Цели урока:
- Образовательная: формирование представлений у учащихся о периоде русской истории конца ХVII века;
- Развивающая: развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Умения анализировать, обобщать и систематизировать знания по данной теме;
- Воспитательная: способствовать воспитанию волевых качеств, самоорганизации, личностного отношения к истории своей страны, уважительного отношения к наследию прошлого.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации урока: групповая работа в сочетании с самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся.
Основные понятия: местничество, славяно-латинское училище, "стрелецкие деньги, стрелецкий хлеб", Расправная палата, Славяно-греко-латинская академия, Чигиринские походы, Крымские походы (1687, 1689 г.г.), Вечный мир с Польшей.
Оборудование урока:
- ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 2).
- Учебник А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России ХVII – ХIХ века», &9, стр.89- 99.
- Исторический документ – фрагменты из учебника А.П.Богданова «История России до Петровских времен».
- Опорные конспекты учащихся (Приложение 1) .
Этапы урока.
I. Организационный момент.
Подготовить учащихся к работе на уроке, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность.
II. Актуализация ранее изученного материала.
На предыдущих занятиях вы знакомились с событиями ХVII века (слайд №1), который вошел в историю не только как «бунташный век», но и как переходная эпоха от традиционного общества к модернизированному; от Московского царства к Российской империи (Слайд №1), создателем которой являлся царь-реформатор – Петр I (Слайд №1).
Но фундамент его преобразований был заложен именно в ХVII веке, отцом реформатора – Алексеем Михайловичем (Слайд №1), царствование которого было вами рассмотрено на предыдущих уроках.
III. Определение объекта и предмета изучения.
Соблюдая принцип последовательности при изучении истории, сегодня нам необходимо приступить к рассмотрению периода правления Петра I.
- Правильно? (учитель сознательно провоцирует детей на неправильный ответ).
Обратите внимание на даты окончания одного царствования и начала другого.
Между ними наблюдается разрыв длиной в 13 лет, т.е., на ленте времени образовалось своеобразное «белое пятно» (Слайд №2).
Имеем ли мы право вычеркнуть эти 13 лет из истории и сразу приступить к изучению эпохи Петра I ? (нет, т.к. будет нарушен принцип последовательности и систематичности изучения).
Таким образом, мы сейчас с вами определили объект нашего изучения или другими словами тему урока: «Россия накануне правления Петра Первого» (Слайд №3).
Запишите тему в своих опорных конспектах.
А что будет являться предметом изучения, т.е. что конкретно мы будем рассматривать на уроке? (знакомиться с правителями того времени, которые и определяли варианты дальнейшего развития страны).
IV. Определение целей урока.
Что нам скажут просто имена правителей – Федор и Софья?
Если говорить о Федоре (Слайд №3),, то наверняка многие удивятся, узнав, что был такой правитель. Но посмотрите, какую противоречивую оценку дают историки этому правителю. Кто прав?
Если говорить о Софье (Слайд №4), то о ней мы знаем немного больше, благодаря знаменитому портрету Репина, при взгляде на который ужас охватывает, и роману А.Толстого «Петр I», в котором Софья предстает перед нами такой же, как и в работах историка Платонова «….жестокой коварной интриганкой, рвущейся к власти, цеплявшейся за все старое…».
Но посмотрите на другой портрет Софьи (Слайд №4), и на другую оценку. Абсолютно другая женщина и правительница.
- Кто прав?
- Где истина?
- Почему оценки историков столь противоречивы?
- Кем же на самом деле были эти правители? Какой след они оставили в русской истории? (Слайд №5).
Вы можете сейчас дать ответы, на поставленные мной вопросы? Почему? (уровень знаний об этом периоде и о деятельности этих правителях недостаточен).
Как тогда можно определить цель сегодняшнего урока?
Обратитесь к своим опорным конспектам. Из предложенного списка целей урока выберите ту, которая, на ваш взгляд, будет наилучшим образом содействовать раскрытию темы или предложите свою.
Цель (варианты):
- выяснить, что собой представлял период правления царя Федора и царевны Софьи;
- на основе исследования периода русской истории II пол. ХVIIв. определить роль личности царя Федора и царевны Софьи в русской истории;
- рассмотреть период правления царя Федора и царевны Софьи и определить их роль в русской истории.
Следовательно, сегодня на уроке вы будете заниматься исследовательской деятельностью. Какие навыки и умения вы будете использовать при осуществлении исследования?
Умение выделять главное, отделять существенное от второстепенного, находить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, конспектировать.
V. Изучение нового материала.
Инструктаж.
Для того, чтобы провести полноценное исследование одного источника информации будет недостаточно, поэтому вы будете работать по двум источникам:
- традиционный – учебник А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России ХVII – ХIХ века», &9, стр.89- 99;
- альтернативный - главы из учебника А.П.Богданова «История России до Петровских времен».
Так как у нас два неизвестных правителя, поэтому на уроке будут работать две группы. Одна группа (мальчики) будет заниматься исследованием правления царя Федора, другая группа (девочки) исследовать правление царицы Софьи.
Работу вы будете осуществлять самостоятельно и индивидуально.
Каждый будет работать с источником по определенному параметру и результаты вносить в свой опорный конспект.
На всю самостоятельную работу вам отводится 15 минут, после чего начнется обсуждение результатов вашей работы.
В конце урока при оценивании вашей деятельности будут учитываться следующие факторы:
- насколько полно и точно вы проанализировали свой параметр;
- качество вашего устного ответа;
- дополнения как устные, так и письменные в опорных конспектах;
- участие в обсуждении.
Вопросы есть по работе? Приступаем к исследованию.
Самостоятельная работа учащихся – исследование исторической литературы.
VI. Первичное закрепление изученного материала.
Учащиеся озвучивают результаты своего самостоятельного исследования; выбирают мнение историка, который, на их взгляд, точнее и правильнее отразил сущность правления «неизвестных царей» и определил их роль в русской истории; делают самостоятельные выводы, определяя роль правителей Федора и Софьи в русской истории; ответы учащихся сопровождает презентация учителя.
(При необходимости учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Возможны дополнения учащихся из других групп).
В презентации учителя работают Слайд № 6,7 (анимация).
VII. Подведение итогов урока.
Возможные выводы учащихся (сопровождаются Слайдом № 8,9):
- на основе проведенного исследования периода русской истории II пол. ХVIIв., нами был ликвидирован пробел в знаниях.
- мы определили, что в этот период времени был продолжен курс на модернизацию страны, методыосуществления которой можно охарактеризовать как либеральные и ненасильственные;
- правители, проводившие дальнейшую модернизацию, были очень образованными и просвещенными для того периода времени, самостоятельны в своем правлении, т.е. были фактическими правителями, а не номинальными;
- к сожалению, можно констатировать тот факт, что большинство россиян имеют искаженное представление об этих исторических личностях.
VIII. Организация домашнего задания. Рефлексия.
Парадоксален тот факт, что таких просвещенных правителей, как Федора и Софью, принято выставлять в истории как ретроградов или вообще не упоминать о них.
Как вы думаете, почему так произошло?
В качестве домашнего задания я предлагаю вам поразмышлять на эту тему и написать эссе: «Причины забвения Федора и Софьи» или «Причины несправедливого отношения к Федору и Софье».
Для полного подведения итогов урока необходимо оценить вашу деятельность.
Еще раз назовите, каким видом деятельности вы занимались на уроке, какие навыки и умения использовали, что у вас вызвало затруднение, а с чем вы справились легко.
(возможные ответы учеников)
В соответствии с представленными критериями (Слайд № 10) оцените свою работу самостоятельно.