Нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе по истории

Разделы: История и обществознание


Сегодня трудно переоценить важность и актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения. За годы мучительного реформирования страны мы растеряли многие духовные ценности нашего народа.

Насилие и разврат, льющиеся грязным потоком с экранов телевизоров и компьютеров разлагают нравственный потенциал общества и превращают повседневную жизнь в арену циничной борьбы корыстных интересов, в которой побеждает не лучший, а сильнейший.

Как-то журналисты спросили у А.Солженицина, как бы он обозначил национальную идею России. Ответ был гениальным: «Сохранение народа и его духовности». Хочется, надеется, что сохранению народа будут способствовать те социальные и демографические программы, которые сейчас осуществляют Президент и Правительство, а вот вопрос духовности во многом зависит от всех, кто ежедневно соприкасается с душами детей.

Как учитель истории, я вижу свою главную задачу в том, чтобы на уроках и во внеклассных мероприятиях формировать духовную связь молодых людей с предшествующими поколениями нашего народа. Стараюсь прививать детям понимание того, что несмотря на десятки и сотни лет, разделяющих нас с предками, мы несем единые на генетическом уровне моральные ценности и не должны им изменять.

На Руси всегда воспитывали детей в понимании того, что такое добро и зло, хорошо и плохо, что трудолюбие – основа жизненного успеха, а защита Отечества и помощь в ней нуждающимся – священный долг.

Как же могло так случиться, что в нашей многонациональной стране, потерявшей свыше 27 миллионов жизней от рук фашистских палачей в годы Великой Отечественной войны, в стране, которая всегда приходила на помощь другим народам в дни тяжелых для них испытаний, не раз освобождала Европу и мир от тирании, произросло и дает кровавые плоды фашистское движение скинхедов?

Думаю, что это результат незнания того, что такое фашизм, игнорирование уроков истории, и остановить расползание зла в нашем доме может только активное противодействие ему. Уверена, что неравнодушный разговор с учащимися на уроках и внеклассных занятиях по истории с использованием документальных свидетельств трагических и героических страниц прошлого нашего Отечества окажет значимое влияние на формирование их лучших человеческих качеств. С этой целью был разработан сценарий классного часа в старших классах «Пусть помнит мир спасенный».

 

Сценарий тематического классного часа в старших классах
«Пусть помнит мир спасенный»

Актовый зал школы.

Кулисы закрыты.

Звучит запись звона колоколов.

Кулисы открываются. В глубине сцены на большем экране проецируется изображение пламени «Вечного огня».

На сцену выходят трое ведущих.

1-й ведущий: Колокола памяти отсчитывают дни и годы Великой Победы, самого светлого и счастливого дня XX века в истории нашего народа. В мае 1945 года советские люди, уничтожили гитлеровский фашизм в его логове, освободили человечество от угрозы порабощения и истребления.

2-й ведущий: В последнее время некоторые европейские политики пытаются обелить нацизм, превознося Гитлера и его роль в истории. Под их покровительством разрушаются обелиски советским войнам-освободителям и устанавливаются памятники тем, кто предав собственные народы служил интересам фашистской Германии.

3-й ведущий: Чтобы не допустить новой трагедии, защитить наше будущее, надо знать и помнить, что нес фашизм в дома и семьи мирных людей. Так пусть же помнит мир спасенный…

Звучит Шестая симфония Д.Шостаковича.

На экране - кадры документального видеоряда о вторжении войск фашистской Германии в СССР, злодеяниях фашистов в первые дни войны.

На фоне приглушенной музыки:

1-й ведущий:  22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. С первых дней вторжения на нашу землю гитлеровцы приступили к выполнению, разработанного фашистским командованием генерального плана «Ост». Еще 30 марта 1941 года Гитлер определил цели завоевательной политики на Востоке: «Наши задачи в России – говорил фюрер, - разбить вооруженные силы, уничтожить государство… Мы должны создать Германское пространство до Урала и на этой территории стереть в порошок ее коренных обитателей».

2-й ведущий: По вопросу об обращении с русским населением фашистские главари разъяснили, что «речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их…»

3-й ведущий:  Для этого предусматривалось разделение территории, населяемой русскими на различные районы с немецкими органами управления. Далее определялось, что на территории России необходимо «уничтожить интеллигенцию как носителя культуры народа, его научных и технических знаний», извести культуру народа до самого низкого уровня, резко снизить численность населения, искусственно сокращать рождаемость и не вести борьбы со смертностью детей. Важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он был не в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе».

1-й ведущий:   Планом «Ост» предусматривалось полное уничтожение евреев, цыган, большинства славянского населения.

Предполагалось выселить более 50 миллионов человек с территории России, Польши, Западной Украины, Белоруссии. Миллионы людей, согнанных со своих земель намечалось поселить в Западной Сибири, Северном Кавказе, в Южной Африке, превратить в рабов третьего рейха.

2-й ведущий:  Ужасная участь ожидала в Европе поляков. В период войны они должны были служить гитлеровцам рабами, а после войны польский народ ожидала полная ликвидация. После захвата гитлеровскими войсками Польши генерал-губернатор Ганс Франк цинично заявил: «Поляков и украинцев и все то, что околачивается вокруг надо превратить в фарш».

3-й ведущий:  В сентябре 1941 года один из фашистских главарей Кейтель издал указ о действиях немецких властей на оккупированных территориях. Он гласил: «Следует иметь ввиду, что человеческая жизнь в соответствующих странах не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер. Способы казней должны еще увеличивать степень устрашающего действия».

1-й ведущий: Для осуществления своих чудовищных замыслов на территории оккупированной Европы, фашисты создали сеть концентрационных лагерей и их филиалов. Польша, Франция, Чехословакия, Австрия, Белоруссия, Украина, Прибалтика покрылись паучьими гнездами по уничтожению людей.

Начиная войну с Советским Союзом, нацисты исключали всякую мысль о возможном поражении и уж никак не помышляли об оккупации территории Германии. Не удивительно, что Восточная Пруссия была выбрана в качестве подходящего места для концентрационных лагерей военнопленных и гражданских лиц из России, Польши, Бельгии, Франции. На территории Восточной Пруссии было создано около двух десятков фабрик смерти, средняя численность каждой из них составляла свыше 60 тысяч человек. Русские пленные жили в специально отведенной зоне, куда не разрешался доступ медицинскому персоналу.

На экране – карта концлагерей в Европе

2-й ведущий: Вглядитесь в эту карту, усеянную квадратиками, треугольниками, большими и малыми кружками обозначавшими концентрационные лагеря – средства геноцида целых народов. Эта карта была представлена на заседании Международного трибунала в Нюрнберге в качестве вещественного доказательства злодеяний фашистов.

3-й ведущий: Сотни лагерей – настоящих фабрик смерти, где с жуткой педантичностью велся учет «используемого материала» - убитых узников: их вырванных золотых зубов, остриженных волос, которыми набивали матрасы, содранной кожи – из нее фашистское производство изготавливало абажуры, перчатки, дамские сумочки, пеплом сожженных трупов удобряли поля.

Кадры документальной кинохроники об узниках концлагерей

1-й ведущий: За время своего господства в Европе гитлеровцы согнали в многочисленные лагеря смерти свыше 18 миллионов человек из всех оккупированных стран. 11 миллионов были уничтожены фашистами.

Чтецы по очереди называют численность погибших в концлагерях людей.

Концлагерь «ДАХАУ» - уничтожено 66 тысяч человек;

«Заксенхаузен» - уничтожено 100 тысяч человек;

«Бухенвальд» - уничтожено 56 тысяч человек;

«Флоссенбюрг» - уничтожено 80 тысяч человек;

«Ревенсбрюк» - уничтожено 13 тысяч человек;

«Маутхаузен» - уничтожено 123 тысячи человек;

«Освенцим» - уничтожено более 4 миллионов человек.

2-й ведущий: Этот печальный список можно продолжать. В этих лагерях не просто убивали людей. Их морили голодом, холодом, изнуряли непосильным трудом, ставили на них медицинские эксперименты.

3-й ведущий:  Недалеко от литовского города Каунас фашисты построили детский лагерь Саласпилс и назвали его фабрикой крови, потому, что здесь они выкачивали кровь из детей, и потом отправляли ее в госпиталя для лечения немецких солдат. А одежда снятая с мертвых детей, еще долго хранилась в огромных контейнерах, став уже ненужной никому и никогда.

Ведущая:

Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской
Обувь детская ношена,
Правый ботинок с заплаткой.
Его номер по книге 3209й
Кто носил его, где?
В Мелитополе, в Кракове, в Вене?
Как попал он сюда в этот ад?
В этот список проклятый
Под порядковым номером 3209й
Неужели не нашлось в целом мире дороги
По которой прошли бы эти детские ноги
В это страшное место, где
Мучили, жгли и пытали,
А потом хладнокровно одежду с убитых снимали?
Где на всех языках
О спасении пытались молиться
Чехи, греки, евреи, австрийцы, бельгийцы.
Суд народов идет по кровавым следам преступленья.
Среди сотен улик этот детский ботинок с заплаткой.
Снятый с жертвы 3209й.

Звучит лирическая мелодия. На сцене в белых платьях изображая, души погибших детей танцуют девочки. В их руках детские игрушки.

Ведущая читает стихи Людмилы Резник:

Детский лагерь
Саласпилс
На камнях
Песок и пыль…
Здесь всегда царит зима,
Даже если в мире – лето.
Это детская тюрьма,
Даже если море света.
Здесь – отчаянье, беда.
Приноси с собой сюда
Ты игрушки и конфеты.
Детский лагерь
Саласпилс
На камнях песок и пыль
Мы идем по серым плитам.
Боль пронизывает нас –
Вряд ли помнит кто сейчас
Сколько здесь детей убито.
Был развеян их пепел
По бескрайним полям,
Их безгрешные души
Плывут в небесах.
Замирает от боли
И скорбит Земля,
Вновь и вновь над собою
Их видя глаза.
Детский лагерь
Саласпилс
Ничего теперь здесь нет,
Только ветер нам вослед
Кружит фантики конфет.

1-й ведущий: На оккупированной Советской территории фашисты установили тотальный террор, целью которого было уничтожение людей.

2-й ведущий: Характерным выражением преступных действий гитлеровских захватчиков против мирного населения является дневниковая запись фашистского солдата Эмиля Гольца: «В России мы разговариваем с населением языком пулеметов, никакого сострадания мы не ощущаем. В каждом местечке, в каждой деревне при виде людей у меня чешутся руки. Хочется пострелять из пистолета по толпе».

3й ведущий: 29 сентября 1941 года согнав тысячи мирных граждан Киева к Бабьему Яру, фашисты отобрали все ценности и расстреляли. Всего 100 тысяч человек. Очевидцы рассказали, как гитлеровцы бросали в овраг грудных детей и закапывали их живыми вместе с убитыми и ранеными родителями, как слой земли шевелился от движения еще живых людей.

1-й ведущий: Из показаний пленного обер-ефрейтора Фридриха Хайм: «Находясь 4 декабря 1943 года в Севастопольском порту, я видел, как в порт на автомашинах привезли большими партиями мирных жителей. Среди них были женщины и дети. Многие сопротивлялись но их избивали и силой заставляли входить на суда. Всего загрузили 3 тысячи человек. Баржи отчалили. Долго над бухтой стояли плач и вопли. Через несколько часов баржи вернулись, но без людей. Всех их выбросили за борт и утопили. 8 декабря 1943 года близ Севастополя потоплено 5 тысяч раненных военнослужащих…»

2-й ведущий: 22 марта 1943 года специальный карательный отряд фашистов окружил деревню Хатынь в Белоруссии. Гитлеровцы согнали жителей в сарай, заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и сожгли. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали. 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них – 75 детей.

Кадры художественного фильма «Иди и смотри» о событиях деревни Хатынь.

3-й ведущий: На международном трибунале в Нюрнберге, где звучало страшное слово – геноцид, мировое сообщество вынесло приговор бесчеловечности нацизма.

Казалось, что люди навсегда запомнят кровавые злодеяния фашизма и не допустят его зарождения снова.

В зале гаснет свет и под музыку тяжелого рока на экране демонстрируются кадры документального фильма «Скинхеды».

1-й ведущий: Это кадры 2004 года. Россия. Это внуки победителей, их надежда, те во имя которых погибали солдаты Великой Отечественной.

Ведущая читает стихи Людмилы Резник:

Опять вспоминаем
Снова и снова
Тот день безнадежный,
Ночь страшную ту…
Сколько их было
Бритоголовых,
С пустыми глазами,
С жвачкой во рту,
Ворвавшихся в домик,
Где жили цыгане?
«Эй, бей черномазых!»
Кричали они,
Ломая вокруг все,
Круша и ломая…
А в доме – старухи
И дети одни.
Была незаметна
Смертельная ранка
От острой заточки,
Что в сердце вошла
У маленькой девятилетней цыганки,
Что пела вчера
И веселой была.
Не гнали в концлагерь
Ее по этапу,
Фашистское в печь
Не толкало зверье,
Но свастики черной
Паучьи лапы
На шее сошлись
Беззащитной ее.

2-й ведущий: Из материалов Российской печати, сентябрь 2003 года: «21 сентября 2003 года в поселке Дачное близ Петербурга за отказ таджикской семьи платить дань расисты избили металлическими палками женщину и двух ее дочерей. Пятилетняя Нилуфар Сангбоева скончалась в больнице».

3-й ведущий: «9 февраля 2004 года группа скинхедов, с криками «Бей хачей! Россия для Русских!», напала на семью Султановых. Была зверски убита девятилетняя Хурмеда Султанова».

1-й ведущий: В 2005, 2006 годах гибли иностранные студенты в Петербурге, Воронеже, Ростове на Дону и других городах. Среди убитых и искалеченных – граждане России, Афганистана, Вьетнама, Ливии, Сирии, представители Кавказских народов.

2-й ведущий: Больно и стыдно перед памятью 27 миллионов, погибших от рук фашистов, перед ветеранами Великой Отечественной, перед людьми, испытывающими страх за свою жизнь, только потому, что у них другой цвет кожи или тип лица.

3-й ведущий: Советский народ смог выстоять и победить фашизм потому, что был единым, сплоченным и преданным своему Отечеству. А теперь мы разобщены, а значит слабы. Поэтому беда снова стучится в наши дома: гибнут самые беззащитные – дети, в Москве, Петербурге, Буйнакске, Волгодонске, Беслане. Давайте скажем решительное «НЕТ» фашизму в его любых проявлениях.

Ведущая:

Мы все говорили
Когда-то недавно –
И это казалось нам
Вечным и главным:
Никто не забыт
И ничто не забыто –
То сколько замучено,
Сколько убито,
Что мир наконец,
Станет добрым и чистым
И прокляты будут фашисты.
Какие они принесли миру беды!
Какою ценой
Нам досталась Победа!
Давайте же вспомним
Их всех поименно –
Гражданских, солдат,
Командиров в погонах,
Всех женщин, детей, стариков
Всю ту массу
Людей, без различия наций и расы,
Пусть вечная скорбная
Память живет
Мы им обещаем:
«ФАШИЗМ НЕ ПРОЙДЕТ!»

На сцене вокальная группа учащихся исполняет песню «Бухенвальдский набат».