Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Русская живопись второй половины XIX века"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • раскрыть содержание творчества великих русских художников,
  • показать взаимосвязь отражения запросов общественной жизни и искусства и активного вторжения искусства в общественную жизнь.

Задачи:

  • добиться понимания учащимися содержания основных работ художников в.п. XIX века;
  • на примере основных произведений показать сложный период перехода от старой традиционной жизни России к новой диктуемой, развивающимся капитализмом
  • способствовать формированию у учащихся гражданской позиции на примере полотен лучших российских художников

Оборудование:

  • мультимедийная презентация
  • 3 видеофрагмента: - “Третьяков” (30 сек.)
  • “Художники передвижники” (4 мин. 40 сек.)
  • “Боярыня Морозова” (7 мин.)
  • репродукции картин художников XIX века.

Ход урока

Учитель истории: – Урок сегодня необычный:

  • во-первых вы видите перед собой сразу двух учителей,
  • во-вторых два предмета будут представлены вашему вниманию.
Итак, тема нашего урока: “Русская живопись в.п. XIX века”

Учитель ИЗО: - Как вы понимаете, что такое живопись?

(живопись – означат писать жизнь, то есть писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность)

Учитель истории: XIX век – это особый период в российской

истории. Это ломка экономических и политических устоев российского общества, это героизм и благородство, это безрассудство и огромное желание изменить Россию. И это время, ознаменованное творческой деятельностью многих писателей, артистов, художников. Поэтому по-особому звучит эпиграф нашего урока:

Фронтальный опрос - О чем эпиграф?

(о неразрывной взаимосвязи периодов исторического развития)

- Выберите из нашего эпиграфа поэтические строки, которые могут стать темой нашего урока.

(“XIX век он как будто за тонкой стеной…” тему урока записываем в тетрадь)

- После того как вы определили тему урока, определите круг вопросов, на которые нам предстоит сегодня ответить.

(1. Познакомиться с живописью в.п. XIX века;

2. Исторические условия развития русской живописи;

3. Особенности русской живописи в.п. XIX века.)

Проблемное задание: В конце урока вы должны ответить на 2 вопроса:

Какие отличительные особенности живописи в.п. XIX века вы увидите сегодня (вопрос учителя ИЗО)

Как исторические события повлияли на живопись в.п. XIX века (вопрос учителя истории)

Новый материал

Фронтальный опрос.

  1. Какие события XIX века, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на культуру и живопись XIX века?
  2. Назовите исторические условия развития русской живописи во в.п. XIX века? (какие явления экономики, политики, социальной жизни оказывали наибольшее влияние на нее)
  3. Определив исторические условия, предположите особенности русской живописи (демократизм, государственный контроль, объединения в различные группы, формирование единой русской культуры)
  4. Как вы считаете, какие жанры, направления будут более востребованы российским обществом в этот период.
Особенностью культуры в.п. XIX века является утверждение относительно нового направления во всех сферах русской культуры. Это – реализм.

Работа с понятиями.

Попробуйте самостоятельно определить, что такое реализм.

Прилагательное “критический” как изменяет уже знакомое нам определение?

Учитель ИЗО. В живописи формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме.

- Искусство – проповедь

- Искусство – размышление над нравственными проблемами – так понимали свои задачи, чуть ли не все выдающиеся художники.

Истинной душой критического направления в живописи был Василий Перов. Он сумел с обличительной критикой показать многие стороны простой будничной жизни.

Вокруг Перова формировались художники- жанристы. Они были продолжателями лучших традиций Федотова, Перова.

В 70-е годы прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание.

- у нее появляются собственные критики – Крамской Иван Николаевич и Стасов Василий Петрович

- и свои собиратели – Третьяков Павел Михайлович, который к тому же материально поддерживает художнико

(сообщение ученика и видеофрагмент посвященный Третьякову Павлу Михайловичу)

Учитель истории: - Как называли в России людей, подобных Третьякову? (меценаты)

Учитель ИЗО. Наступает пора рассвета критического реализма. В это время учащиеся Петербургской Академии Художеств начинают борьбу за право обращаться к реальной действительной жизни. Эта борьба выливается в так называемый “бунт 14”. Выпускники, не получив разрешения на свободный выбор темы, отказались писать программные картины на темы евангельских сюжетов, а предложили для работ волнующие современные темы.

А вскоре, в 1870 году, передовые художники объединились в “Товарищество передвижных художественных выставок”. А передвижными их называли потому, что их устраивали не только в Петербурге или Москве, но и в провинции (иногда в 20 городах в течении года)

Учитель истории. Задачи, которые ставили перед собой “Товарищество передвижных художественных выставок”:

1. Знакомство широких слоев населения с живописью

2. Просвещение русского народа

- Какие исторические аналогии напрашиваются. Кто в российской истории провозглашал подобные идеи?

(декабристы, “хождение в народ”)

Подобно декабристам, народникам художники XIX века стремились взять на себя высокую миссию – просвещения русского народа.

- Задание к фильму. По ходу фильма заполняем таблицу “Художники в.п. XIX века”

Ф.И. художника Произведения, жанр
   

- Назовите основные идеи, которые передвижники раскрывали в своих работах.

(Видеофрагмент видеофильма “Передвижники”)

Учитель истории - Какие имена вы для себя открыли?

Учитель ИЗО. Продолжим наше знакомство. А сейчас побываем в нашей картинной галерее и познакомимся с некоторыми картинами художников-передвижников. Вождем и теоретиком передвижников был Иван Николаевич Крамской, возглавивший бунт 14. Крамской помогал Третьякову претворять в жизнь план создания галереи портретов выдающихся деятелей национальной культуры. Для этого написан портрет Льва Николаевича Толстого.

Примерное сообщение

Портрет Л.Н.Толстого был написан для галереи благодаря энергии и настойчивости Крамского, т.к. писатель категорически не желал позировать. Живописец даже пообещал, что если его работа не понравится, она будет немедленно уничтожена. В случае удачи он обязался исполнить повторение портрета для усадьбы в Ясной Поляне. Портрет вошел в число лучших творений Крамского. Облик Толстого передается во всей индивидуальной характерности: выпирающие скулы, выраженные надбровные дуги, крупный, широкий нос. При внешней некрасивости лицо приковывает к себе, заставляет запомнить складку между бровей, упрямые губы, а главное – глаза. Перед таким человеком невозможно солгать – можно только исповедаться, ибо любая ложь будет им мгновенно раскрыта.

Крамской написал два портрета. Один для коллекции, другой для семьи Толстых. Графу Толстому предоставлялось право выбрать любой из портретов. Оба портрета оказываются “лучшими”. По мнению жены Льва Толстого, Они “замечательно похожи, даже смотреть страшно”

Василий Васильевич Верещагин создает туркестанскую серию картин, где точно и ярко передает
  • столкновение русских и бухарских войск
  • южную природу
  • восточную архитектуру

Картина “Апофеоз войны” - завершение туркестанской серии.

Сообщение

В бытовом жанре передвижников внимание уделялось крестьянской и городской тематике. Ей отдал свое дарование Владимир Егорович Маковский.

Картина “Свидание”

Сообщение

Иван Иванович Шишкин. Крамской считал, что Шишкин “единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом”.

“Рожь”

Сообщение

Лучше всего позволяют понять картины стихии музыка.

Люблю отчизну я, но странною любовью
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью
Ни полного доверия покой

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;

Люблю дымок, спаленной жнивы
В степи, ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

М.Ю. Лермонтов

В конце XIX века распространенным становится пейзажный жанр. Его характеризует пейзаж настроения. Природа печалилась, плакала, негодовала, возмущалась, ликовала, радовалась вместе с человеком. Живописцем “пейзажей настроения” был Исаак Ильич Левитан. “Владимирка”

Сообщение, стихи

Смотришь на эту дорогу, по которой уводили когда-то декабристов, смотришь на тревожные тучи, нависшие над горизонтом и невольно вспоминаются слова Панченко:

Страна лесов, страна полей
Упадков и рассветов,
Страна сибирских соболей,
И каторжных поэтов,
Но только ты страна полей
Предпочитаешь сдуру,
Делам своих богатырей
Их содранную шкуру.

Сколько невысказанного на этом полотне, быть может поэтому душа одной из учениц нашей школы Ерофеевской Дарьи отозвалась на эту картину следующими строчками:

Не сосчитать расстоянье –
Русский бескрайний простор
Только дорога молчаньем
С ветром ведет разговор

Помнит дорога не мало -
Кто по ней шел и куда,
Весело или устало,
На время иль навсегда.

Воля своя иль неволя
В даль уводила людей,
Поодиночке, иль сроем,
Пешим, иль взяв лошадей

Счастья и горя много
Полный провал и успех –
Все повидала дорога
И уравняла всех.

Каждого думать заставит,
Вспомнить, жалеть, что-нибудь,
Нет на ней тех, кто знает,
Чем же закончится путь.

Тайну великую эту
Наших путей и дорог
Знает, наверно, лишь ветер
Только лишь ветер и бог.

Илья Ефимович Репин. Его деятельность – высшее достижение передвижнического реализма. Репину удавались все жанры живописи. Основную цель свого творчества он выражал так: “Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст: действительность слишком возмутительна”

Жизнь народа была постоянным источником вдохновения этого художника.

Сообщение

Суриков Василий Иванович воплотил в своих творениях высшие принципы передвижничества в области исторического жанра, трактуя картину как народную эпопею. Его картины как страницы школьных учебников отражают события далекого прошлого.

-“Утро стрелецкой казни”

- “Меньшиков в Березове”

- “Покорение Сибири Ермаком”

- “Переход Суворова через Альпы”

- “Боярыня Морозова”

Сообщения

Видеофрагмент “Боярыня Морозова”

img14.jpg (16308 bytes)

Заключение урока - Какие жанры живописи вы увидели в картинах художников-передвижников. (работа со слайдом)

В конце урока учителя возвращаются к проблемным вопросам и обсуждают ответы вместе с классом.