Урок истории в 6-м классе по теме "Жители Российского гоударства во второй половине XV – начале XVI века"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью основных слоев населения в период Великих реформ Ивана III,
  • дать представление о содержании и формах великокняжеской власти в период создания нового централизованного государства.

Задачи:

  • способствовать формированию представления о жизни в Российском государстве конца XV - начала XVI века;
  • создать условия для самостоятельного анализа положения основных категорий населения и изменений в их жизни;
  • обеспечить в ходе урока осмысление и усвоение основных понятий;
  • способствовать обучению школьников умению анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: учебное пособие История Государства и народов России, А.А. Данилова; Л.Г. Косулиной, 6 класс, сводная таблица понятий, карта “Московское государство в начале XVI века”, мультимедиа, карта учебного пособия стр. 196, сообщения учащихся.

Понятия: государь, самодержец, дворец, казна, Боярская дума, Юрьев день, пожилое.

План урока:

I. Актуализация знаний (игровая разминка).

II. Изучение нового материала:

1) “Знатные люди”: князья и бояре.

2) Реформа войска.

3) Ограничение свободы крестьян.

4) Жизнь горожан.

5) Появление казачества.

III. Закрепление.

Ход урока

Презентация.

I. Определение темы, цели и задач урока.

(Выяснить, как формирование централизованного государства изменило жизнь населения).

II. Актуализация (работа проводится в форме игры – Как стать миллионером, слайды 2-7).

- из представленного списка, расставить имена правителей в порядке их правления;

- объяснить понятия, ключевые слова, персоналии;

- какие изменения произошли в Московском государстве в правление Ивана III?

- какова была система управления? (таблица – “Органы управления государством”);

- в чем отличия системы управления государством в начале XVI века от системы управления в период раздробленности?

III. Изучение нового материала.

1). Слайды 8-9.

- Кого на Руси считали знатью?

- Изменилось ли положение знатных людей?

И так, государством управлял “Великий государь Всея Руси” и его семья.

Но несмотря на централизацию государства, сохранились еще и удельные князья. Теперь это были только близкие родственники Великого князя. Права удельных князей были сильно ограничены.

Кроме представителей княжеских фамилий государя окружали представители боярских родов.

Сообщение ученика: “Положение бояр”.

Т.о. к нач. XVI века боярство по-прежнему оставалось высшим сословием русского общества, но теперь они занимались не военной службой, а заседали в Боярской думе => понятие боярин теперь стало означать “чин” (с.199), который занимал человек или его жаловал Великий князь.

? Кто же теперь служил в войске?

2). Создание единого государства, расширило его границы => требовалось увеличения численности войска.

Работа с картой. (Слайд 10)

- Какие земли были присоединены к Московскому княжеству?

В период средневековья боеспособность войска можно было обеспечить только одним путем – предоставить воинам на время службы земельные владения, которые стали называться поместьем, а их владельцы – помещики.

Самостоятельная работа с учебным пособием (с. 200-201). Слайд 11.

Сравнительный анализ понятий вотчина и поместье по таблице.

Т. к. земля помещиков могла быть в любую минуту отнята, то они должны были служить Государю верой и правдой, добиваться его расположения.

3). Слайд 12.

Создание единого государства на первых порах несколько улучшило положение крестьян, прекращение усобиц, спокойная безопасная жизнь привели к подъему крестьянских хозяйств.

Сообщение уч-ся: “О жизни крестьян”.

Необходимость предоставления земель и крестьян, проживающих на ней новым землевладельцам – помещикам, привело к необходимости закрепить крестьян за определенной территорией, запретить им переход =>

1497г. – Судебник Ивана III, установил единый для всей страны срок перехода крестьян, при этом нужно было уплатить пожилое (с. 201).

Работа с документом с. 204.

- Каков был порядок уплаты пожилого?

- Как вы думаете, почему был установлен именно такой порядок?

Слайд13.

Введение Юрьева дня было первым ограничением крестьянской свободы.

- Каков был этот срок?

4). Самостоятельная работа с учебником с. 203-204. Слайд 14.

- В чем заключались особенности городской жизни?

5).

Со второй половины XV века в русском государстве появляется еще одна категория населения – казаки. Слайд 15.

Сообщение уч-ся.

- Какими были причины появления казачества?

- В чем особенности их положения?

VI. Закрепление. (Работа со схемой, слайды 16 - 18)

- Как же образование централизованного государства повлияло на жизнь его жителей?

- Смог бы Иван III создать независимое сильное государство без укрепления центральной власти?

- В настоящее время, какая форма власти в нашем государстве?

- Каковы основные обязанности граждан государства?

Презентация.