Проектная образовательная технология в практике работы учителя истории, обществознания, культурологии

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Данный метод предполагает “проживание” учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности.

При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

Проект побуждает учащегося: к целеполаганию; проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации.

В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно – и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.

Организация обучения по истории, обществознанию, праву, культурологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в “субъектов” деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным “Я”, так с другими. Именно в диалоге осуществляется “свободное самооткровение личности” (М.М. Бахтин). Диалог в методе проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная юридическая, социальная, правовая информация становится личностно значимой.

Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся, вследствие чего они обнаруживают противоречие между известным им правовым, социальным, экономическим содержанием и невозможностью оперативно применять их на практике. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект – это всегда творчество учащихся.

Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место “Право”, “Обществознания”, “Культурология” в общей системе человеческого бытия.

Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов.

Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности.

Одним из результатов такой деятельности явилась исследовательская работа на тему “Роль и место органов местного самоуправления в Российской Федерации на примере города Северобайкальск”. Работа была представлена на Межрайонной конференции “Шаг в будущее” в 2002 году. Автор работы – Дорофеев Олег, научный руководитель Усынин Олег Федорович (заместитель главы города), консультант Кошелева Н.И.

В целях стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания в 7 классах я провожу практические и лабораторные занятия с решением проблемных задач, обсуждение типичных ситуаций. Учащиеся с интересом знакомятся с Конституцией Р.Ф., Конституцией Р.Б., Уставом муниципального образования “город Северобайкальск”. Для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, практикую включение семиклассников в проектную деятельность.

При изучении темы “Подросток как гражданин” был дан старт исследовательскому проекту “Как осуществляется местное самоуправление?”. Участники – ученики 7 “В” класса. Обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет, объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы. В группах выделились лидеры.

Первой группе предложена тема исследования –

  • “Какие вопросы находятся в введении муниципального образования?”.

Вторая группа –

  • “Что можем сделать мы и наши родители для выборов местного самоуправления?”.

Третья –

“В чем мы видим конкретные дела местного самоуправления?”.

Продолжительность проекта – четыре урока:

1 урок – постановка задачи, определение состава групп, в группах –выдвижение гипотез, распределение ролей. Выход – программа действий каждой группы.

Между первым и вторым уроком –поиск информации.

2 урок – обсуждение в группах собранного материала. Выход – составление плана своей части проекта.

Между вторым и третьим уроками – оформление проекта.

3 урок – оформление проекта. Консультация.

4 урок – презентация проектов групповой деятельности. Рекомендации по участию в предстоящей конференции.

Таким образом, в ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские работы учащихся. Как правило, лучшие проекты по конкурсу бывают представлены на школьной научно-практической конференции.

Так, например, Баханова Ольга по теме проекта, привлекла к деятельности своих родителей. Результатом совместной проектной деятельности явилась исследовательская работа “Роль МСУ на примере города Северобайкальск”. Ученица, изучив основы интервьюирования по предложенной мной памятке, взяла интервью у Первого заместителя главы города Мирошниченко А. Работа, представленная на межрайонной конференции “Шаг в будущее, Юниор” в 2006 году, получила диплом II степени. Другая исследовательская работа, представленная на городской конференции юных исследователей-креведов “Мое Отечество”, – “Вклад депутата Беляева С.А. в развитие нашего города”, авторы Борбылева А., Федотова Л.

При работе над проектом по данной теме школьники, прежде всего, знакомятся с методами и процедурами социально-экономической деятельности МСУ, изучают механизмы принятия решений муниципальной властью и формируют пакет предложений по изменению ситуации в области социальной жизни города. Этот проект является практически первым знакомством учащихся с тем, как работает гражданское общество.

Таким образом, практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. О практической значимости последнего проекта ученицы поделилась в газетной заметке школьной прессы. Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования.

Так мой опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.

С целью формирования активной гражданской позиции учащихся, повышения электоральной культуры будущих избирателей, осознания ими собственной значимости в событиях общественно-политической жизни родилась идея клуба “Гражданин XXI века”. Проект клуба разработан мною в сотрудничестве с учащимися старших классов в 2004 году. Возможности его функционирования определяются тем, что:

  • многие выпускники школы окончили юридические факультеты вузов и работают в городе юристами
  • родители учеников школы трудятся в органах судебной власти
  • возросло желание воспитанников повысить свой уровень правового образования
  • студенты, приезжающие на каникулы, с удовольствием принимают приглашение встретиться с учениками родной школы.

Гипотеза: если школа-клуб будет функционировать при вышеуказанных условиях, то:

  • выпускники школы повысят правовую грамотность
  • выпускники легче пройдут адаптационный период после окончания школы
  • выпускников школы будет отличать активная жизненная позиция
  • повысится электоральная культура молодых людей, будущих избирателей.

На заседания клуба приглашаются представители органов исполнительной, законодательной, судебной власти города, района, СМИ, родители – представители разных профессий, студенты, выпускники школы.

Работа клуба – одна из составляющих общественного управления, т.к. нередко выполняет функцию переговорной площадки. В рамках работы клуба прошли такие мероприятия, как тематическая выставка “К выборам в РБ”, оформлен стенд “Знай свои права”, куда помещается материал по темам: “Права и обязанности гражданина Р.Ф.”, “Избирательный процесс: теория и практика”, “Право молодого избирателя”. Занятия в клубе направлены на достижение активности школьников через создание проектов, направленных на обсуждение и решение реальных задач. В 2005 году учащиеся 10 класса провели презентацию исследовательского мини-проекта “Участие педагогов школы в избирательных компаниях”. Цель проекта: изучить активную гражданскую позицию своих наставников. Участники проекта (группа из 3 человек) оформили папку, где собран материал о тех педагогах, которые принимали участие в избирательных компаниях в разном качестве и сделали вывод:

  • в школе работают четыре учителя истории, из них трое регулярно принимают участие в избирательных компаниях, что составляет 75% активности преподавателей истории
  • активность администрации школы по указанной позиции – 75%.

Интересно проводятся интерактивные встречи учащихся со специалистами правоохранительных органов, правового просвещения, занимающихся вопросами молодежной политики. Проводятся: конкурсы знатоков истории, турниры знатоков права, “круглые столы” для родителей и учащихся, недели правовых знаний, встречи, деловые и ролевые игры: “Твоя правовая культура”, “Выборы”. Один из ожидаемых результатов –повышение правовой грамотности микросоциума школы, формирование толерантности, способности к поиску диалога. Индикаторы, являющиеся результатом деятельности клуба являются:

  • явка на избирательные участки по данному избирательному округу всегда высокая
  • выпускник школы Чиженко Алексей, преподаватель истории Кошелева Н.И., баллотировался кандидатом в депутаты городского Совета на выборах в марте 2007 года. Я, как его бывший учитель истории, вошла в команду по организации предвыборной агитации
  • учащиеся школы – активные участники городского клуба “Молодой избиратель”
  • учащиеся школы ежегодно принимают участие в городских проектах, в том числе по благоустройству города и городского парка.

Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъект-субъектные отношения.

Вышеуказанные формы работы помогают установить диалог с общественностью, способствует открытости образовательного пространства школы и повышению роли всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, родителей, представителей общественности.

Таким образом, обществоведческие дисциплины имеют большие возможности для создания практической базы участия общественности в делах школы.