История и обществознание
-
Урок истории по теме "Берлинский конгресс" 2008
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать.
-
Бинарный урок "Век величайших открытий" 2008
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории.
-
"Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие 2008
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников.
-
Урок по истории "Крымская война 1853 – 1856 гг." 2008
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны.
-
"Меч и дипломатия А.Невского" – историческая игра для учащихся 6-х классов 2008
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов.
-
Гибель царской семьи 2008
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока.
-
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа) 2008
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению.
-
"Воинский долг" 2008
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству.
-
Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании учащихся 2008
Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент. Дисциплина "История региона" введена в учебный план АКВТ как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность. На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края. На практических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды. Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края.
-
Игра "Страницы истории" 2008
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях.
-
Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе 2008
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы. На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей.
-
Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Киевская Русь" 2008
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь".
-
Урок истории в 5-м классе по теме "Начало истории Древней Греции" 2008
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004.
-
Интегрированный урок по математике и истории "Решение задач с помощью уравнений" 2008
В статье рассматривается интегрированный урок по математике и истории. Урок формирует у учащихся навыки решения задач с помощью уравнений. Все задачи составлены на основе исторических фактов. Данный урок знакомит учащихся с фрагментами истории Отечества, в частности с историей города Челябинска. Развивает интерес к математике и истории. Воспитывает у учащихся внимательность, уважение к труду и аккуратность.
-
Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бессмертные поля России" 2008
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории.
-
Урок обществознания в 10–11-х классах на тему "Проблемы молодежи и пути их решения" 2008
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интерактивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения.
-
Интернет-игра как одна из форм познавательной деятельности школьников. Организация и технология проведения интернет-игр 2008
Данная статья представляет опыт организации и проведения сравнительно новой формы познавательной деятельности - интеллектуальной Интернет-игры "Хочу все знать", для учащихся школ надомного обучения. Помимо технологии проведения игры в статью включена большая подборка вопросов с ответами по предметам естественнонаучного цикла и истории для учащихся 6-10-х классов.
-
Урок по курсу "Право" в классе с социально-экономическим профилем, 11-й класс (2-й год обучения) 2008
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях.
-
Урок истории "Гражданская война" 2008
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм.
-
Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси" 2008
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси".
-
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе "Россия. XIX век. Краткий путеводитель" 2008
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность.
-
Неделя истории, географии и краеведения 2008
В статье учителя предлагают свой вариант проведения предметной Недели по истории, географии и краеведению. В Приложениях размещены: Игра "Путешествие по станциям". Поле чудес на тему: "Ненцы Ямала". Туристско-краеведческая эстафета (в спортзале). Счастливый случай: "Люби и знай свой край!". Географический вечер "Человек и природа". Географический вечер "Губкинский - молодой город России". Олимпиады по географии.
-
Тексты с ошибками на уроках истории 2008
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов.
-
Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания 2008
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный характер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся.
-
Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий" 2008
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу.
-
Викторина "Елабуга тысячелетняя". Внеклассная работа по истории 2008
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность.
-
Россия на историческом переломе. Адаптированная программа спецкурса для учащихся 11-го класса гуманитарного профиля 2008
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг.
-
Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян" 2008
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами.
-
Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов" 2008
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дают характеристику правителей Российской Империи, характеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала.
-
Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I" 2008
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить.