Цель:
- познакомить учащихся с жизнью основных слоев населения в период Великих реформ Ивана III,
- дать представление о содержании и формах великокняжеской власти в период создания нового централизованного государства.
Задачи:
- способствовать формированию представления о жизни в Российском государстве конца XV - начала XVI века;
- создать условия для самостоятельного анализа положения основных категорий населения и изменений в их жизни;
- обеспечить в ходе урока осмысление и усвоение основных понятий;
- способствовать обучению школьников умению анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: учебное пособие История Государства и народов России, А.А. Данилова; Л.Г. Косулиной, 6 класс, сводная таблица понятий, карта “Московское государство в начале XVI века”, мультимедиа, карта учебного пособия стр. 196, сообщения учащихся.
Понятия: государь, самодержец, дворец, казна, Боярская дума, Юрьев день, пожилое.
План урока:
I. Актуализация знаний (игровая разминка).
II. Изучение нового материала:
1) “Знатные люди”: князья и бояре.
2) Реформа войска.
3) Ограничение свободы крестьян.
4) Жизнь горожан.
5) Появление казачества.
III. Закрепление.
Ход урока
I. Определение темы, цели и задач урока.
(Выяснить, как формирование централизованного государства изменило жизнь населения).
II. Актуализация (работа проводится в форме игры – Как стать миллионером, слайды 2-7).
- из представленного списка, расставить имена правителей в порядке их правления;
- объяснить понятия, ключевые слова, персоналии;
- какие изменения произошли в Московском государстве в правление Ивана III?
- какова была система управления? (таблица – “Органы управления государством”);
- в чем отличия системы управления государством в начале XVI века от системы управления в период раздробленности?
III. Изучение нового материала.
1). Слайды 8-9.
- Кого на Руси считали знатью?
- Изменилось ли положение знатных людей?
И так, государством управлял “Великий государь Всея Руси” и его семья.
Но несмотря на централизацию государства, сохранились еще и удельные князья. Теперь это были только близкие родственники Великого князя. Права удельных князей были сильно ограничены.
Кроме представителей княжеских фамилий государя окружали представители боярских родов.
Сообщение ученика: “Положение бояр”.
Т.о. к нач. XVI века боярство по-прежнему оставалось высшим сословием русского общества, но теперь они занимались не военной службой, а заседали в Боярской думе => понятие боярин теперь стало означать “чин” (с.199), который занимал человек или его жаловал Великий князь.
? Кто же теперь служил в войске?
2). Создание единого государства, расширило его границы => требовалось увеличения численности войска.
Работа с картой. (Слайд 10)
- Какие земли были присоединены к Московскому княжеству?
В период средневековья боеспособность войска можно было обеспечить только одним путем – предоставить воинам на время службы земельные владения, которые стали называться поместьем, а их владельцы – помещики.
Самостоятельная работа с учебным пособием (с. 200-201). Слайд 11.
Сравнительный анализ понятий вотчина и поместье по таблице.
Т. к. земля помещиков могла быть в любую минуту отнята, то они должны были служить Государю верой и правдой, добиваться его расположения.
3). Слайд 12.
Создание единого государства на первых порах несколько улучшило положение крестьян, прекращение усобиц, спокойная безопасная жизнь привели к подъему крестьянских хозяйств.
Сообщение уч-ся: “О жизни крестьян”.
Необходимость предоставления земель и крестьян, проживающих на ней новым землевладельцам – помещикам, привело к необходимости закрепить крестьян за определенной территорией, запретить им переход =>
1497г. – Судебник Ивана III, установил единый для всей страны срок перехода крестьян, при этом нужно было уплатить пожилое (с. 201).
Работа с документом с. 204.
- Каков был порядок уплаты пожилого?
- Как вы думаете, почему был установлен именно такой порядок?
Слайд13.
Введение Юрьева дня было первым ограничением крестьянской свободы.
- Каков был этот срок?
4). Самостоятельная работа с учебником с. 203-204. Слайд 14.
- В чем заключались особенности городской жизни?
5).
Со второй половины XV века в русском государстве появляется еще одна категория населения – казаки. Слайд 15.
Сообщение уч-ся.
- Какими были причины появления казачества?
- В чем особенности их положения?
VI. Закрепление. (Работа со схемой, слайды 16 - 18)
- Как же образование централизованного государства повлияло на жизнь его жителей?
- Смог бы Иван III создать независимое сильное государство без укрепления центральной власти?
- В настоящее время, какая форма власти в нашем государстве?
- Каковы основные обязанности граждан государства?