Цель: повторить и обобщить знания по истории Киевской Руси через характеристику основных направлений внутренней и внешней политики киевских князей.
Задача: рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики с целью повторения и обобщения знаний по истории Киевской Руси.
Тип урока: повторительно-обобщающий с элементами урока - заочной экскурсии с использованием элементов технологии проектной деятельности, информационных технологий, тестовой методики для контроля знаний.
Предварительная подготовка: определить группу учащихся, которые займутся подготовкой мини-проектов по теме; подготовительная работа должна начинаться не менее, чем за три недели. Подготовка к уроку достаточно трудоемкая для учащихся и учителя, связанная с этапами проектной деятельности: сбор материала, обработка, подготовка текста выступления, презентации, и, конечно, защита мини-проекта.
Оборудование:
- Карта “Древнерусское государство – Киевская Русь в IX–начале XII ”
- Проектор, ноутбук
- Схема “Генеалогическое дерево русских князей”
- Итоговый тест по теме “Киевская Русь”
- Карточка для оценивания выступающих “Оцените мини-проект и презентацию по 5-балльной системе”
Ход урока
Учитель называет тему урока, задачу, тип урока, методы.
Вступление учителя: Киевская Русь - раннефеодальное государство, пережившее этапы становления, расцвета и упадка. История Киевской Руси завершается закономерным этапом в развитии и Руси и феодальных отношений – феодальной раздробленностью.
Первые упоминания о государстве Русь относятся к первой половине IX века. Династия Рюриковичей…. Первые русские князья…. Кто они? Что их характеризует как личность, как государственного деятеля? Каковы основные направления их внутренней и внешней политики? (учитель одновременно показывает на генеалогическое дерево киевских князей, имеется во всех кабинетах истории; можно вывести на слайд)
Первый в династии Рюрик, затем Олег, Игорь, Ольга….
Вы выполняли предварительно к уроку таблицу по основным направлениям внутренней и внешней политики киевских князей. Таблица состоит из трех частей: имя князя, основные направления внутренней политики, основные направления внешней политики. Сейчас перед вами задача – внести дополнения в таблицу, если возникнет такая необходимость, слушая и анализируя выступления одноклассников. На ваших столах лежат карточки для оценивания выступающих “Оцените мини-проект и презентацию по 5-балльной системе”. В карточках указана фамилия выступающего. Вы должны оценить качество выступающих и их презентаций, если защита проекта ее предполагает по следующим параметрам: раскрытие вопроса, ясность изложения, логичность изложения, соответствие слайдов содержанию выступления, культура речи. В последней графе выставляется итоговая оценка, соответственно среднему набранному баллу.
Далее группа учащихся приступает к защите мини-проектов, характеризующих киевских князей, как личность и основные направления их внешней и внутренней политики (см. приложение 1): Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав, Владимир Мономах. Часть учащихся представляет проекты с презентацией. Выступающие делают акцент на основные направления внутренней и внешней политики; если позволяет время, можно рассказать о легендах, связанных с именами князей.
После рассказа о Владимире Мономахе, учитель отмечает, что процесс распада неизбежен и феодальная раздробленность - тема наших следующих уроков.
Перед вами тест, который позволит нам проверить качество усвоения темы. Выполните его. Время выполнения – 10-15 минут, в зависимости от уровня подготовленности класса.
Итоговый тест по теме “Киевская Русь”
А1) Византийские, немецкие и арабские авторы термином “Русь” называли сложившиеся на рубеже 8-9 веков государственное образование в районе:
1) Прикарпатья
2) Буга
3) Среднего Поднепровья
4) Волги
А2) Прочтите отрывок из древнерусской летописи “Повесть временных лет” и ответьте, какое событие нашло отражение в летописи?
“…И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах”
1) распространение ересей на Руси
2) выбор веры князем Владимиром
3) церковный раскол
4) крещение киевлян
А3) Прочтите отрывок из договора Руси с Византией и ответьте, с именем какого князя связано подписание этого договора:
“В лето 911. Послал князь мужей своих установить мир и заключить договор между греками и Русью…Если ладья сильным ветром будет выброшена на чужую землю и будет обнаружена кем-либо из Руси, то они будут охранять ее с ее снаряжением и товарами, и отошлют ее в землю Христианскую….Также, если случиться несчастье с ладьей Русской около земли греческой, (мы) проведем ее в Русскую землю”
1) Олега
2) Святослава
3) Игоря
4) Ярослава Мудрого
А4) Древнерусское государство образовалось в результате объединения двух центров восточных славян:
1) Киева и Москвы
2) Киева и Новгорода
3) Владимира и Новгорода
4) Киева и Ростова Великого
А5) Прочтите отрывок из “Повести временных лет” и ответьте, с именем какого князя связаны события, описанные в документе?
“В лето 971…И собрали греки против/князя/ 100 тысяч (воинов) и не дали дани. И пошел князь на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал князь: “Уже нам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мертвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор””
1) Игоря
2) Владимира Мономаха
3) Святослава
4) Ярослава Мудрого
А6) “Иду на Вы” - с этими словами обращался к своим врагам перед походом князь
1) Олег
2) Святослав
3) Владимир Мономах
4) Ярослав Мудрый
А7) Княжеский съезд в г. Любече в 1097 г. был вызван
1) нашествием монголо-татар
2) стремлением преодолеть княжеские междоусобицы
3) вторжением на Русь крестоносцев
4) необходимостью утверждения “Русской правды”
А8) Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте, какое событие оставило в народной памяти имя князя Владимира?
“Но если о Владимире молчат летописи, то его восторженно воспевает фольклор, а это высшая оценка, которую мог получить тогда политический деятель. Владимир Красное Солнышко навечно остался в народной памяти. Еще вчера киевлянин с удивлением взирал на чудеса Константинополя, а назавтра видел нечто близкое в Киеве”
1)объединение Киева и Новгорода
2) крещение Руси
3) призвание варягов
4) составление “Русской правды”
А9) Установите соответствие между именами князей Древней Руси и прозваниями, закрепившимися за ними в истории:
имена
1) Владимир
2) Ярослав
3) Святополк
4) Олег
прозвания
А) Окаянный
Б) Красное Солнышко
В) Тишайший
Г) Мудрый
Д) Вещий
А10) Укажите, кто из князей:
1) Построил храм Святой Софии в Киеве
2) Ввел христианство как государственную религию
3) Упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты
4) Разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат
5) Начал составление свода законов
6) Убил Бориса и Глеба
7) Организовал оборонительную систему крепостей на южных границах Руси
Имена князей:
А) Владимир
Б) Игорь
В) Ольга
Г) Святослав
Д) Ярослав Мудрый
Е) Олег
Ж) Святополк Окаянный
З) Болеслав I Храбрый
А11) Укажите соответствие между именем князя и годами правления:
1) 862-879 гг. .
2) 912-945 гг.
3) 1019-1054 гг.
4) 962-972 гг.
5) 945-962 гг.
6) 980-1015 гг.
7) 879-912 гг.
8) 1113-1125 гг.
имена князей:
А) Владимир
Б) Святослав
В) Владимир Мономах
Г) Игорь
Д) Ярослав Мудрый
Е) Рюрик
Ж) Ольга
З) Олег
А12) Феодализм предполагает обязательно:
1) Развитую торговлю
2) Наличие знати
3) Крупное землевладение
4) Аренду земли
А13) Кого на Руси называли рядовичем:
1) Наемного работника по договору
2) Раба
3) Слугу
4) Рядового дружинника
А14) Укажите, какие дополнения были внесены в 60-70-х г.г. XI века в “Русскую Правду Ярославичей”:
1) По защите имущества феодалов
2) Закреплявшие крепостное право
3) Определявшие государственное устройство
4) Вводившие кровную месть
А15) Наиболее активные дипломатические отношения Русь на протяжении древнерусского периода истории имела с:
1) Византией
2) Польшей
3) Хазарией
4) Скифией
Учитель после выполнения теста: три города стояли у истоков государственности на Руси: Ладога, Новгород и Киев.
Совершим заочную экскурсию в глубь веков. Каковы легенды их возникновения? Что и как строили? Исторические памятники сегодня…. Слово выступающим (продолжает работать группа учащихся с мини-проектами): Ладога, Новгород Великий, Киев (см. приложение 1).
Учитель подводит итоги и переходит к этапу оценивания.
Оценки учащимся вы выставили сами на оценочных листах, мы их обсудим и посмотрим, насколько они совпадают с оценкой учителя. Дополнена и проверена таблица в тетрадях. Мне кажется, мы расширили нашу задачу, и кроме основных направлений политики еще и много нового узнали о князьях как о личности, услышали легенды, связанные с их именами.
Промелькнули перед глазами страницы истории городов, стоявших у истоков русской государственности у восточных славян, мы почувствовали связь времен. Он благодарит за урок, учащиеся делятся мнением. Идет обсуждение 1-2 минуты.
Список литературы.
- Баландин Р.К.Всемирная история: 500 биографий: знаменитые правители, полководцы, народные герои… - М.: Современник, 2000.
- Вернадский Г.ВКиевская Русь. – Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1996г. – 448стр.
- “Иллюстрированная история России” - фонд “Ленинградская галерея” Санкт-Петербург 1993.
- Иловайский Д.И.История России. Становление Руси. Серия “Актуальная история России”- М.: “Чарли”, 1996г.
- Сахаров А.Н, Буганов В.И.. История России с древнейших времен до конца XVII века.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. А.Н. Сахарова/. (любое издание);
- Скрынников Р.Г. Русь X-ХVII века. – СПб.: Издательство “Питер”- 1999г.- 352 стр Щукин А.Н. Знаменитые россияне: биограф. справ.- М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
- А. Н. Кирпичников, статья в Интернете на сайте www.oldladoga.ru