Разработка урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры". Использование методики сотрудничества

Разделы: История и обществознание


Цель и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициям, сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировое сообщество.
  2. Способствовать формированию хронологических, картографических, образных и логических умений, а также умение работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, работать в группах с использованием методики сотрудничества.
  3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься, каким – либо видом спорта, воспитывать усидчивость, старательность и другие личностные качества.

Учебное оборудование: Карта «Древняя Греция» (до середины V в. д. н. э.)

Оборудование: телевизор, магнитофон, мультемедийный проектор, интерактивная доска.

Опережающее задание:

Изучить дополнительную литературу и материал учебника по теме. Класс разбить на малые группы по 5-7 человек.

Познавательное задание на весь урок:

Что с точки зрения древнего грека имело большое значение для победы олимпийца – мастерство спортсмена или любовь к нему богов?

Здравствуйте ребята! Садитесь. Разрешите представиться. Меня зовут Николаева Лариса Анатольевна.

История - всегда разведка.
В былом, но для грядущих лет,
Историк загибает ветку
Чтоб не свернул идущий вслед

Да, действительно. История очень интересный предмет так как позволяет окунуться в те события, которые прошли очень давно. За глубинами времени очень тяжелоточно и с большой достоверностью восстановить события давно минувших лет. Но мы с вами исследователи и поэтому вместе вспомним пройденный ранее материал, а затем изучим новую тему.

Но перед началом работы посмотрите в окно, на своих соседей, улыбнитесь, глубоко вздохните и пожелайте друг другу успеха.

Я надеюсь, что такое бодрое настроение вы понесёте на протяжении всего урока, и ничто не омрачит его. А теперь начнём, и проведём марафон знаний, а судить будут ваши одноклассники судьи – эксперты.

1-я группа.

Подготовьте развернутый ответ на вопросы:

  1. Как выглядела греческая колония?
  2. Почему греки покидали свою родину и селились на чужих землях?
  3. Назовите греческие колонии?
  4. Покажите на карте колонии?
  5. Что привозили купцы из Греции в колонии?
  6. Что вывозили из них?
  7. Права греков в колониях отличались от прав, которые они имели на родине?

Вывод: Что общего осталось у греков живших на разных территориях?

2-я группа.

Получите заколдованное письмо, Вам необходимо за три минуты разгадать и ответить на вопрос (головоломка).

С какими событиями в Греции VIII – VI вв. д. н. э. связано высказывание? Почему аристократы покидали Грецию?

3-я группа.

Мы с вами проведём совместно марафон знаний (я читаю вы отвечаете). Кто из героев мифов мог сказать о себе следующее?

1. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в тёмные вечера, это я помог побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня? (Прометей)

2. До сих пор болят кости и ноет спина. Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое! (Геракл)

3. Какой позор для меня, никогда не смыкавшего глаз ! Конечно если бы не колдовство царевны я не погрузился в тяжёлый сон. А она то какова? Пошла против собственного отца и помогла чужеземцам овладеть бесценным сокровищем. (Дракон. Золотое руно.)

4.

Уж очень интересно
Когда-то сочинили.
Показательный рассказ.
Тот который чтят у нас.
Там про бога и про люд,
Там борьба за честь и суд,
Там есть и про птицу гриф
Это же конечно……

(миф)

5.

Судьба его закинула, надолго, далеко,
От сына и жены прекрасной.
Домой он торопился всё быстрей,
Царь Аттики, прекрасный …..

(Одиссей)

Замечательно ребята! Вы справились с заданием. А как справились с работой другие группы. Пожалусто! (ответ 1 и2 групп)

Молодцы ребята! (заиграла музыка)

Слышите, какая прекрасная мелодия. А с чем она у вас ассоциировается?(ответ) Хорошо.!

В такт этой мелодии мысленно перенесёмся через века назад во времена эллинизма. Дорога не близка.

Ой, ребята а куда же мы с вами попали?

  1. Картаг. Олимп. Парфенон.
  2. Храм Зевса в Олимпии.(слайды)

А какая это гора? (Олимп) Кто живёт на горе? (боги) Как греки относились к богам? (уважали, боялись, преклонялись)

Сегодня мы поговорим об игре, которая проводилась для богов и во славу их. Это: (кадры из фильма) Что это?

Правильно! Мы поговорим о истории создания Олимпийских игр. Откройте тетради и запишите тему урока.

Прежде чем мы начнём говорить об олимпийских играх. Давайте выполним следующую работу. Обратите внимание на доску.(кластер)

  1. Уже знаем.
  2. Хотим узнать.
  3. Узнали.

Из выше сказанного понятно, что игры проводились в честь богов. Они являлись самыми древнейшими, самыми знаменитыми играми.

«Нет другой звезды благороднее солнца-звезды,
дающей столько тепла и блеска в пустыне неба.
Так и мы прославляем те, что всех игр благородней,-
Олимпийские игры».

Пиндар

На юге Греции, северо-западе Пелопоннеса в долине окружённой лесистыми холмами, была расположена Олимпия. Она не была городом. Это было небольшое поселение с многочисленными храмами, алтарями, домами жрецов, помещениями для занятий атлетов – вот и все постройки. Её постоянными жителями были служители культа. Существует множество версий основания Олимпийских игр. А вы знаете их? Давайте вместе их вспомним.

  1. Олимпийским играм предшествовали погребальные игры в честь героя Пелопса, в последствии возобновленные Гераклом. Пелопс и Геракл являются учредителями первых видов состязаний: скачки на колесницах, бег, борьба.
  2. Очистив Авгиевы конюшни, Геракл должен был получить часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания и Геракл пришёл с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принёс благодарственные жертвы своему отцу Зевсу и отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга, после чего повелел здесь раз в четыре года устраивать общегреческие атлетические игры.
  3. По легенде Олимпия была основана аргонавтами после возвращения из Колхиды. Они поклялись в том, что, если кто- нибудь из них попросит помощи, остальные помогут ему. Место для боевых состязаний посвятили самому могущественному из богов –Зевсу Олимпийскому.
  4. Олимпию основал сын царя Тантала Пелоп, который победил царя Эномая. Оракул предсказал последнему смерть от руки будущего зятя. Эномай владел волшебными конями, дарованными ему Аресом. Пелоп выиграл состязание. Возничий царя Миртил вынул чеку из оси царской колесницы, и царь разбил себе голову. Пелоп женился на Гипподамии – дочери Эномаяи подчинил себе весь полуостров. Отсюда происходит название Пелопоннес. В месте, где похоронен Пелоп, в долине реки Алфей, там, где впадает в неё ручей Кладей, и стали устраивать состязания на колесницах.

На основании реконструкции списков победителей было условно определена дата первых игр 776г.д. н. э. Установление порядка предписывалось царю Эфиту, спартанскому законодателю Ликургу, которые установили священный союз. Текст договора о правилах состязания был записан на бронзовом диске, о нём упоминает в 4в. д н.э. Аристотель (слайд)

(фанфары)

Все в Олимпию!
Священный мир объявлен,
Дорогибезопасны.
Да победят сильнейшие!
Да будет счастье
Вам друзья!

Итак мы прибыли в Олимпию. Подготовка в полном разгаре. Нас с вами пригласили поучаствовать в Олимпийских играх. Мы не только поучаствуем, но и станем организаторами первых игр.

Используя олимпийский принцип, мы проведём жеребьёвку.

Справка:

Выйдя на стадион, каждый участник вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла латинская буква (цифр не знали). Элленодикбрал жетоны и определял порядок выступления. Вы так же достанете жетон и определитсяномер вашей работы. Вы организаторы игр и каждой группе даётся своё задание.

1-я группа.

  • Как шла подготовка к Олимпийским играм?
  • Используйте для работы учебник стр. 153-154
  • Используйте дополнительный материал.
  • Выделите две причины появления Олимпийских игр.
  • Составьте программу состязаний и обращение к Олимпийцам.

2-я группа.

  • Как проводились Олимпийские игры?
  • Рассказать о каждом дне соревнований.
  • Используйте дополнительный материал.
  • Материал учебника стр. 154-156

3-я группа.

  • Как заканчивались Олимпийские игры?
  • Определите значение игр.
  • Как относились к победителю?
  • Используйте материал учебника стр. 156-154
  • Используйте дополнительный материал.

Мы выслушали наших специалистов исследователей. Я надеюсь, что вы узнали много нового. Но обратите внимание на наших судей. Они сейчас отметят положительное или отрицательное в ходе Олимпийских игр.

Судьи работают по принципу трёх шляп:

  1. Жёлтая шляпа (положительные стороны)
  2. Чёрная шляпа (отрицательные стороны)
  3. Синяя шляпа: Делает выводы.

Наши уважаемые судьи очень увлеклись. Нам все же необходимо вернуться к главному вопросу нашего урока: (зачитать)

(ответы учащихся)

Теперь вернёмся к нашему кластеру. Что же нового мы узнали?

(заполняем кластер)

Ребята. А Олимпийское движение получило своё развитие в наше время? (слайд о Пьере де Кубертене)

Уважаемые судьи. Уж если мы говорим о Олимпийских играх то прошу вас по олимпийскому принципу выставить группам оценки.

(музыка)

Музыка напоминает нам, что время путешествия подошло к концу. Победили все. Но тем кому поставили пятерки я вручаю золотую пальмовую ветвь. Эта ветвь не простая на каждом листочке есть индивидуальное домашнее задание. Выберите сами себе свою домашнюю работу. Те кто получил 4и3 также получают домашнее задание.

Замечательно ребята. Мне было с вами очень приятно работать. Надеюсь вам так же было хорошо на уроке как и мне. На ваших столах лежат фигуры. Покажите своё настроение на них. Если урок вам понравился,то изобразите улыбающееся личико. Если вы остались безразличны к уроку то изобразите безразличное личико. Но если вам урок ухудшил настроение, то покажите недовольное личико.

Замечательно! Ребята основным девизом Олимпийских игр в древности были такие слова: «Мир, дружба, солидарность!» Подумайте и скажите с каким событием современности (нашим временем и годом) это связано? (450-летие присоединение башкирского народа к России).

Земля отцов … Былинная земля –
Кормилица, надежда и опора,
Люблю твои привольные поля,
Урманы вековые и озёра.

О край любимый - мой Башкортостан!
История земли твоей писалась
Морями слёз и кровью горьких ран,
Той кровью, что в поля в твои вписалась.

Превыше счастья нет для человека
В согласье жить, крепить покой и мир.
Уже четыре с половиной века
Идём мы вместе русский и башкир.

Башкир и русский – праведно и строго
В неколебимой дружбе поклялись,
В одну судьбу, в единую дорогу,
В семью родную навсегда слились.

Наш урок заканчивается и в завершении, мне бы хотелось, чтобы вы высказались и ответили на такие вопросы:

  • Что на уроке по вашему мнению особенно удалось?
  • Какие трудности возникали?
  • Что понравилось, а что нет?

Спасибо. До свидания!

Список литературы:

  1. Микель П. Древняя Греция. М.1999г.
  2. Пич С., Миллард Э. Греки. М.1995г.
  3. Колобкова Н.М. Олимпийские игры. М.1958 г.