Лабораторное занятие – форма учебной работы с памятниками права в старших классах на примере темы "Судебная реформа 1864 года"

Разделы: История и обществознание


В настоящее время понятие «лабораторная работа» прочно вошло в процесс обучения по разным гуманитарным предметам, в том числе с историко-правовым содержанием. Лабораторный урок – это такая форма урока, основная цель которого создать условия для самостоятельного изучения учащимися текстовых источников, памятников права с последующим письменным оформлением результатов учебного поиска для развития навыков исследовательской деятельности.

Памятники права – это правовые акты прошлых эпох, сохраняющие правовую информацию прошлого, а также документы, имеющие правовое значение в прошлом. Памятники права метапредметны, их используют в преподавании разных гуманитарных предметов. Но, есть общее – необходимость формирования ключевой компетентности: умения работать с текстом. При отборе фрагментов текста можно руководствоваться общими требованиями. Отрывок документа должен быть доступным ученикам по содержанию и объёму, соответствовать целям и задачам урока, учебной программе по предмету, быть педагогически целесообразным. Вопросы и задания к памятнику права как источнику юридической информации могут выстраиваться так:

1. Наименование документа
2. Когда он был составлен?
3. Каково содержание текста?
4. Каковы историко-юридические условия появления данного памятника права?
5. Покажите на карте тот регион, на который распространялось действие памятника права.
6. Объясните юридические понятия и термины, встречающиеся в тексте памятника права.
7. Каково значение данного памятника права для современной правовой культуры общества?

Модель хода урока в форме лабораторной работы на основе памятника права.

1. Объявление проблемы исследования.
2. Мотивация предстоящей учебной деятельности.
3. Инструктаж о процессуальном аспекте учебной работы.
4. Представление и характеристика памятников права, заданий к текстам.
5. Выполнение учебного исследования.
6. Оформление отчёта о результатах самостоятельного поиска.
7. Презентация и обсуждение отчета.
8. Оценивание познавательной и исследовательской деятельности учащихся.

Пример лабораторного занятия по истории Отечества.

Судебная реформа 1864 года. Основное содержание

ЗАДАНИЕ №1.

Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом и ответьте на вопросы:

1. Когда была проведена судебная реформа Александра II?
2. В каких документах излагались нормы нового судопроизводства и судоустройства?
3. В чем заключались важнейшие нововведения судебной реформы? Каковы её главнейшие принципы?

«За десять лет до судебной реформы славянофил А. С. Хомяков с горькой обидой за Россию писал:

В судах черна неправдой черной,
И игом рабства клеймена,
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна.

Для искоренения этой мерзости государству требовалась сильная судебная власть, которую не просто следовало отделить от власти административной, но создать практически заново. Чтобы «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», «возвысить судебную власть» и утвердить в народе «то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего»1,— Александр II 20 ноября 1864 года утвердил четыре судебных устава: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На фундаменте этих законов развилась оригинальная и самая эффективная в нашей истории система правосудия.
Суд, наконец, отделился от административной власти, да так последовательно, что даже абсолютный монарх — самодержец всероссийский — с 1860-х годов уже не решался непосредственно вторгаться в дела правосудия и был вынужден при необходимости искать окольные пути давления на суд либо ограничивать его самостоятельность новыми законами. В результате реформы вводился гласный, состязательный процесс: право обвиняемого на защиту обеспечивала впервые созданная в России адвокатура. Законодательство о суде впервые в отечественной истории установило презумпцию невиновности, а формальную силу доказательств заменила свободная оценка их судом. Сами судьи, как и судебные следователи (предварительное следствие было передано от полиции суду), стали несменяемы по произволу власти и подлежали замене с соблюдением специальной процедуры только в случае совершения ими серьезных правонарушений».

Ильин А.В. Морозова С.А. Из истории права.

Важнейшим нововведением реформы являлось учреждение  суда присяжных, обеспечившего реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия. Однако составители судебных уставов, позаимствовав на Западе этот демократический институт, постарались приспособить его к условиям самодержавной монархии. В результате дела о государственных преступлениях, о многих должностных правонарушениях и тому подобные изначально оказались неподсудны суду присяжных в России. А чтобы усилить в суде влияние бюрократии был введен служебный ценз: несмотря на имущественный ценз, выборные служащие сословных самоуправлений и все чиновники вплоть до V2 класса включались в списки присяжных заседателей, как бы бедны они ни были.

ЗАДАНИЕ №2.

Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы к нему, приведенные ниже.

Извлечения: Учреждение судебных установлений // Российское законодательство X—XX веков. Т. 8

81. Присяжные Заседатели избираются из местных обывателей всех сословий:

во-1-х, состоящих в русском подданстве;
во-2-х, имеющих не менее двадцати пяти и не более семидесяти лет отроду и,
в-3-х, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели.

82. Присяжными Заседателями не могут быть:

1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния заключению в тюрьме или... более строгому наказанию...
2) исключенные из службы по суду, или... же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие под опекою за расточительность;
5) слепые, глухие, немые и лишенные рассудка и
6) не знающие русского языка.

84. В общие списки Присяжных Заседателей вносятся:

1) Почетные Мировые Судьи.
2) Все состоящие в государственной гражданской службе, по определению от Правительства, в должностях пятого и ниже классов, за исключением:

а) членов судебных мест, участковых Мировых Судей, Обер-Секретарей и Секретных судебных мест, Судебных Приставов и Нотариусов;
б) лиц прокурорского надзора при судебных местах;
в) Вице-Губернаторов;
г) чиновников, занимающих должности Казначеев, а также Лесничих казенных лесов, и
д) чиновников полиции вообще;

3) Все состоящие на местной службе по выборам дворянских и губернских обществ, кроме Городских Голов.
4) Крестьяне, избранные в очередные судьи волостных судов или в добросовестные волостных и сельских расправ и равных с ними сельских судов, а также занимавшие беспорочно не менее трех лет должности волостных старшин, голов, сельских старост или другие соответствующие сим должности в общественном управлении сельских обывателей разных наименований, или бывшие церковными старостами.
5) Все прочие лица, владеющие землею в количестве не менее ста десятин или другим недвижимым имуществом ценою: в столицах не менее двух тысяч рублей, в губернских городах и градоначальствах не менее тысячи, а в прочих местах не менее пятисот рублей или же получающие жалование или доход от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах не менее пятисот, а в прочих местах не менее двухсот рублей в год.

85. Не подлежат внесению в списки Присяжных Заседателей:

1) Священнослужители и монашествующие;
2) все военные чины, состоящие в действительной военносухопутной или морской службе, а также те из гражданских чиновников, которые находятся при войсках или служат по военносудной части в военном и морском ведомствах,— и
3) учителя народных школ.

86. В списки Присяжных Заседателей не могут также быть вносимы все те, которые находятся в услужении у частных лиц <т. е. все наемные работники, включая рабочих>.

Вопросы к документу

1. В чем состоят требования к кандидатам в присяжные заседатели? Сколько цензов (ограничений) предусмотрел законодатель для замещения этой почетной должности?
2. В каких статьях (частях статей, пунктах) содержатся нормы о

— цензе гражданства;
— возрастном цензе;
— цензе неопороченности по суду;
— сословном цензе;
— должностном цензе;
— цензе вменяемости;
— имущественном цензе? Какие другие цензы предусмотрены Учреждением? Насколько логичны эти ограничения? Способствуют ли они правосудию?

3. Демократичен ли состав присяжных, предусмотренный Учреждением судебных установлений:

— для России XIX века;
— для современной России? В чем преимущество цензовой системы по сравнению с принципом избрания в списки присяжных?

4. Какие из цензов, установленных для присяжных в 1864 году, следовало бы, по вашему мнению, сохранить для современных судов? Почему?

ЗАДАНИЕ №3.

Ответьте на вопросы.

1. Определите положительные и отрицательные стороны суда присяжных.
2. Какой вердикт выносил суд присяжных?
3. Сколько человек входило в коллегию суда присяжных?

Труды присяжных заседателей оплачивались весьма скромно, а крестьянам за их участие в суде не платили вовсе, поскольку для них это было «присяжной повинностью». Чтобы не умереть от голода, некоторые заседатели-крестьяне в перерыве между судебными заседаниями нанимались на поденные работы, а иные даже кормились Христовым именем, т. е. нищенствовали.

Противники суда присяжных окрестили его «судом улицы», имея в виду демократический состав скамьи присяжных, относительную мягкость назначаемых им наказаний по ряду преступлений и чрезмерное будто бы количество оправданных приговоров. Однако именно то, что суд присяжных не был заражен канцелярским формализмом, характерным для всех бюрократических учреждений царской России, составляло его главное достоинство.

Извлечения: Казанцев С. М. «Судебная республика» царской России // Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864—1917 годов

На основе списков присяжных заседателей специальная комиссия составляла очередные списки, которые публиковались в газетах. В очередные списки вносились лица, подлежащие призыву в суд в течение будущего года. Так, например, в 1908 году в С.-Петербурге в очередные списки было включено 4200 лиц. Никто не мог быть призываем в качестве присяжного чаще одного раза в два года. Для участия в сессиях окружного суда приглашения присяжным рассылались председателем суда. В суд к открытию сессии приглашалось 30 присяжных заседателей. Обвинение и подсудимые имели право мотивированного и немотивированного отвода шести присяжных. После отвода путем жеребьевки из оставшегося числа выбиралась коллегия присяжных судей из двенадцати основных и двух запасных заседателей, которая и участвовала в рассмотрении дел. После сформирования состава присяжные избирали своего старшину.

Присяжные в зале судебных заседаний располагались отдельно от состава коронных судей. Они имели право на осмотр следов преступления и других вещественных доказательств, а также право задавать вопросы допрашиваемым лицам через председателя суда. Они могли просить у председателя суда разъяснений по всем обстоятельствам дела и «вообще всего для них непонятного».

Присяжным запрещалось во время судебного заседания общаться с кем бы то ни было, кроме членов суда, под угрозой штрафа. Они должны были сохранять тайну совещательной комнаты и за обнародование итогов голосования также подвергались штрафу.

По окончании прений защиты и обвинения председатель суда обращался к присяжным с напутственной речью (резюме) и вручал их старшине вопросный лист для вынесения вердикта. На каждый вопрос судьи присяжные заседатели могли ответить только «да» или «нет»: виновен или невиновен; если виновен, то заслуживает ли снисхождения.
Если голоса присяжных разделялись поровну, закон считал подсудимого оправданным. Оправдательный приговор нельзя было оспорить при условии, что судебное заседание происходило с соблюдением всех оговоренных формальностей. Если же присяжные выносили вердикт о виновности человека, которого судьи единогласно признавали невиновным, то дело могло передаваться на рассмотрение нового состава присяжных.

ЗАДАНИЕ №4.

Ответьте на вопросы.

1. Почему мировой суд и адвокатуру можно назвать демократическими судебными органами?
2.Чем отличались присяжные поверенные от частных?

«Другим демократическим судебным органом, появившимся в результате реформы 1864 года, был мировой суд, в котором без волокиты и излишних формальностей рассматривались дела о незначительных правонарушениях и гражданско-правовых спорах. Впоследствии ни о каком другом учреждении, упраздненном Октябрьской революцией, не вспоминали в народе с такой теплотой, как о мировых судах.
Из всех учреждений пореформенного суда в России лишь одно пережило социальный катаклизм 1917—1921 годов, а именно адвокатура. По судебным уставам адвокаты именовались поверенными и делились на две категории — высшую (присяжные поверенные) и низшую (частные поверенные). Присяжные поверенные имели собственную корпоративную организацию, которая и ведала пополнением их рядов из числа лиц, имеющих высшее образование, стаж работы по специальности более пяти лет, несудимых и не моложе 25 лет от роду. Чтобы приобрести необходимую квалификацию и соответствующий стаж, многие адвокаты поначалу работали помощниками присяжных поверенных. Присяжные поверенные защищали своих клиентов в любых судах, тогда как частные поверенные могли заниматься практикой лишь при том суде, в котором они выдержали квалификационный экзамен. Хотя для частных поверенных юридическое образование было необязательным, зато и дела им позволялось вести только малозначительные.
Нельзя сказать, что дореволюционная русская адвокатура была идеальной. Но лучшие адвокаты России, такие как Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович, Н. П. Карабчевский, прославили свою профессию, защищая справедливость, истину, закон».

Ильин А.В. Морозова С.А. Из истории права.

ЗАДАНИЕ №5.

Ниже приводится несколько определений. Выберите среди них такие, которые в наибольшей степени соответствуют характеру судебной реформы 1864 года и обоснуйте свою позицию фактами из данной работы.

1. Консервативная;
2. Помещичья;
3. Либеральная;
4. Великая;
5. Крестьянская;
6. Прогрессивная;
7. Грабительская;
8. Буржуазная


1 Все цитаты взяты из указа Александра II от 20 ноября 1864 года.

2 Должности I—IV классов — «генеральские», т. е. высшие в Российской империи; они замещались исключительно по личному распоряжению монарха.