Задачи урока:
- Способствовать личностному росту учащихся.
- Воспитывать материалистическое мировоззрение.
- Формировать гуманистическое отношение к человеку и родной планете.
Новизна и необычность урока состоит в том, что учтены когнитивные и личностные особенности восприятия учебного материала, использовались элементы игры. В ходе путешествия выполнялись творческие, практические, эвристические познавательные задания.
Главный акцент урока сделан на мысль о том, что человек с древности познает и изучает планету, на которой живет, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира.
В соответствии с современными требованиями ранней предпрофильной подготовки учащихся класс делится на группы – экипажи. Они сформированы в ходе предварительной психолого-педагогической диагностики (математики, филологи, художники, техники, конструкторы).
Определена наиболее эффективная для данного урока схема посадки учащихся в кабинете, которая способствует установлению демократичных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
Опережающие задания носили характер домашней импровизации: инсценировка и "говорящая карта".
Особый вид мотивации – проблемная ситуация – развивает умение видеть ранее изученное в контексте новой информации.
Урок разработан с использованием элементов модульной технологии и носит ярко выраженную практическую направленность.
План-конспект урока.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня на уроке мы попытаемся объединить две великие и древние науки – историю и естествознание.
Есть две науки обо всем на свете,
И им подвластна вся огромная Земля.
Своя история у каждого открытия,
У каждого материка – история своя.
Науки древние, объединившись,
Придут к тебе на помощь сквозь века.
В одно мгновенье ты увидишь вечность
И небо в чашечке цветка.
И, вечно молоды, стремятся к истины познанью
Науки древние – история с естествознанием.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку станут слова А.Навои, великого мыслителя Востока:
Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим.
А сейчас к нам обратится один из главных героев нашего урока, а кто это – отгадайте.
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?
(карта).
Правильно, это карта, но не простая, а говорящая.
Выступление "говорящей карты".
Добрый день, дорогие друзья!
С самой седой древности люди стремились нанести Землю на карту. Первооткрывателям прошлых веков требовалось много личной отваги, физических и духовных сил, чтобы совершить далекое путешествие, увидеть неведомый мир и вернуться обратно.
Посмотрите внимательно на меня. Вот карта Геродота, Птолемея.
Оказывается, финикийские мореплаватели еще в VI веке до н.э. обогнули Африку. Геродот, восхищаясь ими, утверждал, что она омывается водой. А иногда изучение Земли напоминало детектив. Так, Карфаген 300 лет держал в тайне свои открытия, описав их на каменной плите, боясь, что эти территории достанутся их злейшему врагу – Риму. А когда Римляне разрушили главный храм бога Карфагена, то увидели эту плиту, и им открылась тайна путешественника Ганона.
Вот карта Махмуда Кашгари в форме окружности. А карта мира, сделанная в 1436 году, мало похожа на современную. Плоской пока еще представлялась Земля человеку. Со всех сторон она окружена океаном. Нет Америки, остальные континенты, включая Африку, соединены в один. Карта Теодора де Бри, составленная в 1598 году, изображает восточный берег Африки. Отсюда начиналась прямая дорога в Индию Васко да Гамы. На его же карте мира сверху – мифическая Земля, внизу – загадочный материк. А особенность карты Магелланова пролива в том, что юг нанесен сверху. На первых картах Америки, кроме очертаний земли, изображены животные и растительность. А впервые изобразил Землю в форме шара немецкий географ Бехайм в 1492 году. Экватор данного глобуса равняется 50 см. эта модель Земли хранится в городе Нюрнберге. Самый большой атлас хранится в Государственной библиотеке в Берлине. Его вес около 250 кг, а размеры – 1,7 на 2,2 м.
Вот так развивались представления об облике Земли в истории.
А чтобы самим полнее ощутить радость познания, мы отправимся с вами сегодня в морское путешествие. В ходе этого путешествия мы сможем обобщить и применить знания о нашей планете, а, может быть, и дополнить портрет планеты новыми чертами.
(Звучит мелодия песни В.Малежека "Острова". На фоне музыки учитель читает стихи).
Ты только вглядись, и она оживет,
Старинная карта морская:
И лес зашумит, и река потечет,
В далекий поход увлекая.
Диковинных птиц зазвучат голоса,
Над пальмами солнце заблещет,
И ветер наполнит опять паруса,
И море седое заплещет.
На доске вы видите карту маршрута нашего путешествия. У каждого на столе есть модуль – маршрут путешествия. Тетради ваши теперь станут бортжурналами, где вы будете вести записи по ходу путешествия. А учителя теперь будут лоцманами. Лоцман – это такой человек, который обеспечивает беспрепятственное движение корабля.
Каждый из вас входит в состав одного из экипажей. Названия ваших экипажей указаны на флажках, которые стоят на ваших столах.
…Все неизвестно! А пока туманы
Плывут над парусами корабля.
Там, позади, – покинутые страны.
Там, впереди, – чудесная земля.
Но, прежде чем отправиться в путь, мы должны пройти предстартовые испытания. Представьте, что перед вами простирается безбрежная водная гладь. И нам необходимо пересечь ее. С самой глубокой древности ориентирами путникам служили небесные тела. А какие, мы узнаем, ответив на следующие вопросы (за правильные ответы учащимся вручаются жетоны):
В синей чашке алый мяч,
Он и светел, и горяч.
(Солнце).
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад, и стар,
Что она большущий шар.
(Земля).
Сам тысячеглазый,
Движется торжественно,
Словно на базар.
(Млечный путь).
Висит пололок –
Весь в заплатках.
(Небо).
Что видно только днем?
(Солнце).
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только глядят?
(Большая Медведица).
Две медведицы смеются:
"Эти звезды нас надули.
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли".
(Большая и Малая Медведицы).
Какая планета носит имя бога войны, а спутники
ее называются страхом и ужасом?
(Марс, спутники – Фобос и Деймос).
Какая звезда является центром Солнечной
системы?
(Солнце).
Какую звезду называют путеводной? Почему?
(Полярную).
Итак, отважные путешественники, мы прошли предстартовые испытания и можем отправляться в путь. Желаем вам семь футов под килем!
(Звучит запись звуков шума морского прибоя).
Мы выходим в бухту Историческую. На берегу этой бухты живет древнее могущественное племя. Давайте посетим его и послушаем, о чем говорят соплеменники.
Сценка из жизни древнего племени.
Автор: на берегу океана проживало многочисленное и могущественное племя Гуа-гуа. И большой мудростью славился его старейшина. С трепетом слушали его подрастающие юноши. Кроме забот по управлению племенем и его защите были у него и другие интересы. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Однажды стоял он на берегу океана и пришли к нему любознательные соплеменники.
1 юноша: Скажи, мудрейший, на чем стоит твердь земная?
Автор: старейшина задумался.
2 юноша: А я думаю, что она стоит на черепахах. Или даже на одной.
1 юноша: А я думаю, что земля держится на большой рыбе.
2 юноша: Нет, у черепахи панцирь прочнее, чем рыбья чешуя. Я бил его камнем, и не смог разбить.
3 юноша: Нет животного сильнее и надежнее, чем слон. Он нам помогает в работе и может поднять любую тяжесть.
1 юноша: Да, прирученные слоны очень верны человеку, они даже охотятся вместе с нами.
2 юноша: А помнишь, черепаха спасла нас в песках, когда мы заблудились. Она нашла воду.
3 юноша: Так ответь же, мудрейший, кто держит нашу Землю?
Вождь: Плывет в океане огромная черепаха. На ее прочном панцире стоят3 слона. А на их спинах лежит наша большая Земля.
Вопросы для обсуждения сценки (за правильные ответы учащиеся получают жетоны):
- Почему у древних людей были такие представления о Земле?
- Каковы ваши собственные представления о Земле?
- Что представляет собой Земля? Какова ее форма?
- Что такое Вселенная?
- Что такое Солнце?
- Что обозначает слово карта?
- Какие бывают карты?
- Что такое глобус?
- Где – на карте или на глобусе – поверхность Земли отображается точнее?
- Что помогает изучать карту?
Прослушайте отрывки из депеш. Догадайтесь, кто их авторы?
А. Милостивый государь! Примите этот исторический труд о моей родине от невольника. Его я посвящаю вам.
Б. Я увидел эту землю после разрушительного нашествия монголов. Прекрасные озера Балхаш, Алаколь, горы Торбагатая, Джунгарского Алатау покорили мой взор.
В. Я думаю, что Земля круглая, а моя родина – часть ее.
Г. Я нанес на карту 26 государств.
Д. Мой народ предположил, что Земля имеет круглую форму, а я первым обозначил контуры Земли.
Наше плавание продолжается. Мы покинули Бухту Историческую и входим в море Теории. Прямо по курсу я вижу какую-то бутылку. Возьмем ее на борт. Да это же бутылочная почта! (Учитель достает бутылку, и нее – бумагу с "посланием"). Документ сильно попорчен морской водой, но некоторые слова можно разобрать. Давайте попробуем восстановить текст документа, вписав пропущенные слова.
Земля имеет форму _______________________________________________.
Это подтверждено фотографиями из __________________________________.
Если на Землю смотреть из космоса, она имеет _________________________
цвет, потому что _________________________________________________.
Первым человек, увидевшим Землю из космоса, был ________________________.
Первого казахстанского космонавта зовут _______________________________.
Второй космонавт Казахстана - ______________________________________. Результаты научно-исследовательских работ, проведенных в космосе, широко используются __________________________________________________________________.
Мы успешно прошли мере Теории, и на горизонте показался какой-то остров. Да это же остров Эксперимент! Здесь вы должны будете показать свои практические умения.
На вашем столе имеется шарик и электрический фонарик. Смоделируйте с их помощью:
А. Смену дня и ночи.
Б. Смену времен года.
Продемонстрируйте результаты своей работы консультантам.
Пронаблюдайте опыт
Учитель естествознания демонстрирует опыт: горящая свеча накрывается стаканом.
Ответьте на вопросы: почему погасла свеча? Какой газ поддерживает горение? В чем уникальная особенность атмосферы Земли? Какую роль сыграла эта особенность для планеты?
Мы живем в озоновом одуванчике. Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. И только осознав всю уникальность и хрупкость Земли, мы научимся бережно относиться к нашей планете.
Мы отчаливаем от острова Эксперимент и попадаем в течение Находчивости.
Ваша находчивость должна помочь вам прочесть зашифрованные слова и название исторического труда. Жетоны получит команда, первой выполнившая задание.
(правильные ответы: литосфера, атмосфера, гидросфера, сборник летописей).
Течение находчивости принесло нас к мысу практических бурь. Вы, наверное, заметили, что распределили мы вас на экипажи сообразно вашим способностям и наклонностям. И каждый экипаж будет выполнять свое задание, оно указано в ваших модулях-маршрутах.
Мы замедлили ход, потому что приблизились к самому опасному месту нашего путешествия. Теперь вам понадобятся все ваши знания по данной теме. Выполняем тестовое задание. Правильные ответы закрашиваем кружком.
(Под тихую, спокойную музыку выполняется тест).
Вот и подходит к концу наш сегодняшний урок. Обобщить материал нам поможет вождь древнего племени "Гуа-гуа".
Выступление вождя.
Я рад, что вы так много узнали об облике Земли, об этапах истории создания ее портрет. Знания, полученные на предыдущих уроках, позволили вам пройти через нелегкие испытания морского путешествия, провести эксперименты, выполнить творческие задания. И главное, что вы осознали уникальность и красоту нашей планеты.
Наше путешествие заканчивается.
Нет на свете дали,
Нет таких морей,
Где бы не видали
Наших кораблей.
Вот мы и причалили к берегу успеха.
Домашнее задание: творческая работа на тему "Что бы я хотел рассказать представителям инопланетной цивилизации о своей планете.
На память о сегодняшнем путешествии мы дарим вам эти открытки. На них написано пожелание "Семь футов под килем!", и это означает, что мы желаем вам успешного плавания по морю знаний.
Поставьте оценку себе и своей группе за работу на уроке. На термометре отметьте погоду, которая сопровождала наше сегодняшнее путешествие.
36,6 – увлекательно, полезно
39 – слишком сложно, не интересно
34 – слишком просто, бесполезно.
Сдайте материалы урока на проверку учителю.
Спасибо вам за активную работу на уроке.
Успешных вам путешествий по морю знаний!