Перемены, ознаменовавшие начало XXI века, диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Происходящие изменения привели к переосмыслению образования как соцкультурного феномена, суть которого заключается в сочетании рационального и ценностного аспектов в едином педагогическом процессе.
Одним из вариантов сочетания рационального и ценностного, на мой взгляд, является создание в школе виртуального краеведческого музея.
Идея создания музея была заложена в план развития МОУ СОШ № 3 города Сергача Нижегородской области, развивающейся в рамках культурологического направления. Культурологический подход к образованию предполагает создание условий для творческого, духовного самоопределения личности.
Виртуальный краеведческий музей – это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги. Большое содействие в его создании оказывают сотрудники Сергачского краеведческого музея им. Громова, центральной районной библиотеки им. Шуртакова, редакции газеты «Сергачская жизнь», родители учащихся. Используются интернет – ресурсы.
Музей является виртуальным, т.е. существует в электронном виде на электронных носителях. Это совокупность ученических работ, созданных в программах Microsoft Word и Power Point.
Проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса. Конечно же, он не ставит целью заменить реально существующий.
Основные цели создания виртуального музея это:
- формирование чувства патриотизма и гордости за свой край;
- повышение мотивации учащихся к изучению истории родного края;
- совершенствование навыков самостоятельной краеведческой работы учащихся, развитие их творческой инициативы;
- расширение интеграции, прежде всего с курсом информационных технологий, представление возможности конкретного применения полученных на уроках информатики знаний;
- формирование социальной активности;
- формирование информационной культуры.
Для их успешного осуществления был создан актив музея.
Актив музея и учащиеся старших классов:
- пополняют фонды музея путем организации исследований, налаживание переписки и личных контактов с различными организациями и лицами;
- проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
- создают работы, выполненные в программах Microsoft Word и Power Point;
- проводят виртуальные экскурсии для учащихся, родителей, педагогов;
- оказывают содействие учителям в использовании работ музея в учебном и вне учебном процессе;
- принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.
Реализация данной программы осуществляется по следующим направлениям:
- Методическое направление
- Воспитывающая среда
- Информационно-технологическое направление
- Поисковая работа
Методическое направление
Целью данного направления является создание условий для накопления педагогического опыта, творческого педагогического поиска учителей и учащихся.
Основные мероприятия методической направленности:
- Семинарские занятия по осмыслению педагогического опыта.
- Создание методической копилки, как педагогами, так и школьниками. Это методические разработки экскурсий, мероприятий с использованием фондов музея. К большей части презентаций музея созданы приложения с тестами, которые возможно использовать в учебной деятельности на уроках истории, краеведения.
Воспитывающая среда
Целью данного направления является создание формирующей воспитательной среды.
- Создание культурного пространства – повышение культурного уровня.
- Деятельность педагога по самосовершенствованию, развитию в себе творческого начала.
- Работа с родителями по привлечению их к участию в деятельности музея, которая способствуют укреплению связи семьи и школы.
- Расширение сотрудничества учителя и учащихся, развитие коммуникативных навыков.
Информационно-технологическое направление
Целью данного направления является создание условий для развивающего обучения с применением информационно- коммуникационных технологий.
- Развитие умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий.
- Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, толерантность, умение формулировать свою точку зрения.
- Совершенствование умений работы с компьютером, мультимедийным проектом, интерактивной доской.
Поисковая работа
Её цель - собрание краеведческого материала по истории родного края.
- Привитие навыков научно-исследовательской работы с использованием многообразия методов и форм самостоятельной и практической деятельности.
- Развитие умений анализировать исторические источники, выбирать и систематизировать главное.
На сегодняшний момент заложены основы музея. В нем несколько « залов» - разделов.
Зал №1. Зал памятных событий. Посвящен страницам истории города Сергача.
Представлен работами:
- История возникновения города.
- Пьянское побоище.
- Символы города.
- О медвежьем промысле.
- Сергач в годы Великой Отечественной войны.
Зал №2. Посвящен землякам. Это работы:
- Сергачане Герои Советского Союза.
- Почетные граждане города.
- Иллюстрированный словарь- справочник о людях, судьба которых связана с историей края.
- История семьи в истории страны.
Зал №3. Зал виртуальных экскурсий представлен работами:
- Исторические места города Сергача (о памятниках архитектуры).
- Их именами названы улицы города (экскурсии по улицам города).
- Мемориал погибшим героям.
- Сергачский краеведческий музей.
- Храмы Сергачского района.
Зал №4. Рассказывает о творчестве сергачан. Включает презентации:
- Подвижник слова С.И. Шуртаков. Работа выполнена к 90 –летию известного писателя – земляка.
- Ю.В. Назаров – учитель и поэт.
- В.А. Громов-создатель музея и автор «Сергачского притяжения».
- Конструктор В.М.Петляков.
Зал № 5. Топонимический раздел - словарь. Содержит объяснение топонимов Сергачского края.
Зал № 6. Зал современности:
- Сергач сегодня
- Родная школа.
Зал № 7. Раздел исторических дат. Представлена хронология событий истории края.
Зал № 8. Архив музея. В нем хранятся документы, рефераты, фотографии, другой материал, который использовался и будет использоваться для создания работ.
Кроме того, в плане развития музея заложено создание таких разделов как «Зал воинской славы», «История Сергача в фотографиях», «Жертвы политических репрессии» и т.д.
В настоящее время создаётся сайт музея в Интернете, объявлен конкурс на создание лучшего буклета о музее.
Планируется, что в следующем учебном году к работе будут привлечены и учащиеся младшего и среднего звена.
Первые итоги работы музея были подведены на расширенном семинаре с приглашение сотрудников местного музея, библиотеки, учителей-историков, руководителей отдела образования. Все участники, как дети, так и взрослые были единодушны в положительной оценке начинания. Данная работа позволяет ближе познакомиться с яркими историческими событиями, личностями, обогатить свои знания, глубже усвоить краеведческий материал, осознать свой долг в созидательной деятельности на благо процветания будущего России.
(Приложение можно получить у автора статьи.)