Урок по истории "Романовы. Начало династии"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: групповая работа.

Метод: частично поисковый.

Инновационные технологии: Технология развития критического мышления, технология групповой деятельности.

Цели урока:

  • Обучающая – выяснить, какое значение для дальнейшего развития страны сыграл факт воцарения династии Романовых.
  • Развивающая – развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков работы с историческими источниками, умения составлять схемы, делать выводы, давать историческую оценку.
  • Воспитательная – воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к истории предков, к символам родного государства.

Задачи:

  1. Выяснить, была ли кровнородственная связь между династиями Рюриковичей и Романовых.
  2. Выяснить, какую смысловую нагрузку нес герб России.
  3. Выделить положительные и отрицательные черты в деятельности Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета. Что их объединяло?
  4. Предположить, какой исторический путь прошла бы Россия. Если бы события развивались по другому сценарию.

Для вхождения в эпоху начала XVII была проведена лексическая пятиминутка, Основные факты эпохи изучаемого периода были сведены в схему и в таблицу, в которой выделяются категории сравнения. Развитие речевой активности шло через индивидуальные выступления ребят.

Оборудование:

  1. Телевизор.
  2. Интердоска, компьютеры. (При отсутствии технических возможностей – ватманы, канцелярские принадлежности.)
  3. Наглядность: плакаты, портреты.
  4. Рабочая тетрадь.
  5. Исторические источники:
    а) учебник,
    б) газета «Празднование трехсотлетия дома Романовых» 1913 года издания (другие материалы на усмотрение учителя), видеоматериал: фрагмент фильма «Романовы – начало династии».

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап

1. Актуализация ранее полученных знаний: фронтальный опрос.

2. Постановка цели урока: выяснить, какое значение для дальнейшего развития страны сыграл факт воцарения династии Романовых (5 мин.).

II. Организация учебной деятельности

1. Совместная работа (10 мин.).

Учащиеся решают задачу:

Была ли кровнородственная связь между династиями Рюриковичей и Романовых. Источники информации: видеоматериалы (фрагмент фильма «Романовы – начало династии»).

Полученная информация заносится в заданную схему на компьютерах (или в тетрадях) затем выводится на доску

Рюриковичи Романовы
Иван IV Анастасия Романова
Иван III Правнучка Федора Кошки
Сын тверского князя Михаил Дочь Федора Кошки

2. Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание на эл. носителе или на листе. Учащиеся работают на компьютерах или выполняют задания на ватманах (15 мин.).

1-я группа (Герольды) получает задание:

Выяснить, какую смысловую нагрузку нес герб России, найти ключевое слово, разгадав кроссворд.

Для этого ученики должны заполнить схему, разгадать кроссворд
Источники информации:

  1. Cообщение одного из участников группы;
  2. Газета «Празднование трехсотлетия дома Романовых» 1913 г. выпуска (другой материал или документ на усмотрение учителя).

  1. Какому герою установлен памятник вместе с памятником Михаилу Федоровичу в Костроме? (с. 7)
  2. Какой монастырь посетил император в Костроме (с. 14)
  3. Как назывался пароход, на котором царь следовал из Новгорода в Кострому? (с. 3)
  4. Из какого собора в Н.Новгороде вышел император с крестным ходом к памятнику Минину и Пожарскому? (с. 1)
  5. Что посетил император в г. Ростове (Ярославском)? (с. 11)
  6. Какой собор посетил император в Москве 25мая? (с. 12)
  7. Где ожидали приезда императора в Н. Новгороде? (с. 6)
  8. С кем путешествовал император? ( С. 9)

2-я группа (Эксперты) получает задание:

Выделить положительные и отрицательные черты характера и деятельности Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета. Выяснить, что их объединяло.

Для этого необходимо заполнить таблицу

Источники информации:

  1. Учебник п. 31 с. 248, п. 32 с. 255.
  2. Сообщение участников группы.
Патриарх Филарет   Царь Михаил Федорович Романов
1. Отец (в миру Федор Никитич).
2. Жена.
3. В официальных документах подписывался как государь всея Руси, в грамотах имена царя и патриарха стояли рядом
  = 1. Сын.
2. Мать инокиня Марфа.
3. Государь всея Руси
1. Умный, даровитый. Хорошее образование, начитанность, веселый нрав, популярность, известность, выступал против насилия и мздоимания, нравственной распущенности и вольнодумства, был честный, не сребролюбив.
2. По его инициативе принимаются важные решения:
1) учет земельного фонда, чтобы упорядочить взимание налогов;
2) налаживается судопроизводство, с целью уменьшить произвол властей;
3) уменьшает податные привилегии монастырей;
4) был инициатором воины с Польшей за возвращение Смоленска
    +   1. Богомольность, кротость, строгость нравов, милосердие, ежегодно совершал паломничество по монастырям, давал милостыню. Когда надо был требователен и строг, научился смирять бояр. Скромность – кремлевский теремной дворец состоял из четырех небольших палат.
2. Установилось спокойствие, стабильность. Россия обрела возможность придти в себя, восстановиться, окрепнуть. Заложил фундамент на пути государства от царства Московского до великой державы. Только с годами получил достойную оценку. Был удобен для всех
Властный, вспыльчивый   – Хилое здоровье, робкий (податливый), не обладал выдающимися способностями

3-я группа (Аналитики) получает задание:

Предположить, какой исторический путь прошла бы Россия, если бы события развивались по другому сценарию.

Для этого учащиеся должны заполнить первую часть схемы, ответив на 10 поставленных вопросов:

Вопросы:

  1. Как бы поляки поступили с Михаилом Романовым?
  2. Кто бы стал русским царем?
  3. Смута бы закончилась?
  4. Что бы было с людьми, преданными Родине, с патриотами?
  5. Как бы жилось предателям на Руси?
  6. Что бы произошло с национальной культурой, традициями, языком?
  7. Что бы произошло с православной верой?
  8. По какому пути пошло бы развитие России?
  9. Что бы было с природными богатствами России?
  10. Что бы было в целом с Россией?

Тексты заданий приведены в приложении.

III. Этап контроля и коррекции

1. Выводы (12 мин.)

  1. Между династиями Рюриковичей и Романовых существовала кровнородственная связь.
  2. Михаил Романов был законным родовым царем, что само по себе являлось фактором, стабилизирующим обстановку в стране.

Комментарии учителя: Вместе с законной властью были восстановлены традиционные символы государства. Над тем, что они означали, работала вторая группа (герольды). Результаты работы групп выводятся на интердоску.

1-я группа

Вывод: В теории символ герба России означал симфонию между государственной и церковной ветвями власти.

Комментарии учителя: теперь посмотрим, так ли это было на практике. Об этом нам расскажет 3 группа (эксперты).

2 группа

Вывод: Двуглавый орел нашел реальное воплощение в реальных людях.

Комментарии учителя: У 3-й группы (аналитиков) было особое задание. Учащиеся комментируют сами.

Вывод: Россия перестала бы существовать как суверенное государство.

Общий вывод:
Совместная работа класса (заполнение 2 части схемы «лестница»)

2. Подведение итогов работы, объявление оценок (2 мин.).

3. Домашнее задание: (1 мин.)

  • П. 31 с. 248, п. 32 с. 250–256.                                                                                             
  • Сделать сравнительную таблицу: «Россия начала XVII века – Россия начала XXI века.