"Судьба реформ и реформаторов в России". Урок истории в 10-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Образовательная: на основании изучения проектов реформ сформировать у учащихся представление о сложностях процесса модернизации в России и показать существование альтернативных ситуаций в истории.
  2. Воспитательная: нравственное и патриотическое воспитание на примере исторических личностей российских реформаторов.
  3. Развивающая: развитие умений извлекать сведения из различных видов источников, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

План урока:

  1. Вводное слово учителя, постановка цели и задач.
  2. План государственного переустройства М.М. Сперанского (сравнительный анализ схем).
  3. Программа реформ С.Ю. Витте (работа с источником).
  4. Реформы П.А. Столыпина (работа с видеоматериалом).
  5. Подведение итогов урока (работа с обобщающей таблицей, выводы).

Вопросы к уроку:

1. Охарактеризуйте сущность проекта М.М. Сперанского.

  • Что из этого проекта реально было воплощено в жизнь?
  • Как изменился бы политический строй России, если бы проект Сперанского был принят в полном объеме?

2. Какие реформы, по-вашему, необходимо было в первую очередь провести в России?

  • Выдвигались ли программы реформ в конце ХIХ начале ХХ века?
  • Раскройте понятие «модернизация». Что включает в себя модернизация экономики и политики?

3. В чем сущность экономической программы С.Ю. Витте?

  • Какова реакция на нее современников? Почему?
  • К чему привели эти реформы?
  • Каковы были взгляды С.Ю. Витте на пути решения аграрного вопроса в России в конце ХIХ в. Какие изменения должны были произойти в деревне в случае реализации всех его планов?
  • Удалось бы, по вашему мнению, С.Ю. Витте предотвратить надвигающуюся революцию в случае успеха его реформ?
  • Почему не только царь, но и дворянство не желало осуществления планов Витте до 1905 г.?
  • Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Так ли это?
  • Какие черты характера позволили Витте стать крупным политическим деятелем?

4. Какие мероприятия провел П.А. Столыпин для борьбы с революционным движением?

  • Какую программу предложил Столыпин, став председателем совета министров?
  • Столыпинские реформы подвергались критике и справа и слева. Большинство политических партий выступали против них. Почему?
  • Почему в своих негативных оценках деятельности Столыпина смыкались такие, стоящие на полярных политических позициях люди, как императрица Александра Федоровна, монархист князь Андронников и лидер большевиков Ленин?
  • В чьих интересах и как проводились Столыпинские реформы? На кого опирался Столыпин и почему остался в одиночестве?
  • В чем сущность Столыпинской аграрной реформы? Как при этом решался вопрос о помещичьем землевладении?
  • Как оценить общие итоги аграрной реформы?
  • Проанализировать данные таблицы, в которой представлены положительные и отрицательные последствия реформы и сделать выводы.
  • Прочитать мнение Витте о Столыпине. Считаете ли вы объективной эту оценку? Как вы думаете, какими чувствами руководствовался опальный экс-премьер-министр? В чем заключалась главная «обида» Витте? Можно ли по этому высказыванию составить суждение о некоторых чертах характера как Столыпина, так и Витте?
  • Бисмарк в Германии сумел осуществить перевод страны на капиталистический путь; это в значительной мере удалось, потому что в стране уже имелась крестьянская буржуазия. Почему Столыпин не сал российским Бисмарком?
  • Предположите, как сложилась бы судьба России, если бы у Столыпина были «Двадцать лет спокойствия и тишины». Почему планы Столыпина не удалось претворить в жизнь?

5. Почему в России за реформами всегда следовали контрреформы?

  • В чем, по вашему мнению, ошибки и просчеты реформаторов?
  • Раскройте проблему «судьба реформатора в России» на примере жизни и деятельности Сперанского, Витте, Столыпина.
  • Как вы думаете, какую модель развития России («западническую» или «славянофильскую») предлагали известные русские реформаторы М.М. Сперанский, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин? Какое общество развивалось бы в России в результате этих реформ: закрытое или открытое?
  • Как сложилась бы судьба России в ХХ веке, если бы все предлагаемые проекты были воплощены в жизнь?