Педагогическая формула урока: общение, игра.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Вид урока: урок-путешествие с участием сказочного персонажа.
Цели урока: повторить, обобщить представления учащихся о культурных достижениях древнегреческой цивилизации, проверить знания учащихся и степень усвоения изученного материала.
Задачи урока:
- Образовательная - формировать у учащихся целостные исторические представления.
- Воспитательная - приобщать учащихся к ценностям мировой культуры, воспитывать уважение к истории и традициям других народов.
- Развивающая - развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий, умения работать с картой, развивать с текстом и находить фактические ошибки, способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оборудование:
- Мультимедиа;
- Карта «Древняя Греция»;
- Плакаты по теме «Древняя Греция»;
- Карточки-рыбки с датами;
- Тексты с фактическими ошибками;
- Жетоны в виде амфор за правильные ответы;
- Лавровый венок и диплом Знатока истории Древней Греции;
- Костюмы и реквизит для сказочного персонажа.
Подготовительный этап: для проведения урока необходимо заранее подготовить ученика, который сыграет роль сказочного персонажа. Это может быть ученик этого класса, посещающий исторический кружок или любой другой ученик. Урок строится таким образом, что учитель ведёт урок вместе со сказочным персонажем, а ребята в ходе урока становятся своего рода учителями для сказочного персонажа, знакомя его с историей Древней Греции.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие по Древней Греции, о которой вы узнали на предыдущих уроках. Отвечайте на вопросы, получайте жетоны за правильные ответы. Мы определим с вами знатока истории Древней Греции. Не удивляйтесь – в Древней Греции мы встретим Ивана, сказочного персонажа, который заинтересовался историей. Поможем ему? Как он там оказался? Обо всём по порядку.
(появляется Иван, который, потягиваясь, жуёт калач)
Учитель:
Лежит Ваня на печи,
И ест с мёдом калачи.
Захотелось вдруг ему
Познать историю саму.
Слез Ванюша с тёплой печки,
С удочкой сел на крылечке,
И стал думать и гадать,
Как же в прошлое попасть?
Думал, думал, стал зевать
Потихоньку засыпать.
И ему приснился сон,
Будто слышит голос он:
«Чтобы в прошлое сгонять,
Надобно слова сказать:
«Раз, два, три, четыре, пять
Повернись-ка время вспять»!
Тут Иван открыл глаза,
Огляделся не спеша.
Иван:
Что ж, попробую рискнуть,
В Грецию хочу махнуть!
Учитель:
И, отбросив все сомненья,
Он сказал без промедленья:
Иван:
«Раз, два, три, четыре, пять
Повернись-ка время вспять»!
II. Повторение, систематизация, обобщение и закрепление знаний и умений.
Учитель:
Вот Иван, разинув рот,
Глядит на греческий народ.
Иван: Что за остров там вдали?
Учитель: Когда-то здесь флот создали цари.
Иван: (обращается к детям)
Давайте отправимся на остров Крит
И пусть сильнейший победит!
Посмотри на доску! Сообрази-
На эти буквы знаешь термины ты,
Здесь имена, объекты, названия
А ну, покажи свои знания!
(на доске к каждой букве дети подбирают по четыре специальных слов(терминов), имён, названия исторических и географических объектов, которые относятся к теме «Древняя Греция» и объясняют их).Получают жетоны в виде амфор.
Иван:
А скажите, например
Чем известен был Гомер?
(ученики дают ответ, называют его поэмы «Илиада» и «Одиссея» и о чём они).
За правильные ответы ребята получают жетоны.
Иван:
А что же Афины?
Как тут Красиво!
Что это за статуи? За здания?
Вот вам ещё задание.
(на экране – Парфенон-храм богини Афины, статуя крылатой богини победы Ники и т.д.)
За правильные ответы ребята получают жетоны
Иван:
А вот на площади толпа
И что-то возмущается она.
Пойду поближе, посмотрю
И в чём причина уясню.
Учитель:
И тут он слышит из толпы:
«Ну почему же мы рабы?
Почему наши родные
обречены на камни долговые?».
Иван:
Что за камни? Что за бред?
Дайте, дети, вы ответ!(смотрит на греков и продолжает)
Кто? По какой причине? Где?
Поставил крест на их судьбе?
(долговые камни ставили на землю бедняков, которые брали в долг у богатого зерно или серебро, ребята рассказывают о положении простых земледельцев, которые вынуждены за долги работать на богатых, и если не удавалось отдать долги, то отдавали в рабство своих родственников и т.д).
За правильные ответы ребята получают жетоны.
Учитель:
Неужели так и было?
И фортуна их забыла?
Может кто-то им помог,
Заступился словно бог?
Кто положение исправил,
И след в истории оставил?
И конечно же, ребята
Назовите эту дату.
(ученики рассказывают о Солоне, который в594г до н.э. был избран архонтом отменил долговое рабство.)
За правильные ответы ребята получают жетоны.
Иван:
После этих перемен
Даже тот, кто не спортсмен,
Отвлечётся, отдохнёт
И на стадион пойдёт.
Олимпийские игры – зрелище ещё то,
Так, когда же впервые было оно?
И в честь какого главного бога
Собиралось народу так много?
(ученики называют дату первых Олимпийских игр-776г. до н. э и бога Зевса)
За правильные ответы ребята получают жетоны.
(На доске плакат с изображением богов и богинь Греции. Иван показывает на Зевса и Ареса)
Иван:
Главный на небе в Греции Зевс,
А вот воинствующий Арес.
А этих богов не знаю я
Напишите их имена.
(дети отвечают, на заготовленных заранее листочках пишут имена богов и прикрепляют под их изображением)
За правильные ответы ребята получают жетоны.
Иван:
Бог Посейдон-владыка морей,
Следит за курсом кораблей,
И лучше его не гневить,
Если хочешь до суши доплыть.
Учитель:
Ваня, любитель рыбалки,
Взял удочку с собой, не так ли?
Поэтому хочу Вам предложить
По Эгейскому морю проплыть.
Сколько рыбы здесь!
И на каждой рыбе дата есть.
Рыбку должны Вы поймать
И событие историческое назвать.
(На доске прикреплены рыбки из цветной бумаги. На изнаночной стороне написаны даты из истории Древней Греции 776 г. до н.э., 594г. до н.э., 480г. до н.э., 490г. до н.э., 443г. до н.э., 338г. до н.э., 334г. до н.э. Учащиеся выходят по одному и берут с доски рыбку, называют указанную на ней дату и сообщают какое событие произошло. Если ученик не знает ответа, то поймать рыбку, т.е. дать правильный ответ, пробует другой ученик).
За правильные ответы ребята получают жетоны.
Иван:
Правильно все даты Вы назвали!
Хочу, чтоб на карте Вы показали,
Где греки с персами воевали,
И независимость свою отстояли!
(ребята показывают на карте места сражения греков и персов: Марафонская битва, битва у Фермопил, Саламинское сражение)
За правильные ответы ребята получают жетоны.
Учитель:
Посмотрите на карту. Здесь города
Афины, Спарта и Ольвия.
Они разные и в чём-то похожи,
Об этом поведать Ивану мы можем.
Для вас, ребята, приготовлен текст.
Обратите внимание! В нём ошибки есть,
Не торопясь, его прочтите
И правдивую картину событий восстановите.
(раздаём ученикам тексты, предлагаем по вариантам найти в тексте фактические ошибки)
I вариант: «Афины».
В области Лаконика в 6км от моря возник на акрополе славный город Афины. Афиняне гордились своим правлением, которое называли аристократией, т.е.властью народа. В 954г. до н.э. реформатор Солон отменил долговое рабство, теперь только рабы-чужеземцы, которых звали «илоты», работали на афинян.
Афиняне же главным своим делом считали войну и всё время проводили в учениях.
Афиняне презирали всякий труд, нежелание работать они называли «любовью к свободе». Произошли перемены и в управлении Афинским полисом. Теперь не только знатные, но и богатые представители демоса могли стать геронтами. Большую роль играл ареопаг, который выбирал архонтов и судей. Судьи голосовали криком. Так на заседании ареопага принимались законы, объявлялась война.
II вариант: «Спарта».
В областях Аттика и Мессения в результате продвижения дорийских племен на реке Эврот возник город Спарта. Он был очень красив: храмы, украшенные колоннами,
бронзовые и мраморные статуи. Самой шумной частью города была рыночная площадь – агора. Здесь спартанцы вели торговлю, проводили народное собрание. В нём принимали участие все граждане Спарты.
Здесь выбирали двух царей, архонтов и эфоров. Эфоры следили за исполнением обязанностей архонтами и царями. Спартанцы были очень трудолюбивы. Они занимались земледелием и разведением оливок и винограда, мореплаванием и торговлей с другими полисами.
Выборы у спартанцев происходили путём опускания чёрных («против») и белых («за») камешков в сосуд. Такое голосование греки других полисов называли детским. Афиняне называли спартанцев знатоками, т.к. они всю жизнь учились писать, читать, петь и танцевать.
(более слабым ученикам можно предложить вариант № 3 - отрывок из сочинений древнегреческого историка Плутарха о жизни мальчиков спартанцев, в котором нужно в правильном порядке расставить слова)
Вариант III.
- Своего; отец; к; приносил; ребёнка; старейшинам.
- Ребёнок; и здоровым; старейшины; если; крепким; разрешали; оказывался; его; отцу; воспитывать.
- Кидали; же; был; пропасть; ребёнок; и уродлив; если; слаб; его; в.
- Собирали; которым; на; семь; отряды; лет; всех; мальчиков; исполнилось; и делили.
- Услоавиях; и ели; жили; они; равных; на; вместе.
- Водой; мылись; не; они; тёплой.
- Кратко; о; если; спрашивали; отвечать; подростков; чем-либо; и чётко; следовало.
- Полноправным; он; 30 лет; в; гражданином; считался.
(учащиеся дают правильные ответы и получают жетоны)
III. Подведение итогов.
Учитель:
Вот подходит к концу наше путешествие,
И Ваня закончил по Греции шествие.
Ну, что историю познал?
Много нового узнал?
Иван:
Да, ребята с вами вместе
Было очень интересно.
Спасибо Вам за знания,
За Ваши усилия, старания.
Не зря я в прошлое попал,
Много о древней Греции узнал.
Эх, была б деревня наша рада
По соседству жить с Элладой!
А теперь пора прощаться,
Домой я буду возвращаться:
«Раз, два, три, четыре, пять
Повернись-ка время вспять»!
Учитель:
Иван пусть держит путь домой,
А мы урок закончим свой.
Жетоны свои сосчитайте,
Количество их называйте.
И сейчас узнает класс-
Кто активнее из Вас,
Знатока истории определим
И дипломом его наградим!
(ученику, набравшему большее количество жетонов вручаем диплом знатока истории Древней Греции, лавровый венок и ставим оценку, остальные ученики также получают оценки).
IV. Организация домашнего задания.
Написать сочинение на тему: «Мои впечатления о путешествии в Древнюю Грецию».