Цели урока:
- Образовательная: на основании изучения проектов реформ сформировать у учащихся представление о сложностях процесса модернизации в России и показать существование альтернативных ситуаций в истории.
- Воспитательная: нравственное и патриотическое воспитание на примере исторических личностей российских реформаторов.
- Развивающая: развитие умений извлекать сведения из различных видов источников, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
- ДМК (документально-методический комплекс) – (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4);
- портреты реформаторов;
- видеофильм «Россия в начале ХХ века»;
- сравнительно-обобщающие таблицы для учащихся (Приложение 5).
План урока:
- Вводное слово учителя, постановка цели и задач.
- План государственного переустройства М.М. Сперанского (сравнительный анализ схем).
- Программа реформ С.Ю. Витте (работа с источником).
- Реформы П.А. Столыпина (работа с видеоматериалом).
- Подведение итогов урока (работа с обобщающей таблицей, выводы).
Вопросы к уроку:
1. Охарактеризуйте сущность проекта М.М. Сперанского.
- Что из этого проекта реально было воплощено в жизнь?
- Как изменился бы политический строй России, если бы проект Сперанского был принят в полном объеме?
2. Какие реформы, по-вашему, необходимо было в первую очередь провести в России?
- Выдвигались ли программы реформ в конце ХIХ начале ХХ века?
- Раскройте понятие «модернизация». Что включает в себя модернизация экономики и политики?
3. В чем сущность экономической программы С.Ю. Витте?
- Какова реакция на нее современников? Почему?
- К чему привели эти реформы?
- Каковы были взгляды С.Ю. Витте на пути решения аграрного вопроса в России в конце ХIХ в. Какие изменения должны были произойти в деревне в случае реализации всех его планов?
- Удалось бы, по вашему мнению, С.Ю. Витте предотвратить надвигающуюся революцию в случае успеха его реформ?
- Почему не только царь, но и дворянство не желало осуществления планов Витте до 1905 г.?
- Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Так ли это?
- Какие черты характера позволили Витте стать крупным политическим деятелем?
4. Какие мероприятия провел П.А. Столыпин для борьбы с революционным движением?
- Какую программу предложил Столыпин, став председателем совета министров?
- Столыпинские реформы подвергались критике и справа и слева. Большинство политических партий выступали против них. Почему?
- Почему в своих негативных оценках деятельности Столыпина смыкались такие, стоящие на полярных политических позициях люди, как императрица Александра Федоровна, монархист князь Андронников и лидер большевиков Ленин?
- В чьих интересах и как проводились Столыпинские реформы? На кого опирался Столыпин и почему остался в одиночестве?
- В чем сущность Столыпинской аграрной реформы? Как при этом решался вопрос о помещичьем землевладении?
- Как оценить общие итоги аграрной реформы?
- Проанализировать данные таблицы, в которой представлены положительные и отрицательные последствия реформы и сделать выводы.
- Прочитать мнение Витте о Столыпине. Считаете ли вы объективной эту оценку? Как вы думаете, какими чувствами руководствовался опальный экс-премьер-министр? В чем заключалась главная «обида» Витте? Можно ли по этому высказыванию составить суждение о некоторых чертах характера как Столыпина, так и Витте?
- Бисмарк в Германии сумел осуществить перевод страны на капиталистический путь; это в значительной мере удалось, потому что в стране уже имелась крестьянская буржуазия. Почему Столыпин не сал российским Бисмарком?
- Предположите, как сложилась бы судьба России, если бы у Столыпина были «Двадцать лет спокойствия и тишины». Почему планы Столыпина не удалось претворить в жизнь?
5. Почему в России за реформами всегда следовали контрреформы?
- В чем, по вашему мнению, ошибки и просчеты реформаторов?
- Раскройте проблему «судьба реформатора в России» на примере жизни и деятельности Сперанского, Витте, Столыпина.
- Как вы думаете, какую модель развития России («западническую» или «славянофильскую») предлагали известные русские реформаторы М.М. Сперанский, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин? Какое общество развивалось бы в России в результате этих реформ: закрытое или открытое?
- Как сложилась бы судьба России в ХХ веке, если бы все предлагаемые проекты были воплощены в жизнь?