Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: групповая работа.
Метод: частично поисковый.
Инновационные технологии: Технология развития критического мышления, технология групповой деятельности.
Цели урока:
- Обучающая – выяснить, какое значение для дальнейшего развития страны сыграл факт воцарения династии Романовых.
- Развивающая – развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков работы с историческими источниками, умения составлять схемы, делать выводы, давать историческую оценку.
- Воспитательная – воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к истории предков, к символам родного государства.
Задачи:
- Выяснить, была ли кровнородственная связь между династиями Рюриковичей и Романовых.
- Выяснить, какую смысловую нагрузку нес герб России.
- Выделить положительные и отрицательные черты в деятельности Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета. Что их объединяло?
- Предположить, какой исторический путь прошла бы Россия. Если бы события развивались по другому сценарию.
Для вхождения в эпоху начала XVII была проведена лексическая пятиминутка, Основные факты эпохи изучаемого периода были сведены в схему и в таблицу, в которой выделяются категории сравнения. Развитие речевой активности шло через индивидуальные выступления ребят.
Оборудование:
- Телевизор.
- Интердоска, компьютеры. (При отсутствии технических возможностей – ватманы, канцелярские принадлежности.)
- Наглядность: плакаты, портреты.
- Рабочая тетрадь.
- Исторические источники:
а) учебник,
б) газета «Празднование трехсотлетия дома Романовых» 1913 года издания (другие материалы на усмотрение учителя), видеоматериал: фрагмент фильма «Романовы – начало династии».
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап
1. Актуализация ранее полученных знаний: фронтальный опрос.
2. Постановка цели урока: выяснить, какое значение для дальнейшего развития страны сыграл факт воцарения династии Романовых (5 мин.).
II. Организация учебной деятельности
1. Совместная работа (10 мин.).
Учащиеся решают задачу:
Была ли кровнородственная связь между династиями Рюриковичей и Романовых. Источники информации: видеоматериалы (фрагмент фильма «Романовы – начало династии»).
Полученная информация заносится в заданную схему на компьютерах (или в тетрадях) затем выводится на доску
Рюриковичи | Романовы |
Иван IV | Анастасия Романова |
Иван III | Правнучка Федора Кошки |
Сын тверского князя Михаил | Дочь Федора Кошки |
2. Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание на эл. носителе или на листе. Учащиеся работают на компьютерах или выполняют задания на ватманах (15 мин.).
1-я группа (Герольды) получает задание:
Выяснить, какую смысловую нагрузку нес герб России, найти ключевое слово, разгадав кроссворд.
Для этого ученики должны заполнить схему, разгадать кроссворд
Источники информации:
- Cообщение одного из участников группы;
- Газета «Празднование трехсотлетия дома Романовых» 1913 г. выпуска (другой материал или документ на усмотрение учителя).
- Какому герою установлен памятник вместе с памятником Михаилу Федоровичу в Костроме? (с. 7)
- Какой монастырь посетил император в Костроме (с. 14)
- Как назывался пароход, на котором царь следовал из Новгорода в Кострому? (с. 3)
- Из какого собора в Н.Новгороде вышел император с крестным ходом к памятнику Минину и Пожарскому? (с. 1)
- Что посетил император в г. Ростове (Ярославском)? (с. 11)
- Какой собор посетил император в Москве 25мая? (с. 12)
- Где ожидали приезда императора в Н. Новгороде? (с. 6)
- С кем путешествовал император? ( С. 9)
2-я группа (Эксперты) получает задание:
Выделить положительные и отрицательные черты характера и деятельности Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета. Выяснить, что их объединяло.
Для этого необходимо заполнить таблицу
Источники информации:
- Учебник п. 31 с. 248, п. 32 с. 255.
- Сообщение участников группы.
Патриарх Филарет | Царь Михаил Федорович Романов | |
1. Отец (в миру Федор Никитич). 2. Жена. 3. В официальных документах подписывался как государь всея Руси, в грамотах имена царя и патриарха стояли рядом |
= | 1. Сын. 2. Мать инокиня Марфа. 3. Государь всея Руси |
1. Умный, даровитый. Хорошее образование, начитанность, веселый нрав, популярность, известность, выступал против насилия и мздоимания, нравственной распущенности и вольнодумства, был честный, не сребролюбив. 2. По его инициативе принимаются важные решения: 1) учет земельного фонда, чтобы упорядочить взимание налогов; 2) налаживается судопроизводство, с целью уменьшить произвол властей; 3) уменьшает податные привилегии монастырей; 4) был инициатором воины с Польшей за возвращение Смоленска |
+ | 1. Богомольность, кротость, строгость нравов, милосердие, ежегодно совершал паломничество по монастырям, давал милостыню. Когда надо был требователен и строг, научился смирять бояр. Скромность – кремлевский теремной дворец состоял из четырех небольших палат. 2. Установилось спокойствие, стабильность. Россия обрела возможность придти в себя, восстановиться, окрепнуть. Заложил фундамент на пути государства от царства Московского до великой державы. Только с годами получил достойную оценку. Был удобен для всех |
Властный, вспыльчивый | – | Хилое здоровье, робкий (податливый), не обладал выдающимися способностями |
3-я группа (Аналитики) получает задание:
Предположить, какой исторический путь прошла бы Россия, если бы события развивались по другому сценарию.
Для этого учащиеся должны заполнить первую часть схемы, ответив на 10 поставленных вопросов:
Вопросы:
- Как бы поляки поступили с Михаилом Романовым?
- Кто бы стал русским царем?
- Смута бы закончилась?
- Что бы было с людьми, преданными Родине, с патриотами?
- Как бы жилось предателям на Руси?
- Что бы произошло с национальной культурой, традициями, языком?
- Что бы произошло с православной верой?
- По какому пути пошло бы развитие России?
- Что бы было с природными богатствами России?
- Что бы было в целом с Россией?
Тексты заданий приведены в приложении.
III. Этап контроля и коррекции
1. Выводы (12 мин.)
- Между династиями Рюриковичей и Романовых существовала кровнородственная связь.
- Михаил Романов был законным родовым царем, что само по себе являлось фактором, стабилизирующим обстановку в стране.
Комментарии учителя: Вместе с законной властью были восстановлены традиционные символы государства. Над тем, что они означали, работала вторая группа (герольды). Результаты работы групп выводятся на интердоску.
1-я группа
Вывод: В теории символ герба России означал симфонию между государственной и церковной ветвями власти.
Комментарии учителя: теперь посмотрим, так ли это было на практике. Об этом нам расскажет 3 группа (эксперты).
2 группа
Вывод: Двуглавый орел нашел реальное воплощение в реальных людях.
Комментарии учителя: У 3-й группы (аналитиков) было особое задание. Учащиеся комментируют сами.
Вывод: Россия перестала бы существовать как суверенное государство.
Общий вывод:
Совместная работа класса (заполнение 2 части схемы «лестница»)
2. Подведение итогов работы, объявление оценок (2 мин.).
3. Домашнее задание: (1 мин.)
- П. 31 с. 248, п. 32 с. 250–256.
- Сделать сравнительную таблицу: «Россия начала XVII века – Россия начала XXI века.