"Нашествие с Востока"

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить учащихся с историческим событием – вторжением монголо-татар на Русь, выяснить причины поражения русских князей в сражении на реке Калке, показать преимущества единого государства.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с битвой на Калке;
  • Помочь ученикам разобраться в причинах поражения русских князей.

Развивающие:

  • Развивать умения работать с исторической картой и историческими документами;
  • Развивать умения учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы;
  • Развивать умения самостоятельно работать с исторической информацией, решать творческие задачи;
  • Совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство соучастия к историческим событиям Родины.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемая технология: развитие критического мышления.

Ход урока

I. Побуждение интереса к новой информации.

Царства опрокинуты, вытоптаны грады,
Под кривыми саблями падают отряды,
Старому и малому, не найти пощады,
В божиих обителях гибнут Божьи чада!

Ребята, знаете ли вы о том, что наше государство не всегда было свободным, двести сорок лет Русь была под монголо-татарским игом? Вам интересно узнать, кто такие монголо-татары и почему они решили напасть на Русь?

Цель нашего урока – познакомиться с опасным соседом русского государства – монголо-татарами, и выяснить, почему при первом же столкновении с монголами русские князья потерпели поражение.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

  1. Держава Чингисхана.
  2. Сражение на реке Калке.

1. Изучение первого вопроса плана.

Объяснение учителя.

В XII веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Главным занятием монголов было кочевое скотоводство. Земледелия монголы не знали. Жилище монголов представляло собой юрту (войлочный шатер сборной конструкции). При переезде с места на место юрта ставилась на повозку. На установку юрты тратилось не более часа, а на ее разборку и того меньше. На стойбищах монголы располагались кольцом: в центре находилась ставка вождя (хана). Вожди племен носили звучные прозвища: батор – богатырь; сэчэн – мудрость; букэ – силач. Они руководили воинами одного или нескольких племен при столкновении с соседями из-за пастбищ. Первым ханом, который смог объединить разрозненные племена кочевников, был Темучин. В 1206 году было созвано торжественное собрание монгольской знати. На этом съезде Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя Чингисхана – “Великого хана”.

Работа с документом. Ян В.Г. “Чингисхан”. (См. Приложение 1).

Работа с картой.

Создав мощную армию, Чингисхан приступил к выполнению своей задачи. Вторгнувшись в северо-западный Китай, монголы в 1215 году взяли Пекин и разграбили страну. Из Китая войска Чингисхана двинулись в степи Средней Азии. Пали древние крепости-города. Сыпучие пески занесли караванные дороги. Утихли когда-то богатые и оживленные оазисы, мастера и ремесленники были угнаны в плен. Сотни тысяч людей были убиты, а живые обращены в рабов. К 1220 году Средняя Азия была захвачена. Войска Чингисхана двинулись на Иран и Кавказ.

Вывод – у Русского государства появился опасный сосед.

Могуч коварной выучкой, пред городом предстанет,
С таранами подступится, с волов окружных грянет,
И будет меч под корень сечь, разящий не устанет,
Ни здешнего, ни прошлого пощадой не поманит.

В чем же заключается секрет военных успехов монголов?

Работа с документом “Законы Чингисхана” (см. Приложение 2).

Причины военных успехов монголов:

  • Четкая структура монгольского войска.
  • Единое командование.
  • Жесточайшая дисциплина.
  • Коллективная ответственность за поведение в бою.
  • Особые приемы боя: ложное отступление.

Прием “выглядит, как … звучит, как …”

Записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи со словами “монгольское войско”.

Выглядит, как … Звучит, как …
   

Пока учащиеся работают с документом, учитель готовит сценку (3 человека).

Сценка.

Ведущий: В 1223 году Русь впервые услышала о татарах. В тот год в Галич к Мстиславу Удалому неожиданно явился главный половецкий хан. Он был в страшной тревоге и смиренно, даже униженно стал просить русских о помощи.

Хан: Пришли на нас лютые враги, разорили нашу землю. Помогите нам, а не то они придут и к вам и сделают с вами тоже.

Мстислав: Кто такие эти враги?

Ведущий: Половцы ничего о них не знали. Они рассказывали только, что …

Хан: Пришли полчища завоевателей из-за Каспийского моря, они храбры и люты в бою и пощады никому не дают.

Мстислав: Как же зовутся ваши враги?

Хан: зовутся они татарами.

Ведущий: Мстислав Удалой созвал в Киев на совет многих русских князей.

Мстислав: Если мы не поможем теперь половцам, то они перекинутся к татарам и вместе с ними нападут на Русскую землю. Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей.

Ведущий: Так решили русские князья. Русские летописцы в недоумении сделали первые записи о монголо-татарах: “Явились народы, о которых как следует никто не знает, кто они, каков язык их, какого племени …”.

Вопросы для беседы:

Что знали русские о монголо-татарах?

Какое решение приняли русские князья?

Кто из русских князей откликнулся? (Работа с учебником С.97).

2. Изучение второго вопроса плана.

Первая встреча монгольского войска с русской ратью состоялась в 1223 году.

Звучит музыка. Стихотворение.

Летит орда ревущая,
И гнущая, и мнущая,
Как туча град несущая,
Как буря в берег бьющая,
Летит с горы в долину,
Разливом чрез плотину,
Как тигров стая сущая,
Рычащая, грызущая,
Плоть рвущая, кровь льющая,
Рекой, рекой невинной,
В свирепости звериной,
Бесчинной, беспричинной,
Объята злобой пущею,
Гнетущею, не чтущею,
Ни молодость цветущую,
Ни старости седины,
Летит на нас лавиной
И губит в миг единый.

Чем же закончилась эта встреча?

Задание: составить рассказ, используя документ и текст учебника.

План ответа:

  1. Дата и место события.
  2. Участники события.
  3. Ход сражения.
  4. Итог сражения.
  5. Причины поражения.

Объяснение учителя.

“На берегу Калки, на высоком кургане, Субудай – богатур созвал всех своих тысячников и сотников на торжественное моление богу войны Сульдэ …Тысячи монгольских воинов расположились на равнине вокруг кургана. Монголы принесли оглобли и доски, оторванные от русских повозок, и навалили их на связанных князей. Триста монгольских военачальников уселись на этих досках. Подымая чаши с кумысом, они восхваляли грозного бога войны, покровителя монголов, и славили непобедимого Чингисхана. Отказавшись от денег за выкуп знатнейших русских князей, монголы жертвовали богу Сульдэ этих пленных, дерзнувших вступить в бой с войсками “посланного небом” Чингисхана. Богатуры гоготали, когда из-под досок неслись стоны раздавленных князей. Стоны и крики постепенно затихали, их заглушила ликующая песня монгольских воинов …”. (звучит музыка).

III. Рефлексия.

В делах, которые гораздо поважней,
Нередко от того погибель всем бывает,
Что чем бы общую беду встречать дружней,
Всяк споры затевает о выгоде своей.

  1. Как вы думаете, имеют ли эти слова отношение к сражению на реке Калке?
  2. Какой важный вывод должны были сделать русские князья после поражения?
  3. Что ценного вы сегодня узнали на уроке?
  4. Пригодятся ли вам полученные знания в будущем?

IV. Закрепление изученного материала.

Игра “Оборона русского города” (см. Приложение 3).

V. Домашнее задание: Напишите мини-сочинение от лица участника сражения: монгольского воина, княжеского дружинника, любого из князей.