Введение в жизнь ФЗ «Об образовании» изменило ситуацию в деятельности школ, ускорив в них модернизационные процессы. Разработка ФК ГОС, определивших цели изучения предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников обострили проблему оценки качества образования.
С внедрением ЕГЭ создаются условия перехода, на мой взгляд, от эмоционально-субъективной к «объективированной» (№ 2, стр. 47) оценке уровня подготовки выпускника. При этом проведение ЕГЭ ставит перед учителями новую проблему: как помочь выпускнику успешно выдержать экзамен? Ответ очевиден: активно использовать свой методический багаж и задействовать новые ресурсы.
У каждого педагога имеются свои проверенные наработки. Моей палочкой- выручалочкой служит технологический подход Н. Лазуковой, который предполагает развитие целеполагания и системность как принципы организации процесса обучения. Итогом анализа собственной деятельности и работы по самообразованию стало написание автореферата «Семинарские занятия как средство повышения мотивации учения учащихся на уроках истории и обществознания». В преломлении к поднятым здесь проблемам следует отметить:
1. Cистематическое проведение семинаров позволяет решать сразу несколько важных проблем, связанных с аксиологическим характером направленности модернизации современного обществоведческого образования. ФОС, определяя ключевые компетенции учащихся, выделяют в качестве требований умение высказывать свое отношение к событиям, критически осмысливать информацию. Часть 3 ЕГЭ по истории требует «формулирования определений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и выводов с применением приемов теоретического изучения истории»(№1, стр.12), т.о., проведение в системе семинаров помогает решению нескольких задач.
2. Работа по подготовке и проведению семинаров мною совмещалась с исследованием мотивационной сферы личности учащихся. Для получения обратной связи в рабочем листе семинара предлагала ученикам помимо выводов по проблеме занятия давать личностную оценку семинару, в т.ч., и собственной работе. Помимо рефлексии я проводила анкетирование учащихся. Анкета для учащихся включала такие вопросы:
- Что дали мне семинары?
- Какую роль семинары сыграли в моем отношении к изучению предмета?
- Какие полезные умения и навыки приобретены через подготовку и участие в семинарах?
- Какие проблемы возникали в процессе подготовки и проведения семинаров?
Анкета предлагалась ученикам 10 и 11 классов. Сравнительный анализ анкет 10 "а", "б", "в" классов в 2006 году и 11 "а", "б", "в" в 2007г. показывает не только возросший интерес к предмету, но и осознанную направленность в развитии умений и навыков. Представляют интерес данные выпускников этого года.
Матрица анкетирования учащихся 11 классов ("а", "б", "в")
Класс | Кол-во уч-ся | Раб. с лит. | Кругозор | Знания | Хор. оцен. | Другое | Инт.к теме | Инт.к ист. | Ум. подб. матер. | Анализ | Обобщен. | Прич.-след. связи | Культура писм. труда | Дис. к. | Крит. выступлен. | Проблемы |
11"a" | 23 | 7 | 8 | 13 | 8 | Разв. себя-2 Уверенн.-1 Умен. дискутир.-1 | 14 | 9 | 21 | 18 | 20 | 19 | 17 | 9 | 5 | Мало лит-4 Нет комп.-1 Нет увер.-1 |
11"б" | 26 | 6 | 6 | 20 | - | Творч. подход -1 Уверенн.-2 Умен. дискутир.-4 Выст. на публ.-1 углуб. мировоззр.-1 Разв. себя-2 |
14 | 18 | 21 | 20 | 24 | 16 | 22 | 19 | 13 | Мало мат.-2 Пробл. сокр.-6 Нехв. врем.-1 Устают глаза-1 |
11"в" | 20 | 13 | 9 | 13 | 10 | Участие в дискусс. -6 Уверенн.-1 Общение-2 |
5 | 12 | 6 | 17 | 15 | 11 | 13 | 13 | 5 | Делать рецен. -1 Мало мат.-5 Отс. комп.-1 |
69 | 26 | 23 | 46 | 18 | 33 | 39 | 48 | 55 | 59 | 47 | 52 | 52 | 23 | |||
% | 100 | 37 | 30 | 65 | 26 | 47 | 56 | 68 | 79 | 88 | 66 | 75 | 75 | 30 |
Данные таблицы показывают, что одна треть всех опрошенных отмечает у себя развитие кругозора, т. е. когнитивной составляющей модели интеллекта Дж. Гилфорда. Свыше трети (37%) - указывают на умение работать с литературой. Приоритетны по-прежнему знания, но указатель 65% по данному критерию дает основания предположить, что идет успешная смена парадигмы знаниево-центрической модели обучения на компетентностно-деятельную. Это находит подтверждение в анализе графы «Другое»: большинство показателей отражают не предметную компетенцию учащихся, а коммуникативную и социальную (умение участвовать в дискуссии - 13 чел., развитие личности в результате работы на семинаре -11 человек). Свыше половины учащихся отмечают увеличение интереса к истории в связи с данной формой обучения(56%). Но в классах 11"а" 11"б" выше интерес непосредственно к теме. Предположительно можно объяснить данный факт тем, что учащиеся этих классов более подготовлены, успешны в своей деятельности. Наибольшую трудность в подборе материала испытали ученики 11 "в" класса: 25% учеников класса испытывают трудности, в этом же классе предлагают проводить семинары пореже (2 чел.) .Не менее интересным является анализ предложений, поступивших от выпускников. В 11 "а" классе предлагают семинары проводить чаще - 5 учеников, по группам - 2чел. В 11 "б" по группам - 3 чел. Чаще - 2чел., ничего не менять - 1. Но более всего поступило предложений от 11 "в" класса: проводить чаще - 5 чел., пореже - 2 , проводить журнал - 1, по защите проблемы почаще - 1, увеличить количество литературы в библиотеке - 1ученик.
1-анализ
2-обобщение
3-причинно-следственные связи
4-умение участия в дискуссии
Результаты проведенного анкетирования позволяют говорить об эффективности в динамике мотивации. Практически все опрошенные отмечают рост интереса к истории в целом, либо к отдельным темам.
Позитивные изменения демонстрирует динамика в поведенческой сфере : стали увереннее активнее общаться 68% .Значительное число ребят отмечают умение находить материал, Делая вывод, следует отметить, что семинары – эффективное средство не только расширения базы знаний, но и мотивационной направленности личности.
Итак, семинар позволяет успешно сочетать новые подходы к обучению. В рамках модульной системы педагогической технологии он способствует повышению мотивации учебной деятельности, переводу внешних мотивов учения во внутренние, чему способствует проработанное целепологание, самостоятельная работа учащихся.
Значительную роль в повышении мотивации обучения играет аксиологический подход, предполагающий выработку у ученика личностного отношения к проблеме обсуждения.
Как элемент модульной педагогической технологии семинар получает новый импульс развития в связи с профильным обучением.
Результативность работы подтвердилась на областной олимпиаде 2007г. по обществознанию, где моя ученица Ольга М., проявив владение анализом, обобщением, написала эссе и получила за него высший балл, а также третье место по обществознанию.
Таким образом, проводимые в системе семинарские занятия дают возможность учащимся проявить высокий уровень усвоения знаний, осознанно использовать их для утверждения своих позиций, повышения коммуникативной и социальной компетентности.
Литература:
- *Стрелова О. «ЕГЭ по истории: технологии выполнения задания С4»/ ж. «История и обществознание для школьников», № 3, 2007 г.
- *Сыров В. Н. «ЕГЭ по обществознанию в социальном и образовательном контекстах»/ ж. «ОКО. Оценка качества образования», № 1, 2007 г.