Урок краеведения в 6-м классе "Я – историк-исследователь"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Дать представление об источниковедении, как вспомогательной исторической дисциплине. Познакомить ребят с различными видами исторических источников.
  2. Научить ребят анализировать письменные исторические источники; извлекать из них максимум информации для историка-исследователя и на основании полученных данных делать выводы либо выдвигать гипотезы.
  3. Создать ситуацию успеха на уроке. Повысить мотивацию изучения истории родного края. Способствовать воспитанию человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач.

Оснащение урока:

  1. Карта Амурской области.
  2. Атласы Амурской области.
  3. Раздаточный материал: фрагменты карт Хабаровского края, отрывки исторических документов.
  4. Выставка литературы по истории Приамурья.
  5. Плакат с названиями ВИДов и письменных исторических источников.
  6. Макеты поселений, изготовленных учащимися.

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Учитель во вступительном слове опирается на знание ребят, полученных на предыдущем уроке “Вспомогательные исторические дисциплины”.

Вопросы для беседы:

- Какие ВИДы вы знаете?

- Что такое источниковедение?

Далее учитель дает краткое представление о том, кто такой источниковед и чем он занимается. Раскрывает цели и задачи источниковедения, проблемы, которые необходимо решить источниковеду и принципы, на которые опирается в своей работе источниковед. (См. дополнительный материал).

2. Типы письменных источников. Учитель раскрывает значение каждого типа источников и приводит примеры.

  • Актовые материалы (законодательство, купчии, договоры и др.).
  • Делопроизводственные материалы (бухгалтерия, докладные записки, запросы, ответы, книги рапортов, доносы шпионов, следственные дела…).
  • Источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма…)
  • Статистика (цифры тоже надо уметь читать)
  • Периодика (газеты, журналы, альманахи…).
  • Летопись.
  • Кино, фото, фонодокументы.

II. Практическая работа – анализ исторических источников.

1. Изучение документов в парах.

  • Исторические записки Г.С.Новикова-Даурского о даурах.
  • Челобитная амурских крестьян-поселенцев царю Федору Алексеевичу о бедственном положении.

2. Анализ документов по памяткам. Презентация исследованного материала. (Памятки и документы см. в Приложении 1)

3. Составление документов (работа в группах):

  • Расспросные речи.
  • Царский Указ об основании Албазинского воеводства.

4. Работа с картой, как историческим источником: “О чем на рассказали карты Амурской области и Хабаровского края”. Презентация исследования. (См. памятку в Приложении 2)

III. Презентация творческого задания, которое ребята получили на предыдущем уроке – макет Албазинского острога и поседения джурчжэней. (Макеты составлялись по описаниям, найденным в письменных исторических источниках).

IV. Выводы.

Какие выводы по нашему уроку мы можем сделать как историки-исследователи?

Предполагаемые выводы:

  1. Все, что написано во все времена рукой, на машинке, и даже на компьютере, снято оператором кинохроники, фотографом, записано на пластинку или компакт-диск – все является памятником источниковедения.
  2. Главная задача источниковеда – изучение исторических источников, условий их возникновения с целью правильной интерпретации хранящейся в ней информации.
  3. Если вы решили стать источниковедом и хотите знать, что почитать, то начните с писем своих бабушек (бабушки почти всегда хранят письма своих близких). Они ведь тоже источник, и очень интересный источник.
  4. Объявление оценок.

V. Рефлексия.

VI. Нацеливание ребят на тему следующего урока “Виртуальная экскурсия в музей истории Февральска”.

VII. Домашнее задание:

  1. Выбрать газетную или журнальную статью и проанализировать ее как источниковед – “добыть” исторические сведения о жизни людей современной эпохи.
  2. Если есть дома старые письма, то проанализировать их по памятке.

Дополнительный материал для учителя:

Кто такой источниковед?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как пишется история? Откуда историки берут материал для создания учебной или иной литературы? Ведь чаще всего мы уже не можем напрямую встретиться с участниками тех событий, о которых написано в книгах. Где же историки добыли эти факты?

Как бы мы не хотели и не старались, мы не можем не оставить после себя “следов”. Вот эти “следы” и изучают историки. Что можно отнести к “следам”? Это различные записки (от школьных тетрадок и дневников до завещаний), вещи, которые остаются после нас. Набор предметов, оставшихся после нас, зависит от того, кем был человек, чем занимался, сколько прожил на земле, насколько бережно относился к своим вещам, бумагам, документам; и как эти вещи сохранило время.

И вот по этим остаткам, которые историки называют историческими источниками, можно восстановить ход минувших событий. И историки как сыщики, следопыты, восстанавливают все до мельчайших подробностей. Почему историки называют эти остатки источниками. Потому, что сведения о жизни предков приходится добывать то из-под земли, то из груды архивов, но если приложить голову, то можно получить буквально фонтан сведений. Для умного исследователя время буквально бьется из глубины веков. Источники столь разнообразны, что их изучают сразу несколько исторических дисциплин. Вещественные источники изучает археология, а письменные – палеография и источниковедение.

Вот пример. Перед нами лежит древний текст, а точнее отрывок текста. Найден он случайно, кто автор, когда он был написан никому неизвестно. Сначала его должен изучить палеограф. По внешним признакам (по почерку, по сокращениям, по качеству бумаги и чернил) он установит время написания. А вот содержанием займется источниковед. И установит что это за текст, кто может быть его автором.

Все сохранившиеся тексты несут в себе определенную информацию о жизни наших предков и становятся письменными историческими источниками, пополняющими наши знания о прошлом. Отсюда и название науки – источниковедение.

Цели и задачи источниковедения.

Главная цель источниковеда – опубликовать источник и оценить его информационный потенциал.

Источниковед обычно проделывает тщательную подготовку текста к печати. Его задача – открыть глаза научной общественности на новое чудо. Найти рукопись может кто угодно. А вот понять, что это за находка, и представить ее ценность, ее значимость для науки может только источниковед. Главная задача источниковеда – выявление информационного потенциала источников для решения конкретных исторических задач, привлечение внимания историков к наиболее богатым из них.

Проблемы:

  • Понять, не подделка ли это, т.е. проверить источник по принципу достоверности информации. Ведь люди создающие текст могут преследовать свои цели, поэтому описание одних и тех же событий может быть разным. (Учитель может привести примеры из истории). Источниковеды считают выводы убедительными только в том случае, если данные одного источника подтверждаются данными другого. Например, источниковеды и археологи сработали вместе при изучении истории древних славян. Археологи подтвердили описания оставленные Нестором в “Повести временных лет”.
  • Проблема интерпретации. Источниковед должен помочь историку правильно интерпретировать информацию, содержащуюся у источнике. Это связано с переводом, с той обстановкой в которой он возник, с культурными традициями времени и т.д. информация из любого текста закодирована культурным кодом той эпохи, в которой он создан. Поэтому очень важно правильно “расшифровать” источник. Современный историк, читая текст, может начать искать смысл там, где его нет. Ведь изучаемые документы были созданы для людей своей эпохи. Поэтому, чтобы избежать неправильного прочтения текста надо знать правила создания письменных источников соответствующей эпохи. Это и есть культурный код эпохи. Пример можно привести с книгами Маркса, Энгельса и Ленина (объяснить чем они были для читателя в XIX веке, и чем будут в XXI веке).

Материал взят из “Курса дистантного обучения. Московская Русь. Выпуск 2”. МГУ 2004 г.

Вспомогательные исторические дисциплины:

Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей.

Генеалогия – наука о происхождении истории родов, династий и отдельных лиц.

Топонимика – наука о происхождении географических названий.

Эпиграфика – наука, изучающая надписи на камнях, плитах, пластинах, кости и т.д.

Этнография (этнология) – или народоведение, наука, изучающая быт и культуру народов мира.

Хронология – наука об измерении времени, определяющая точные даты исторических событий.

Папирология – наука о древних папирусах.

Палеография – наука, изучающая внешнюю сторону памятников древней письменности (почерк, украшения, водные знаки).

Дендрохронология – метод определения возраста деревянных сооружений по годичным кольцам древесины.

Нумизматика – наука о монетах, изучающая историю денежного обращения по его материальным останкам.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, (предмет исследования: останки древних людей – антропоиды).

Сфрагистика – наука о печатях.

Бонистика – раздел нумизматики, изучающий бумажные деньги и боны.

Источниковедение – наука, изучающая содержание письменных источников.

Историография – отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие; “история исторической науки”.

Дипломатика – раздел источниковедения, занимающийся изучением государственных, дипломатических документов.

Историческая геология – изучает историю и закономерности развития Земли с момента образования земной коры до современности.

Метрология – наука о системах мер, денег, налогов у разных народов.

Лингвистика – наука о языках.

Ономастика – наука, изучающая собственные имена.

Антропонимика – раздел ономастики, изучающий закономерности возникновения собственных имен, их развитие, структуру, географическое распространение, социальное функционирование.

Геральдика – наука о гербах.

Фалеристика – наука, изучающая истории орденов, медалей, знаков отличия, а также коллекционирование этих предметов.

Материал взят из “Курса дистантного обучения. Московская Русь. Выпуск 2”. МГУ 2004 г.; Энциклопедического словаря. ТЕРРА. 1998 г.; Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Путешествие в истории. Центр Гуманитарного образования в России. 1995 г.

Рефлексия

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

1. Как я усвоил материал?

  • Получил прочные знания, усвоил материал – 9–10 баллов.
  • Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов.
  • Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

  • Со всеми заданиями справился сам – 9–10 баллов.
  • Допустил ошибки – 7–8 баллов.
  • Не справился – 4–6 баллов.

3. Как работала группа (пара)?

  • Совместно разбирали и обсуждали задание – 9–10 баллов.
  • Обсуждение было вялым, неинтересным, допускались ошибки – 7–8 баллов.
  • Группа не работало, все идеи предлагал один ученик – 4–6 баллов.

4. Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

Рефлексия “Мишень”

Название секторов будет зависеть от того, что вы хотите узнать. Например: “Усвоение материала”, “Как я работал”, “Работа группы”, “Полезность такого вида работы”.

Используемая литература:

  • Учебник “История Амурской области” под редакцией А.В.Баранова и И.Е.Федоровой. Благовещенск, 2005 г.
  • Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Путешествие в истории. Центр Гуманитарного образования в России. 1995 г.
  • Амурский краевед. Информационный вестник № 2, 1991 г.
  • Хрестоматия по истории Амурской области. Хабаровское книжное издательство. 1980 г.
  • Г.Е.Хуторская. История России. Курс дистантного обучения. Выпуск 2 – Московская Русь. Москва. МГУ, 2004 г.
  • Л.А.Востриков, З.В.Востоков. Хабаровск и хабаровчане. Очерки о прошлом. Хабаровское книжное издательство. 1991 г.