Из опыта работы по преподаванию курса "Право и политка"

Разделы: История и обществознание


Изменения, происходящие в мире и России, современная социокультурная ситуация активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.

Приоритетной задачей образования становится создание такой совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей.

Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет на только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики обуславливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

Актуальность введения вопросов права в преподавание современного обществознания обусловило необходимость разработки программно-методического обеспечения данного курса, методологическую основу которого составляет адаптивная программа «Право и политика».

Методологической основой данной программы стала программа «Право» для 10-11 классов профильного уровня (автор – кандидат педагогических наук А.И. Матвеев). Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учётом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Целью курса является формирование интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.

Для реализации поставленных целей программа предусматривает решение основных задач:

  • знакомство с историей становления правового государства;
  • изучение основ важнейших отраслей российского права;
  • формирование у старшеклассников практических навыков применения полученных знаний в конкретных жизненных ситуациях.

Формы проведения занятий: лекция, семинар, практическая работа, деловая игра, конференция.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • проблемы становления правового государства в России;
  • основные положения ведущих отраслей отечественного права.

Должны уметь:

  • разбираться в правовых вопросах и ориентироваться в российском законодательстве;
  • теоретически анализировать правовые ситуации;
  • реализовывать свои права в социальной сфере в широком правовом контексте.

Технологическая карта творческого урока

Цели:

  • углубление знаний учащихся по теме, развитие представлений о системе функционирования и взаимодействия органов государственной власти, в основу которой положен принцип разделения властей;
  • совершенствование общеучебных умений и навыков: работа с учебной книгой, с дополнительным источником, отбор материала, его систематизация;
  • формирование правовой культуры учащихся.

Методическая цель: формирование информационной компетенции школьников.

Форма проведения: урок – практикум.

Программа работы:

  1. Целеполагание. Актуализация опорных знаний по теме «Правовое государство». Рефлексия.
  2. Постановка проблемы: выяснить, действительно ли Россия находится на пути к укреплению правового государства?
  3. Работа в группах: инструктаж, практическая работа. Учебная задача: проанализировав материалы учебника, прессы, главы 4 – 7 Конституции РФ, определить принципы и содержание органов в системе государственной власти РФ.
  4. Обобщение результатов работы групп. Составление структурно – логической схемы. Учебная задача: определить, реализуется ли на деле в современной системе государственной власти РФ принцип разделения властей?
  5. Тест на закрепление ЗУН.
  6. Рефлексия. Подведение итогов.

I. Целеполагание. Актуализация опорных знаний по теме «Правовое государство».

- Дайте определение термина «Правовое государство».

- Назовите и прокомментируйте основные принципы правового государства.

- Раскройте сущность принципа разделения властей.

Рефлексия. Закончите мысль: «Власть, ………., а не ……….., - вот что такое правовое государство». Прокомментируйте её.

II. Задания для практической работы по теме «Система государственной власти РФ».

1. Постановка проблемы.

Учебная задача: проанализировав материалы учебника, Конституции РФ, прессы, определить принципы и содержание органов в системе государственной власти РФ.

Форма работы: групповая.

Группа №1 - работа по теме «Президент РФ». Глава 4 Конституции РФ.

Практические задачи:

  • заполните I блок структурно-логической схемы, где должны быть освещены следующие вопросы: порядок избрания, функции Президента, Президент и Государственная Дума, Президент и Совет Федерации, порядок отрешения Президента от власти.
  • Почему Президент РФ обладает неприкосновенностью?
  • Кто является Президентом РФ, когда он избран? Каков его рейтинг в настоящее время? (Интернет – консультация).

Группа №2 – работа по теме «Законодательная власть РФ». Глава 5 Конституции РФ.

Практические задачи:

  • Как называется главный законодательный орган страны?
  • Раскройте структуру парламента и функции его палат, их состав, порядок формирования и роспуска.
  • Назовите имена и фамилии председателей представительных органов власти, действующих в стране в настоящее время (Интернет – консультация).
  • По данной теме заполните II блок структурно – логической схемы.

Группа №3 – работа по теме «Исполнительная власть РФ». Глава 6 Конституции РФ.

Практические задачи:

  • Кто осуществляет в РФ исполнительную власть?
  • Кто входит в состав Правительства РФ, на каких условиях? Назовите имя и фамилию действующего председателя Правительства РФ (Интернет – консультация)
  • Каковы последствия отставки Правительства РФ?
  • Кем может быть выражено недоверие Правительству РФ?
  • Определите функции Правительства, заполните III блок структурно – логической схемы.

Группа №4 – работа по теме «Судебная власть РФ». Глава 7 Конституции РФ.

Практические задачи:

  • Кто осуществляет правосудие в РФ?
  • Раскройте структуру судебной системы РФ, заполните IV блок структурно – логической схемы.
  • Составьте положение о судье РФ.
  • Каков смысл конституционного термина «правосудие»?

III. Обобщение результатов работы групп. Составление структурно – логической схемы.

Учебная задача: определить, реализуется ли на деле в современной системе государственной власти РФ принцип разделения властей.

Рефлексия. Сделайте вывод: реализован ли в данной схеме принцип разделения властей. Обоснуйте свой ответ.

Экспресс - тест на закрепление ЗУН учащихся

1. Какое выражение относится к понятию «правовое государство»:

  1. государство подчиняется праву;
  2. в государстве издаётся много законов;
  3. все равны перед законом и судом;
  4. представители власти неприкосновенны и не подчиняются закону;
  5. все люди обладают неотъемлемыми правами;
  6. у правительства есть право принимать законы, не учитывая мнения граждан;
  7. законодатели могут влиять на судебную власть, требуя того или иного решения по вопросу, затрагивающему национальные интересы.

2. Высшими судебными органами, осуществляющими правосудие по гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам, а также надзор за деятельностью судов, являются:

  1. Верховный Суд РФ;
  2. Высший Арбитражный Суд РФ;
  3. Конституционный Суд РФ;
  4. Суд присяжных;
  5. Суды общей юрисдикции.

3. Максимальный срок полномочий Правительства РФ зависит от срока полномочий Президента РФ:

  1. да;
  2. нет.

4. В Совет Федерации входят по два представителя от исполнительного органа государственной власти каждого субъекта РФ:

  1. да;
  2. нет.

5. Укажите, какие из перечисленных ниже полномочий относятся к компетенции Президента:

  1. назначение выборов Государственной Думы;
  2. роспуск Государственной Думы;
  3. принятие законов;
  4. отставка Правительства;
  5. освобождение от должности Генерального прокурора;
  6. представление Совету Федерации кандидатур судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;
  7. назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы.

Рефлексия. Закончите мысль: «Проблема становления правового государства актуальна для страны, так как……………….; для меня лично, так как………………»