Возникновение ислама и объединение арабов

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов.
  2. Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., - исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий.
  3. Познакомить учеников с широким кругом «исламской терминологии», которая активно используется в современном лексиконе и классической литературе.
  4. Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников.

Тип урока: Комбинированный урок.

Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы.

Оборудование урока: учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков», карта «Арабы в VII-XI вв.»

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний по теме «Культура Византии».

III. Изучение нового материала:

  1. Условия и образ жизни арабов.
  2. Возникновение ислама.
  3. Традиции и обычаи мусульман.

IV. Закрепление изученного на уроке.

V. Домашнее задание.

Конспект урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний по теме «Культура Византии».

Устный индивидуальный опрос:

  • какие достижения в области культуры появились в VI-XI вв.?
  • что нового внесли в развитие культуры жители Византии?
  • как отразились в культуре Византии идеи античного мира?

III. Изучение нового материала.

1. Постановка целей и темы урока.

На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.

2. Работа с картой.

  • Найдите на карте Аравийский полуостров. В какой части света он находится? (В Юго-Западной Азии)
  • Какими морями омывается Аравийский полуостров? (Средиземным, Красным и Аравийским морями)
  • Проследите по карте, с какими народами соседствовали арабы.
  • Назовите знаменитые торговые пути, проходящие через Аравийский полуостров.

3. Рассказ учителя.

С незапамятных времен в Юго-Западной Азии жили многочисленные кочевые племена, известные под именем арабов. Арабские племена, которые жили в оазисах на юге и западе Аравии, были оседлыми племенами, они занимались скотоводством и земледелием, строили города. Самым крупным из них был город Мекка, в котором каждый год в течении четырех месяцев проводились ярмарки. На эти ярмарки съезжались сотни купцов из многих уголков земли.

Совсем иначе протекала жизнь бедуинов - кочевников, которые жили в пустыне. Это были бедные племена, занимавшиеся разведением верблюдов, овец и лошадей. Очень часто бедуины нанимались проводниками в богатые караваны, проходившие через пустыню. Но помимо этого пустынные кочевники постоянно воевали между собой. Со временем среди арабов крепло желание покончить с враждой между племенами. Объединение племен было ускорено совместной борьбой с внешними врагами Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.

4. Беседа с учащимися.

  • Какие мировые религии вы знаете? (христианство, буддизм, иудаизм)
  • А как вы считаете, какая из этих религий самая молодая? (Ислам)
  • Кто является богом мусульман? (Аллах)
  • А кто знает, какая книга является священной для мусульман? (Коран)

5. Рассказ учителя.

В отличие от предшествовавших религий, ислам устанавливал, прежде всего, правила жизни на свете и только потом сулил праведникам рай, а грешникам – геенну огненную. В то же время ислам много почерпнул из христианства и аравийских древних верований.

Великий основатель ислама – Мухаммед, родился в 570 г. в Мекке, в знатной купеческой семье. Его имя встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Христа. Пророк ислама – абсолютно реальное и конкретное историческое лицо. Мухаммед с юности занимался караванной торговлей. Во многом он достиг влияния среди мекканцев благодаря своей старшей жене, вдове богатого купца. В 610 г Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл «посланником Бога» - его Пророком.

У Мухаммеда появились сторонники, которые стали называть себя мусульманами (покорными Богу). Но не все люди с пониманием отнеслись к нему. Нашлись и такие, которые отнеслись к нему враждебно. Поэтому в 622 году Мухаммед переселяется в г. Медину. Там он находит своих сторонников. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому времени большинство арабов принимает ислам и признает власть Мухаммеда, который становится во главе Арабского государства.

Какие же традиции и обычаи сложились у мусульман? Давайте вместе прочитаем текст учебника.

6. Комментированное чтение.

Прочитать текст учебника на стр. 72 – 74 (по ходу чтения ученики выписывают основные понятия в тетрадь)

7. Беседа по прочитанному.

  • Каковы главные положения ислама?
  • Где записаны основы мусульманского учения?
  • Что такое шариат, какие правила поведения мусульман вам известны?

8. Запись в тетрадь.

Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей. Давайте запишем их в тетрадь.

  • Махадэ - верить в то, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – пророк его.
  • Намаз – в установленное время совершать молитвы пять раз в день.
  • Ураза – соблюдать главный пост в течение одного месяца в году.
  • Закят – благотворительность.
  • Хадж – хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину.

И уже позднее появилась еще одна обязанность мусульманина:

  • Джихад – священная война против не мусульман.

IV. Закрепление изученного на уроке.

Ислам имел огромное влияние на обычаи и нравы, мораль и право самих арабов, а также оказал сильное культурное воздействие на Западную Европу.

  • Какое же значение имело появление новой религии – ислама? (новая религия помогла объединить арабские племена, укрепить государство арабов. В рамках новой религии установились главные обязанности верующих, их каноны поведения.)
  • Когда появился ислам? (в VII веке)
  • Как называется священная книга мусульман? (Коран)

V. Домашнее задание:

§ 12 (пересказ), письменно ответить на вопрос «Что сближает ислам с другими религиями и что отличает? Сравните ислам и христианство».