Цели:
- продолжить формирование у учащихся представлений о роли личности в истории, исторических событиях, предшествующих Смуте, сложностях исторического познания;
- способствовать развитию критического мышления, умения самостоятельно анализировать разнообразную информацию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, выявлять причинно-следственные связи;
- продолжить работу по формированию ценностного отношения к историческому прошлому.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Изучение нового материала.
31 мая 1584 года в Успенском соборе Московского Кремля торжественно венчали на царство сына Ивана IV Грозного Федора Иоанновича. Церемония настолько утомила царя, что он, не дождавшись ее окончания, передал шапку Мономаха князю Мстиславскому, а державу – Борису Годунову, чем потряс всех. Под сводами храма, с Божьего благословения состоялась как бы передача власти.
Что же это был за государь, сменивший на престоле грозного Ивана IV? Слабоумный карлик с явными чертами вырождения; шведский король говорил, что «русские на своем языке называют его durak», хотя придворная летописание создало благочестивую легенду о не слишком хорошо разбирающемся в земных делах, но зато высоконравственном царе – молитвеннике за Русскую землю. Естественно, при таком государе был создан опекунский совет, в состав которого вошли князь Милославский, князь Шуйский, бояре Никита Романович Юрьев (дядя царя по матери) и Борис Годунов. После ожесточенной борьбы реальная власть сосредоточилась в руках Бориса Федоровича Годунова – царского шурина (брата жены Федора Иоанновича, Ирины).
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач… -
так в пушкинском «Борисе Годунове» скажет о нем Василий Шуйский.
Наша задача: попытаться создать объективный портрет человека, который принял на себя разрушенную правлением Ивана IV Грозного страну.
Охарактеризуйте обстановку в стране после правления Ивана IV Грозного.
Исходя из этого, определите задачи, стоявшие перед Б.Годуновым. (Возможны следующие варианты ответов:
- восстановление экономики страны;
- снижение социальной напряженности;
- преодоление последствий проигранной Ливонской войны;
- укрепление международного авторитета России;
- укрепление личной власти.)
Огромную работу по изучению истории Смуты проделал русский историк XIX в. Сергей Федорович Платонов. С его оценкой деятельности Годунова мы и познакомимся. Прочитайте, пожалуйста, отрывок из его работы «Борис Годунов».
Какие личные качества выделяет историк? (щедрость, нищелюбие, большой ум, житейская хитрость, талант управленца, доброта, твердость, жестокость).
С кем сравнивает? (с Иваном IV Грозным)
В чем принципиальное отличие Б.Годунова от Ивана IV Грозного? Сделайте вывод. (Возможный вариант ответа: Годунов, был человеком своего времени: воспринимал доносы как норму и посему поощрял их, часть его жизни пришлась на страшное время правления Грозного, что, естественно, не могло ни отразиться на его мировосприятии и каких-то поступках. Например, доказать сейчас причастность Годунова к гибели царевича Дмитрия 1591 г. нельзя, однако появление легенды – показатель, в том числе, определенных возможностей Бориса. Тем не менее главным способом его деятельности, в отличие от деятельности Ивана IV, как отмечает С.Ф.Платонов, являлись реформы).
Давайте посмотрим прав ли историк в подобной оценке, а для этого проанализируем основные направления внутренней и внешней политики Б.Годунова.
По ходу урока – развернутый план.
Основные направления внутренней политики:
1. 1589 г. - Годунов стал инициатором введения патриаршества. Константинопольский патриарх рукоположил (ввел в чин, должность) московского митрополита Иова.
Дайте оценку данному мероприятию. (Возможный вариант ответа: церковь окончательно стала автокефальной; - повышение авторитета России в Европе).
2. Стремясь пополнить государственную казну, правительство Годунова облегчило положение посадского населения. Отныне государственные подати должны были платить и жители частновладельческих «белых» слобод.
3. Введение урочных лет
Разорение страны в годы правления Ивана IV Грозного привело к введению заповедных лет.
Вспомните, что это и когда они были введены?
Чтобы не допустить разорения служилых людей и падения военной мощи государства, правительство перешло от временных мер к постоянным. Считается, что в 1592 г. был издан указ об окончательном запрещении перехода крестьян в Юрьев день. (Считается, т.к. историки этот документ не нашли). А в 1597 г. были введены «урочные лета» - годы, в течение которых велся сыск беглых крестьян. Изначально срок сыска равнялся 5 годам, что и позволяет предположить существование акта 1592 г.
В чем значение этого шага?
О каком направлении внутренней политики говорит С. Платонов? -
4. Активное строительство
Откройте атлас. Сопоставляем текст Платонова и карту.
Назовите основные объекты строительства и определите, почему именно на их сооружении было сосредоточено особое внимание Б.Годунова.
- города (Самара, Саратов, Елец, Белгород, Курск…)
- крепости (Астраханская и Смоленская)
- две оборонительные линии Москвы. В 1584-1591 гг. возводятся стены Белого города с 29 башнями, а в 1591 г. были сооружены деревянно-земляные укрепления по линии современного Садового кольца – Скородом.
Какое событие показало необходимость создания новой линии обороны Москвы?
В чем значение реализации этого направления деятельности Б.Годунова? – способствовала укреплению обороноспособности государства.
Внешняя политика Б.Годунова довольно успешна. Единственная война, которую вела Россия, - война со Швецией.
Определите цель войны.
Война шла несколько месяцев, в 1593 г. было подписано двухлетнее перемирие, а в 1595 г. Тявзинский мир, по которому Россия вернула Ивангород, Ям, Копорье, Корела. На повестке дня оставалось возвращение Нарвы.
Какую особенность внешней политики отметил С. Платонов? – сближение с Европой.
Докажите, что при Годунове была впервые в истории России предпринята попытка преодоления изолированности нашей страны от Европы.
- Приглашение европейцев в Россию;
- Открытие лютеранской церкви в Москве;
- Попытка выдать замуж за иностранца дочь Ксению;
- Отправка 18 молодых дворян учиться в Европу.
С деятельностью какого государственного деятеля схоже это направление внешней политики? – Петра I, что позволяет предположить существование нереализованной возможности: случись чудо и сумей Годунов укрепитьсь у власти, основать собственную династию и продолжить данный курс, возможно, Россия на 100 лет раньше и без петровского надрыва, поступательно, эволюционно вошла в семью европейских держав, сохранив при этом свою самобытность.
Каковы же итоги деятельности Б.Годунова. Оцените их.
Как современники оценили его деятельность? – в стране спокойствие, народ отдыхал от войн и от жестокостей.
Неудивительно, что в стране его величали «великий печальник», в Европе «лорд-протектор».
Подумайте, почему именно так?
Поэтому легко объяснимо, почему после смерти бездетного Федора Иоанновича на царство был венчан Борис Федорович Годунов. Но это уже другая история…
3. Подведение итогов урока и организация домашнего задания.
Литература:
- История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991
- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – т.1/Сост: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М., 1994, с.275-278