Религия, ее роль в жизни древних греков

Разделы: История и обществознание


Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода

Образовательные задачи:

  • Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.
  • Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями

Развивающие задачи:

  • Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.).

Воспитательные задачи:

  1. Формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов.
  2. Воспитание высокого чувства гражданского долга

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);
  • наглядный (иллюстрации, работа с картой);
  • частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока:

1. Карта “Древняя Греция”

2. Рисунки по теме.

3. Компьютер, презентация по уроку

4. Мифы Древней Греции

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! За окном зима. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте так же тихо займем свои места в классе.

Актуализация знаний:

Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.

Презентация.

Слайд №1

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт -
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

1. Итак, о ком же это стихотворение?

- Имена, каких богов упоминаются?

- В какое количество богов верили греки?

- В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

- А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

- Таким образом, тема исследования нашего урока:

Слайд № 2

Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков”

Мы рассмотрим на уроке следующие вопросы:

План урока:

  1. Где жили боги.
  2. Как греки представляли себе богов.
  3. Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.
  4. Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

1. Слайд №3 Послание

Здравствуй, Наша благословенная Земля

Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?

- сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100? 300 =30000 лет назад)

- где жили в древности боги?

Слайд № 4 Карта.

1. Найдите г.Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Учитель:

Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

2. Слайд. № 5 Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

3. Слайд №6 Ребята у вас есть таблица давайте мы ее заполним в ходе нашего исследования

Прочитайте на с.129 абзац №2. Ответьте на вопрос:

Каким стихиям и занятиям они покровительствовали?

Посмотрите на схему на с.130 и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс?

4. Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).

5. А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

См. схему дальше на с. 130. Кто изображен слева от Зевса?

Посейдон бог моря.

6. Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

7. А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.

8. С 129 прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне.

Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).

Слайд №7 Деметра

- Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно она является покровительницей (земледелия)

Слайд № 7 Гефест

9. Как вы думаете бог Гефест какому занятию покровительствовал?

- Почему у греков был такой бог?

Т.О., давайте сделаем вывод: как была связана деятельность людей с миром богов?

10. можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

- Какие занятия у греков были основными.

Слайд №9 Музы

Учитель:

Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.

Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.

Слайд № 10 Схема

Учитель:

Мы не знаем с вами социальную структуру Древнегреческого общества, но можем сравнить с Египтом.

Если мы посмотрим на схему, то увидим, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захвативших власть над остальными богами и людьми.

Выше всех по своему положению находится Кто? Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества – сатиры и нимфы.

11. Какой вывод мы можем сделать, сравнивая эти схемы? (и в мире людей и вмире богов, существовало деление на классы. Было неравенство)

4. Учитель:

Давайте обратимся к мифу о Прометее

С. 131 – 132 учебник. Прочитать миф о Прометей

Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?

Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

Т.о. сделаем вывод по уроку:

- Что у нас было темой урока и нашего исследования

(религия, ее роль, общественные отношения)

Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили?

Закрепление:

По мнению греков,

1 Боги обитали:

  • На холмах
  • На горе Олимп
  • На небесах

2 Богом моря был:

  • Дионис
  • Аполлон
  • Посейдон

3. Выращивать пшеницу людей научила богиня:

  • Деметра
  • Гера
  • Афродита

4 Покровителем торговли считался бог:

  • Дионис
  • Гермес
  • Гефест

Д/З Прочитать §28 и заполнить схему “Родословие богов” используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в учебники.

Теогония

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых — Деву -
Гестию, Деметру и златообутую Геру,
Славного мощью Аида, который живет под землею,
Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,
И промыслителя Зевса, отца и бессмертных и смертных.
Громы которого в трепет приводят широкую землю.
Каждого Крон пожирал, лишь к нему попадал на колени
Новорожденный младенец из матери чрева святого:
Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана
Царская власть над богами другому кому не досталась.
Знал он от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,
Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,
Как он сам ни могуч — умышленьем великого Зевса,
Вечно на страже ребенка, едва только на свет являлся,
Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.
Но, наконец, как родить собралась она Зевса-владыку,
Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,
К Гее великой. Земле и к звездному Небу-Урану, —
Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,
Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отметить за злодейство
Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.