1. Игры с целью проверки хронологической памяти.Могут быть использованы при подготовке к экзаменам.
Пример карточки-задания для игры" Найди нужную дату"
Стояние на р.Угре - | 1480,1380, 1223,1497 |
Присоединение Новгорода к Москве - | 1495, 1376, 1552, 1478 |
Начало русско-японской войны - | 1900, 1904, 1905, 1910. |
Ввод советских войск в Афганистан- | 1972, 1978, 1979, 1988. |
Пример карточки-задания для игры "Восстанови события"
Действительно ли события, упомянутые ниже, перечислены в нужной последовательности.Речь идет об Отечественной войне 1812 года.
- Бородинская битва
- пожар в Москве
- военный совет в Филях
- Смоленское сражение
Пример карточки-задания для игры "Отгадай дату"
Проставьте даты событий сами:
Битва под Москвой
Сталинградская битва
Прорыв блокады Ленинграда
Участие СССР в войне с Японией
Начало "холодной войны"
Возможен другой вариант игры.
На карточках написаны четверостишия,нужно назвать событие и дату.
Например:
Мы долго молча отступали,
Досадно было,боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут!А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной жепезной головой...
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было такой еще,...
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Пример карточки- задания для игры "Найди ошибку"
В правой стороне даты перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиями. Переставьте их правильно:
Смерть Л.И. Брежнева | 1972 г. |
Подписание договора ОСВ-1 | 1965 г. |
Начало "косыгинской" экономической реформы | 1982 г. |
Создание Организации Варшавского Договора | 1964 г. |
Смещение Н.С.Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС | 1955 г. |
2. Игры, способствующие формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий,динамическому повторению дат, развитию внимания и памяти.
Пример игры "Исторические пятнашки"
На классной доске вывешивается плакат, на котором нарисован квадрат с 16 клеточками, в которых записаны даты.Классу дается задание восстановить даты в восходящей хронологической последовательности. Показывая дату указкой, ученик называет событие.Победит тот, кто быстрее назовет все даты и события.
1223 1480 1237 1789 | или | 1921 1941 1945 1965 |
1861 1547 1709 1380 | 1917 1979 1940 1929 | |
988 1812 1147 1654 | 1991 1993 1914 1904 | |
1825 1612 1242 1240 | 1905 1924 1936 1962 |
3. Игры,которые способствуют формированию умений соотносить год с веком;помогают усвоению трудного и малоинтересного для детей учебный материал
Пример игры "Хронологическое домино"
Для этой игры необходимо подготовить 25 плашек ( по типу домино) из картона. На них обозначаются века с lХ по ХХl и даты - первые и последние годы века.
В игре участвуют 5 человек.Перед началом игры все плашки укладываются лицевой стороной вниз и перемешиваются.
Игроки набирают по 5 плашек.Игру начинает плашка "lХ-ХХlв." Следующий ход делает "IХ в-801 г." и так по порядку.(900 г -Х в., Х в. - 901г. и т.д) Соприкасаться плашки должны так: век-век и год-год.Побеждает игрок,первым избавившийся от всех плашек.Оставшие считают суммарное количество очков на плашках, складывая даты и века, например: “2000 г. - ХХ в.”- 2+0+0+0+Х+Х=22 очка. Места распределяются так: 1-е место - 0 очков, 2-е место -наименьшее количество очков, и т.д., последне место - наибольшее количество.