Являясь частью мировой истории, прошлое края не может рассматриваться вне её рамок, процессов, закономерностей. Изучение региональных культур позволяет увидеть, как различные сообщества людей приспосабливались к конкретным природно-климатическим условиям.
Территория Урало-Поволжья находилась далеко от центров мировых цивилизаций. Однако это не делает события истории края менее интересными или яркими. Археологические культуры этого крупнейшего региона республики, расположенного на обширных степных и лесных пространствах в системе евразийских древностей, являются связующим звеном между Востоком и Западом. В результате сложных процессов взаимодействия местного и пришлого населения здесь шло становление современных тюркоязычных народов края.
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 10-11 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.
По типу программа – развивающая. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета. Таким образом, целями данного курса являются:
- формирование представлений об историческом прошлом нашего района и города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко-культурном наследии региона;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым миром» воспитание гражданственности и патриотизма;
- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, развитие коммуникативной культуры учащихся.
Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющего практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
- систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого;
- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.
Организуемые виды уроков: вводный, урок-лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок-консультация.
Элективный курс рассчитан на 34 часа и интегрируется в курс «История татарского народа и Татарстана» соответственно тематическому планированию. По окончанию курса учащиеся сдают зачет: в виде реферата, выступают с сообщениями, защищают творческие проекты:
1. Лучшая экскурсия по городу.
2. Презентация.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание обучения. Разделы. Тема. |
Кол.часов |
Лекция |
Практика |
Формы проведения занятий |
Образовательный продукт |
1 |
Древняя история края. Археологические памятники на территории края. |
2 |
1 |
1 |
лекция, |
конспект, тезисы |
2 |
Средневековая история нашего края. |
4 |
2 |
урок-экскурсия, практикум |
исторический анализ, видеопроект |
|
3 |
Проблемы изучения этнической истории региона. |
2 |
1 |
урок-версия, практикум |
собственное решение научной проблемы |
|
4 |
Альметьевский регион во второй половине XVII – XVIII веков. |
3 |
1 |
2 |
лекция, практикум |
конспект |
5 |
Формирование населенных пунктов XVIII – XIX вв. |
3 |
2 |
урок-исследование, лекция |
исторический анализ, конспект, видеопроект |
|
6 |
Социально-экономическое развитие Альметьевского региона в XIX в. |
5 |
2 |
3 |
лекция, работа с документами, практикум |
конспект, исторический анализ |
7 |
Альметьево в начале XX в. |
3 |
2 |
лекция, урок-исследование |
конспект, исторический анализ |
|
8 |
Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918-1919 гг. |
3 |
3 |
практическая работа. |
Выставка рефератов, видеопроект |
|
9 |
Село Альметьево в 20-30-ег. |
2 |
1 |
урок-исследование, практическая работа |
исторический анализ |
|
10 |
Альметьево в дни суровых испытаний 1941-1945 гг. |
3 |
урок-конференция | выставка рефератов, видеопроект | ||
11 |
Нефтяной край |
2 |
урок-конференция, обсуждение | выставка рефератов, видеопроект | ||
12 |
Итоговое занятие |
2 |
защита проектов | проекты |
Содержание программы
Тема 1. Древняя история края. (2 часа)
Памятники археологии на территории Альметьевского района эпохи железа и бронзы.
Поселения вдоль р.р. Степной Зай, Кичучат. Зайчишминское поселение. Акташское поселение. Нижнемактаминский могильник.
Тема 2. Средневековая история нашего края. (4 часа)
Этническая ситуация в I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э. Движение гуннов.
Мазунинская культура III-IV вв.
Кардинальные изменения в эпоху Тюркского каганата (551-603).
Разнообразие культур: именьковская, турбаслинская.
Селище «Шихан» у с. Вернхий Акташ. Полянское I селище у р. Багряж.
Памятники кушнаревской культуры VI-IX вв. Н. Э.
Булгарский Эмират и его территория IX-X вв.
Следы пребывания кочевого и полукочевого населения на территории Восточного Закамья. Памятники кочевников – печенегов X-XI вв.
Восточное Закамье - зона кочевания золотоордынского кочевого населения.
Формирование новой золотоордынской археологической культуры.
Распад Золотой Орды и её последствия. «Татарские памятники» XV-XVII вв.
Памятники колониального периода. Освоение края татарским населением.
Тема 3. Проблема изучения этнической истории региона. (2 часа)
Тарханная грамота 1617 г. и рукописная история села Старое Ермаково (Самарская обл.) XVIII в. Татарское население - ногайцы.
Источники изучения об этническом облике населения-шеджере. Данные шеджере юматы,
Бараж, Кара-бека.
Тема 4. Альметьевский регион во второй половине XVII-XVIII вв. (3 часов)
Колонизация края в XVI-XVII вв. Строительство засечных черт. Старая Закамская линия. Новошешминский осторог. Кичуевский отрог.
Новая засечная линия. Историческое значение Закамскиих засечных черт.
История Надыровской волости. Кто такой – Надыр Уразметов? Территория и население Надыровской волости. Переселенческое движение татар как последствие христианизации.
Тема 5. Формирование населенных пунктов Альметьевского региона в XVII-XIX вв. (3 часа)
Этапы формирования Альметьевского района и их характеристика.
История села Альметьево. Первое упоминание д. Альметьево в письменных источниках. Основные трактовки об основателях д. Альметьево.
Альметьево в XVIII веке. Основное занятие населения, социальный состав. Экономическое развитие края. Выступления крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Последствия крестьянской войны. Кантонная система управления.
Тема 6. Социально-экономическое развитие Альметьевского района в XIX веке .(5 часов)
Социальный состав населения края и их обязанности. Развитие торговли и промышленности. Отмена крепостного права и его последствия. Альметьевская волость в пореформенный период (1865-1885 г.). Политика царизма. Крестьянские волнения в 1880-1890 гг.
Движение крещеных татар. Причины возникновения национального движения. Мусульманские общины (махалля) и учебные заведения в XVIII-н.XX вв. Тайсугановское медресе.
Хади Атласи. Вторая Махалля.
Тема 7. Альметьево в начале XX века. (3часа)
Социальный и национальный состав населения. Перепись 1900-1901 г. Жизненный уклад.
Экономическое развитие края в начале века. Бизнес-центр. Местные предприниматели в Старой Михайловке и Новоникольске.
Революционные события 1905-1907 гг. и его последствия. Край в пореформенный период.
Развитие образования в начале XX века. Национальное и культурное значение деятельности
Ризаэтдина Фахретдинова в развитии татарского просветительства.
Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918-1919 гг. (3 часа)
Мятеж чехословацкого корпуса. Политика новой власти. Наступление войск Восточного фронта и освобождение Бугульмы осенью1918 г.
Весенние события 1919 г. Наступления Колчака. Завершающий этап в освобождении Бугульминского уезда.
Тема 9. Село Альметьево в 20-30-е годы .(2часа)
Восстановление советской власти. Продразверстка. Февральские события 1920 г. в д. Новая Елань (восстание «Черного орла») и его последствия. Голод 1921-1922 гг.
Политика НЭПа. Кооперация на селе. Образование новых переселенческих поселков.
Альметьево в период коллективизации. «Альметьевское дело». Итоги коллективизации. Альметьево в 1934-1940 гг. Жертвы политических репрессий.
Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний 1941-1945г(3часа)
Перестройка жизни на военный лад. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Экономика края в военные годы. Героизм тружеников тыла.
Тема 11. Нефтяной край . (2 часа)
Экономическое развитие района в послевоенное время. Ромашкинское месторождение.
Город Альметьевск. Современная история.
Тема 12. Итоговое занятие. (2 часа)
Методические рекомендации к курсу
Тема 1. Древняя история края.
Задачи темы: показать особенности и значение курса как неразрывной части национальной истории, углубить и конкретизировать знания учащихся о первобытной эпохе на основе материала о расселении древних людей на территории нашего края.
Основные понятия: стоянка, археологический памятник
Тема 2. Средневековая история нашего края.
Задачи темы: углубить знания о древнейших тюркских народах, их расселении, образе жизни на территории нашего края, охарактеризовать государственные образования и проанализировать значение Волжской Булгарии, Золотой Орды, и Казанского ханства в истории края.
Основные понятия: гунны, болгары, сувары, мазунинская культура, именьковская культура, турбаслинская культура, Волжская Булгария.
Тема 3. Проблема изучения этнической истории Альметьевского района.
Задачи темы: исследовать основные версии образования татарского этноса на территории района и выразить наиболее значимую оценку.
Основные понятия: шеджере, ногайцы
Тема 4. Альметьевский район во второй половине XVII-XVIII вв.
Задачи темы: проанализировать последствия завоевания Казанского ханства, особенности системы управления, создаваемой царским правительством.
Основные понятия: закамские засечные линии, Шешминский острог, Кичуйский острог, фельдшанц.
Тема 5. Формирование населенных пунктов в XVIII-XIX вв.
Задачи темы: исследовать историю села Альметьево и других населенных пунктов, охарактеризовать изменения в социально-экономическом развитии села, изучить причины и последствия крестьянской войны Е.Пугачева, новые явления в жизни края и особенности проведения крестьянской реформы и их последствий.
Основные понятия: Бугульминское ведомство, Новомосковская дорога, ямские татары, тептяри, бобыли, выкупные платежи, кантоны.
Тема 6. Социально-экономическое развитие села Альметьево в XIX в.
Задачи темы: проанализировать особенности социально-экономического развития села в пореформенный период и причины возникновения национального движения татар
Основные понятия: переселенцы, крестьянские промыслы, крещеные татары, махалля.
Тема 7. Альметьево в начале XX века.
Задачи темы: подвести к пониманию неизбежности социальных противоречий, определить основные причины участия жителей села в революционных событиях 1905-1907 гг., раскрыть особенности развития образования и историческую роль личности Ризаэтдина Фахретдинова.
Основные понятия: ясачные крестьяне
Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда
Задачи темы: способствовать расширению знаний об особенностях гражданской войны на территории края и её последствиях.
Основные понятия: чехословацкий мятеж, Комуч
Тема 9. Село Альметьево в 20-30е годы.
Задачи темы: проанализировать социально-экономические мероприятия новой Советской
власти и отношения к ним жителей села и цену успеха в этом направлении, охарактеризовать
злодеяния террора.
Основные понятия: «Альметьевское дело».
Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний в 1941-1945 гг.
Задачи темы: способствовать закреплению навыков самостоятельной работы с документами, исследовательской работы.
Тема 11. Нефтяной край.
Задачи темы: расширить знания о развитии промышленного центра Юго-Востока Татарстана и его особенностей, способствовать развитию навыков самостоятельной работы.
Основные понятия: Ромашкинское месторождение.
Тема 12. Итоговое занятие.
Задачи темы: способствовать развитию творческого мышления, целостного восприятия истории своей малой Родины.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Литература для учителей:
- «Альметьевское дело». Трагические страницы из истории Альметьевкого района (конец 1920-начала 1930-х гг.) – Казань: Гасырлар авазы, 1999. – С.22
- Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Региональная научно-практическая конференция. Альметьевск, 23-25 ноября 1999.Тезисы докладов. –
- Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Региональная научно- практическая конференция. Альметьевск, 23-25 ноября 1999.Тезисы докладов. – Альметьевск, 1999.
- Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное образование у татар в дооктябрьский период. - Казань,1992.
- Археологические памятники Восточного Закамья. Казань, 1989.
- Археологические памятники Центрального Закамья. Казань. 1988.
- Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в истоковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX-XX вв.). - Казань, 1991.
- Габдуллин И.Р. К вопросу об основании населенных пунктов на территории Юго-Востока Татарстана в XVII-XVIII.-.Казань, 2000.
- Герои Советского Союза - наши земляки. - Казань, 1982.- Кн. 3.- С. 92-94.
- Герои Советского Союза - наши земляки.-Казань,1985.
- Гиматов И., Матвеев Д. Наш Альметьевск. - Наб. Челны, 1993.
- Давлетбаев Б.С. Большая Ока. История села - Уфа, 1992.
- Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья.- Казань, 1999.
- Уразманова Р.К. Быт нефтяников – татар Юго-Востока Татарстана. - Альметьевск,2000.
- Обыденнов М.Ф., Шорин А.Ф. Археологические культуры позднего бронзового века древних уральцев.- Екатеринбург, 1995.
- Рамазанова Д.Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора. - Казань, 2001.
- Рафикова Г.Э. Сулеевское восстание 1885 г. по документам Национального архива РТ // Серия. Из истории Альметьевского региона. Выпуск VI.Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия.- Казань, 2000.
- Нугманова Г.Г Проблемы изучения заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. - Казань, 2000.
Литература для учащихся:
- Археологические памятники Восточного Закамья. Казань, 1989.
- Археологические памятники Центрального Закамья. Казань, 1988.
- Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в истоковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX-XX вв.). - Казань, 1991.
- Винокуров И. По волнам памяти. – Альметьевск, 1994.
- Герои Советского Союза - наши земляки. - Казань, 1982.- Кн. 3.- С. 92-94.
- Гиматов И., Матвеев Д. Наш Альметьевск. - Наб. Челны, 1993.
- Зарипов М. Черное сокровище. В 2-х томах – Москва, 1998.
- Исхакова С. Город и его судьба. – Казань, 2005.
- Рафикова Г.Э. Сулеевское восстание 1885 г. по документам Национального архива РТ // Серия. Из истории Альметьевского региона. Выпуск VI. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. - Казань, 2000