На наших глазах происходит процесс кардинальных изменений социокультурной, информационной среды обитания человека.
В документах, посвящённых обновлению российского образования, говорится, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны войти информационная и коммуникативная компетенции. Примерная программа по обществознанию определяет приоритеты, среди которых:
Выполнять познавательные и практические задания…
- на использование элементов причинно-следственного анализа
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В последнее время появляется всё больше цифровых образовательных ресурсов с различными видами учебных текстов. Но для нынешней школы основными продолжают оставаться печатные тексты.
Как научить учеников эффективной работе с информацией?
Существуют приёмы, позволяющие развить не только предметную компетентность учащихся, но и другие её виды, в частности информационную.
В своей практике я использую приёмы работы с текстовой информацией, которые помогают развить общеучебные умения. Эти приёмы не противоречат ИКТ – технологиям, так как ученики работают с различными источниками информации, главный фактор обучения – активность учащихся, коммуникативные качества развиваются через парную, групповую, коллективную деятельность.
Приём 1. Самое главное.
Учащиеся читают учебный текст. Учитель даёт первое задание: придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст. По сигналу учителя ученики “по цепочке” называют свой вариант ответа. Лучший вариант записывается на доске и в тетрадях. Затем второе задание – нужно охарактеризовать данный материал одной фразой, а после - найти в нём какой – то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишён смысла. Отмечаются ученики, придумавшие лучшие варианты.
Приём 2. “ Солнышко, или Понятийное колесо”
Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.
Синонимы, ассоциации, понятие
Вариации данного приёма включаю и в контрольные упражнения:
- Подберите слова по смыслу (схожести или противоположности, а также принадлежащие к одному понятию).
- Определите связь понятий или явлений (родственность, сходство, различие, противоположность).
Приём 3. Таблица “ Знаю – хочу узнать – узнал” (разработала Донна Огл)
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
В своей практике я использую такой вариант данной таблицы:
+ Я знал |
- Я не знал |
! Удивлён! |
? Задаю вопрос |
Приём 4. Синквейн
Итог по работе с информацией может быть представлен учащимися в форме творческой работы рефлексивного характера, синквейн, по своей сути, - это сжатая форма информации.
Приём 5. Известное - неизвестное
Например: Используя параграф № 1 (учебник “Человек и общество”, Л.Боголюбов), выполнить домашнее задание:
- Формационный подход (записать определение из учебника) - …..
- Цивилизационный подход - ….
- Записать хорошее предложение из текста с данным определением: …….
- Выписать другое определение понятия “формационный подход”, “цивилизационный подход” из другого источника: ...(можно использовать учебник А.Кравченко, Интернет –ресурсы, словари, справочники и др.)
Приёмы работы с текстовой информацией помогут учащемуся активно и эффективно работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях.
Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Выполнение индивидуальной работы заканчивается групповой или коллективной работой, где происходит обсуждение, дискуссии, дебаты, а также учащиеся могут представить свои работы в виде презентаций, газетных статей, листовок.
В ходе работы вырабатываются качества: терпимость к чужому мнению, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения.
Данные приёмы работы можно использовать всем учителям – предметникам, на любом этапе урока, для учащихся всех ступеней обучения.