Цели урока:
- Рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов.
- Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., - исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий.
- Познакомить учеников с широким кругом «исламской терминологии», которая активно используется в современном лексиконе и классической литературе.
- Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников.
Тип урока: Комбинированный урок.
Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы.
Оборудование урока: учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков», карта «Арабы в VII-XI вв.»
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний по теме «Культура Византии».
III. Изучение нового материала:
- Условия и образ жизни арабов.
- Возникновение ислама.
- Традиции и обычаи мусульман.
IV. Закрепление изученного на уроке.
V. Домашнее задание.
Конспект урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний по теме «Культура Византии».
Устный индивидуальный опрос:
- какие достижения в области культуры появились в VI-XI вв.?
- что нового внесли в развитие культуры жители Византии?
- как отразились в культуре Византии идеи античного мира?
III. Изучение нового материала.
1. Постановка целей и темы урока.
На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.
2. Работа с картой.
- Найдите на карте Аравийский полуостров. В какой части света он находится? (В Юго-Западной Азии)
- Какими морями омывается Аравийский полуостров? (Средиземным, Красным и Аравийским морями)
- Проследите по карте, с какими народами соседствовали арабы.
- Назовите знаменитые торговые пути, проходящие через Аравийский полуостров.
3. Рассказ учителя.
С незапамятных времен в Юго-Западной Азии жили многочисленные кочевые племена, известные под именем арабов. Арабские племена, которые жили в оазисах на юге и западе Аравии, были оседлыми племенами, они занимались скотоводством и земледелием, строили города. Самым крупным из них был город Мекка, в котором каждый год в течении четырех месяцев проводились ярмарки. На эти ярмарки съезжались сотни купцов из многих уголков земли.
Совсем иначе протекала жизнь бедуинов - кочевников, которые жили в пустыне. Это были бедные племена, занимавшиеся разведением верблюдов, овец и лошадей. Очень часто бедуины нанимались проводниками в богатые караваны, проходившие через пустыню. Но помимо этого пустынные кочевники постоянно воевали между собой. Со временем среди арабов крепло желание покончить с враждой между племенами. Объединение племен было ускорено совместной борьбой с внешними врагами Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.
4. Беседа с учащимися.
- Какие мировые религии вы знаете? (христианство, буддизм, иудаизм)
- А как вы считаете, какая из этих религий самая молодая? (Ислам)
- Кто является богом мусульман? (Аллах)
- А кто знает, какая книга является священной для мусульман? (Коран)
5. Рассказ учителя.
В отличие от предшествовавших религий, ислам устанавливал, прежде всего, правила жизни на свете и только потом сулил праведникам рай, а грешникам – геенну огненную. В то же время ислам много почерпнул из христианства и аравийских древних верований.
Великий основатель ислама – Мухаммед, родился в 570 г. в Мекке, в знатной купеческой семье. Его имя встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Христа. Пророк ислама – абсолютно реальное и конкретное историческое лицо. Мухаммед с юности занимался караванной торговлей. Во многом он достиг влияния среди мекканцев благодаря своей старшей жене, вдове богатого купца. В 610 г Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл «посланником Бога» - его Пророком.
У Мухаммеда появились сторонники, которые стали называть себя мусульманами (покорными Богу). Но не все люди с пониманием отнеслись к нему. Нашлись и такие, которые отнеслись к нему враждебно. Поэтому в 622 году Мухаммед переселяется в г. Медину. Там он находит своих сторонников. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому времени большинство арабов принимает ислам и признает власть Мухаммеда, который становится во главе Арабского государства.
Какие же традиции и обычаи сложились у мусульман? Давайте вместе прочитаем текст учебника.
6. Комментированное чтение.
Прочитать текст учебника на стр. 72 – 74 (по ходу чтения ученики выписывают основные понятия в тетрадь)
7. Беседа по прочитанному.
- Каковы главные положения ислама?
- Где записаны основы мусульманского учения?
- Что такое шариат, какие правила поведения мусульман вам известны?
8. Запись в тетрадь.
Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей. Давайте запишем их в тетрадь.
- Махадэ - верить в то, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – пророк его.
- Намаз – в установленное время совершать молитвы пять раз в день.
- Ураза – соблюдать главный пост в течение одного месяца в году.
- Закят – благотворительность.
- Хадж – хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину.
И уже позднее появилась еще одна обязанность мусульманина:
- Джихад – священная война против не мусульман.
IV. Закрепление изученного на уроке.
Ислам имел огромное влияние на обычаи и нравы, мораль и право самих арабов, а также оказал сильное культурное воздействие на Западную Европу.
- Какое же значение имело появление новой религии – ислама? (новая религия помогла объединить арабские племена, укрепить государство арабов. В рамках новой религии установились главные обязанности верующих, их каноны поведения.)
- Когда появился ислам? (в VII веке)
- Как называется священная книга мусульман? (Коран)
V. Домашнее задание:
§ 12 (пересказ), письменно ответить на вопрос «Что сближает ислам с другими религиями и что отличает? Сравните ислам и христианство».