Цель: познакомить учащихся с историческим событием – вторжением монголо-татар на Русь, выяснить причины поражения русских князей в сражении на реке Калке, показать преимущества единого государства.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с битвой на Калке;
- Помочь ученикам разобраться в причинах поражения русских князей.
Развивающие:
- Развивать умения работать с исторической картой и историческими документами;
- Развивать умения учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы;
- Развивать умения самостоятельно работать с исторической информацией, решать творческие задачи;
- Совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство соучастия к историческим событиям Родины.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемая технология: развитие критического мышления.
Ход урока
I. Побуждение интереса к новой информации.
Царства опрокинуты, вытоптаны грады,
Под кривыми саблями падают отряды,
Старому и малому, не найти пощады,
В божиих обителях гибнут Божьи чада!
Ребята, знаете ли вы о том, что наше государство не всегда было свободным, двести сорок лет Русь была под монголо-татарским игом? Вам интересно узнать, кто такие монголо-татары и почему они решили напасть на Русь?
Цель нашего урока – познакомиться с опасным соседом русского государства – монголо-татарами, и выяснить, почему при первом же столкновении с монголами русские князья потерпели поражение.
II. Изучение нового материала.
План изучения нового материала
- Держава Чингисхана.
- Сражение на реке Калке.
1. Изучение первого вопроса плана.
Объяснение учителя.
В XII веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Главным занятием монголов было кочевое скотоводство. Земледелия монголы не знали. Жилище монголов представляло собой юрту (войлочный шатер сборной конструкции). При переезде с места на место юрта ставилась на повозку. На установку юрты тратилось не более часа, а на ее разборку и того меньше. На стойбищах монголы располагались кольцом: в центре находилась ставка вождя (хана). Вожди племен носили звучные прозвища: батор – богатырь; сэчэн – мудрость; букэ – силач. Они руководили воинами одного или нескольких племен при столкновении с соседями из-за пастбищ. Первым ханом, который смог объединить разрозненные племена кочевников, был Темучин. В 1206 году было созвано торжественное собрание монгольской знати. На этом съезде Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя Чингисхана – “Великого хана”.
Работа с документом. Ян В.Г. “Чингисхан”. (См. Приложение 1).
Работа с картой.
Создав мощную армию, Чингисхан приступил к выполнению своей задачи. Вторгнувшись в северо-западный Китай, монголы в 1215 году взяли Пекин и разграбили страну. Из Китая войска Чингисхана двинулись в степи Средней Азии. Пали древние крепости-города. Сыпучие пески занесли караванные дороги. Утихли когда-то богатые и оживленные оазисы, мастера и ремесленники были угнаны в плен. Сотни тысяч людей были убиты, а живые обращены в рабов. К 1220 году Средняя Азия была захвачена. Войска Чингисхана двинулись на Иран и Кавказ.
Вывод – у Русского государства появился опасный сосед.
Могуч коварной выучкой, пред городом предстанет,
С таранами подступится, с волов окружных грянет,
И будет меч под корень сечь, разящий не устанет,
Ни здешнего, ни прошлого пощадой не поманит.
В чем же заключается секрет военных успехов монголов?
Работа с документом “Законы Чингисхана” (см. Приложение 2).
Причины военных успехов монголов:
- Четкая структура монгольского войска.
- Единое командование.
- Жесточайшая дисциплина.
- Коллективная ответственность за поведение в бою.
- Особые приемы боя: ложное отступление.
Прием “выглядит, как … звучит, как …”
Записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи со словами “монгольское войско”.
Выглядит, как … Звучит, как …
Пока учащиеся работают с документом, учитель готовит сценку (3 человека).
Сценка.
Ведущий: В 1223 году Русь впервые услышала о татарах. В тот год в Галич к Мстиславу Удалому неожиданно явился главный половецкий хан. Он был в страшной тревоге и смиренно, даже униженно стал просить русских о помощи.
Хан: Пришли на нас лютые враги, разорили нашу землю. Помогите нам, а не то они придут и к вам и сделают с вами тоже.
Мстислав: Кто такие эти враги?
Ведущий: Половцы ничего о них не знали. Они рассказывали только, что …
Хан: Пришли полчища завоевателей из-за Каспийского моря, они храбры и люты в бою и пощады никому не дают.
Мстислав: Как же зовутся ваши враги?
Хан: зовутся они татарами.
Ведущий: Мстислав Удалой созвал в Киев на совет многих русских князей.
Мстислав: Если мы не поможем теперь половцам, то они перекинутся к татарам и вместе с ними нападут на Русскую землю. Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей.
Ведущий: Так решили русские князья. Русские летописцы в недоумении сделали первые записи о монголо-татарах: “Явились народы, о которых как следует никто не знает, кто они, каков язык их, какого племени …”.
Вопросы для беседы:
Что знали русские о монголо-татарах?
Какое решение приняли русские князья?
Кто из русских князей откликнулся? (Работа с учебником С.97).
2. Изучение второго вопроса плана.
Первая встреча монгольского войска с русской ратью состоялась в 1223 году.
Звучит музыка. Стихотворение.
Летит орда ревущая,
И гнущая, и мнущая,
Как туча град несущая,
Как буря в берег бьющая,
Летит с горы в долину,
Разливом чрез плотину,
Как тигров стая сущая,
Рычащая, грызущая,
Плоть рвущая, кровь льющая,
Рекой, рекой невинной,
В свирепости звериной,
Бесчинной, беспричинной,
Объята злобой пущею,
Гнетущею, не чтущею,
Ни молодость цветущую,
Ни старости седины,
Летит на нас лавиной
И губит в миг единый.
Чем же закончилась эта встреча?
Задание: составить рассказ, используя документ и текст учебника.
План ответа:
- Дата и место события.
- Участники события.
- Ход сражения.
- Итог сражения.
- Причины поражения.
Объяснение учителя.
“На берегу Калки, на высоком кургане, Субудай – богатур созвал всех своих тысячников и сотников на торжественное моление богу войны Сульдэ …Тысячи монгольских воинов расположились на равнине вокруг кургана. Монголы принесли оглобли и доски, оторванные от русских повозок, и навалили их на связанных князей. Триста монгольских военачальников уселись на этих досках. Подымая чаши с кумысом, они восхваляли грозного бога войны, покровителя монголов, и славили непобедимого Чингисхана. Отказавшись от денег за выкуп знатнейших русских князей, монголы жертвовали богу Сульдэ этих пленных, дерзнувших вступить в бой с войсками “посланного небом” Чингисхана. Богатуры гоготали, когда из-под досок неслись стоны раздавленных князей. Стоны и крики постепенно затихали, их заглушила ликующая песня монгольских воинов …”. (звучит музыка).
III. Рефлексия.
В делах, которые гораздо поважней,
Нередко от того погибель всем бывает,
Что чем бы общую беду встречать дружней,
Всяк споры затевает о выгоде своей.
- Как вы думаете, имеют ли эти слова отношение к сражению на реке Калке?
- Какой важный вывод должны были сделать русские князья после поражения?
- Что ценного вы сегодня узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам полученные знания в будущем?
IV. Закрепление изученного материала.
Игра “Оборона русского города” (см. Приложение 3).
V. Домашнее задание: Напишите мини-сочинение от лица участника сражения: монгольского воина, княжеского дружинника, любого из князей.