
- Рефлексия. Подведение итогов.
I. Целеполагание. Актуализация опорных знаний по теме «Правовое государство».
- Дайте определение термина «Правовое государство».
- Назовите и прокомментируйте основные принципы правового государства.
- Раскройте сущность принципа разделения властей.
Рефлексия. Закончите мысль: «Власть, ………., а не ……….., - вот что такое правовое государство». Прокомментируйте её.
II. Задания для практической работы по теме «Система государственной власти РФ».
1. Постановка проблемы.
Учебная задача: проанализировав материалы учебника, Конституции РФ, прессы, определить принципы и содержание органов в системе государственной власти РФ.
Форма работы: групповая.
Группа №1 - работа по теме «Президент РФ». Глава 4 Конституции РФ.
Практические задачи:
- заполните I блок структурно-логической схемы, где должны быть освещены следующие вопросы: порядок избрания, функции Президента, Президент и Государственная Дума, Президент и Совет Федерации, порядок отрешения Президента от власти.
- Почему Президент РФ обладает неприкосновенностью?
- Кто является Президентом РФ, когда он избран? Каков его рейтинг в настоящее время? (Интернет – консультация).
Группа №2 – работа по теме «Законодательная власть РФ». Глава 5 Конституции РФ.
Практические задачи:
- Как называется главный законодательный орган страны?
- Раскройте структуру парламента и функции его палат, их состав, порядок формирования и роспуска.
- Назовите имена и фамилии председателей представительных органов власти, действующих в стране в настоящее время (Интернет – консультация).
- По данной теме заполните II блок структурно – логической схемы.
Группа №3 – работа по теме «Исполнительная власть РФ». Глава 6 Конституции РФ.
Практические задачи:
- Кто осуществляет в РФ исполнительную власть?
- Кто входит в состав Правительства РФ, на каких условиях? Назовите имя и фамилию действующего председателя Правительства РФ (Интернет – консультация)
- Каковы последствия отставки Правительства РФ?
- Кем может быть выражено недоверие Правительству РФ?
- Определите функции Правительства, заполните III блок структурно – логической схемы.
Группа №4 – работа по теме «Судебная власть РФ». Глава 7 Конституции РФ.
Практические задачи:
- Кто осуществляет правосудие в РФ?
- Раскройте структуру судебной системы РФ, заполните IV блок структурно – логической схемы.
- Составьте положение о судье РФ.
- Каков смысл конституционного термина «правосудие»?
III. Обобщение результатов работы групп. Составление структурно – логической схемы.
Учебная задача: определить, реализуется ли на деле в современной системе государственной власти РФ принцип разделения властей.
Рефлексия. Сделайте вывод: реализован ли в данной схеме принцип разделения властей. Обоснуйте свой ответ.
Экспресс - тест на закрепление ЗУН учащихся
1. Какое выражение относится к понятию «правовое государство»:
- государство подчиняется праву;
- в государстве издаётся много законов;
- все равны перед законом и судом;
- представители власти неприкосновенны и не подчиняются закону;
- все люди обладают неотъемлемыми правами;
- у правительства есть право принимать законы, не учитывая мнения граждан;
- законодатели могут влиять на судебную власть, требуя того или иного решения по вопросу, затрагивающему национальные интересы.
2. Высшими судебными органами, осуществляющими правосудие по гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам, а также надзор за деятельностью судов, являются:
- Верховный Суд РФ;
- Высший Арбитражный Суд РФ;
- Конституционный Суд РФ;
- Суд присяжных;
- Суды общей юрисдикции.
3. Максимальный срок полномочий Правительства РФ зависит от срока полномочий Президента РФ:
- да;
- нет.
4. В Совет Федерации входят по два представителя от исполнительного органа государственной власти каждого субъекта РФ:
- да;
- нет.
5. Укажите, какие из перечисленных ниже полномочий относятся к компетенции Президента:
- назначение выборов Государственной Думы;
- роспуск Государственной Думы;
- принятие законов;
- отставка Правительства;
- освобождение от должности Генерального прокурора;
- представление Совету Федерации кандидатур судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;
- назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы.
Рефлексия. Закончите мысль: «Проблема становления правового государства актуальна для страны, так как……………….; для меня лично, так как………………»