Урок-практикум по теме "Гражданская война в России"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • выявить и закрепить знания учащихся по данной теме;
  • научить их делать выводы, дискуссировать, анализировать события, выделять причинно-следственные связи;
  • развивать умения работать с историческими источниками, учебными текстами.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный экран, контурные карты, карты “Гражданская война в 1918–1919 гг.” и “ Гражданская война 1919–1920 гг.”, портреты лидеров красного ибелого движения, выставка книг о гражданской войне, фрагменты фильмой об этом периоде, диск CD-RV “ История России ХХ век”.

План урока:

I. Организационный момент.

Класс разделен на четыре группы.

II. Объявление темы и целей урока.

1. Вступительное слово учителя:

“Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагндия, в которой никогда не бывает победителей …”.

“Братья, столь щедрои долго проливающие кровь друг друга сражались за Россию. За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-своему…”.

“Пусть над красными и белыми обелисками возникнет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война”.

Б.Васильев

Гражданская война. “ Это незабываемые страницы нашего прошлолго. Однако гражданская война – это не только фанфары побед, сколько трагедия народа,заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побежденной, в самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы.Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал экономики. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.

Сегодня мы подводим итоги гражданской войны; вы получите возможность высказать свое мнение и взгляды по данному вопросу.

(Фрагмент фильма с диска “ История России ХХ век” – гражданская война)

III.Обобщение и проверка знаний учащихся:

1. Хронологический диктант.

а) Указать дату начала и окончания гражданской войны.

б) Когда начал работу второй съезд Советов. (25.10.1917 г.).

в) Дата открытия и разгрома Учредительного собрания (5–7.01.1918 г.).

г) Начало иностранной интервенции, высадка английских войск в Мурманске (6–8.03.18 г.).

д) Декрет ВЦИК об образовании Комбедов (11.06.18 г ).

е) Когда принята первая Конституция Советской России (10.07.18 г.).

ж) Расстрел царской семьи (16–17.07.18 г.).

з) Красный террор (5.09.18 г.).

и) Колчаковский переворот в Омске ( 8.11.18 г.).

(Ответы учащиеса здают, они будут проверены во время самостоятельной работы)

2. Дискуссия.

(Группы должны подготовить ответы на вопросы)

1 группа: Раскрыть причины противостояния “красные-белые”?

2 группа: Сущность политики “ военного коммунизма”?

3 группа: Международный аспект в гражданской войне?

4 группа: Гражданская война в Сибири и Иркутской области.

(Группы ведут поиск коллективного решения, выступления по вопросам)

3. Итоги дискуссии.

Учитель: “ Мы рассмотрели ряд проблем и выяснили, что существует множество факторов, которые в сумме определяли благоприятный для Советской России исход в гражданской войне. Опираясь на факты, выделили причины: (1 группа записала причины на плакат, вывешивают на доску).

  • интеллигенция поддержала социалистическую революцию в начальной стадии;
  • белое движение малочисленно, не опиралось на главную силу России – крестьянство;
  • большевикам удалось создать огромную армию-боеспособную, дисциплинированную;
  • между белыми армиями не было согласованности;
  • интервенция оттолкнула от белого движения его сторонников.

Конкурс “Личность в истории”

(На столах у групп фишки с номерами от 1 до 10. На мультимедийной доске имена и портреты политических деятелей периода гражданской войны.Угадать, кто это и чье высказывание? Группы поднимают фишки с вариантами ответов. Можно фишки заменить компьютерами, где в вопросе – тесте указывают ответ.)

  1. М.Спиридонова,
  2. Л.Г.Корнилов,
  3. И.И.Вацетис,
  4. Л.Д.Троцкий,
  5. Ллойд Джордж,
  6. А.В.Колчак,
  7. И.В.Сталин,
  8. В.К.Блюхер,
  9. У.Черчиль.

А. Кто сказал? “ Мы открыто ковали волюмасс на восстание, наше восстание победило. Теперь нам предлагают: откажитесь от победы, заключите соглашение. С кем? Жакие единицы, вы – банкроты, ваша роль сыграна, отправляйтесь туда, где вам отныне надлежит быть: в сорную корзину истории…”. (4)

Б.”Для того чтобы Советская власть была барометрична, чутка и спаяна с народом, нужна беспредельная свобода выборов, игра стихий гародных, и тогда-то и родится творчество, новая жизнь, новая…борьба. Вместо свободного, переливающегося , как свет, как воздух, творчества народного, через смену, борьбу с Советами на съездах, у вас назначены приставы, жандармы из коммунистической партии…”. (1)

В. Кто это? “Родился в 1870 г.. В 28 лет окончил Академию Генштаба. Был высокообразованным человеком, знатоком восточных языков, автором научных трудов. мировую войну начал на Юго-западном фронте, командовал бригадой. Когда стал командиром 8-й армии длизко сошелся с комиссаром Временного правительства Савинковым. С подачи Савинкова Керенский стал двигать его…Меньше чем за месяц он прошел путь от командующего армией до главнокомандующего, сменив на посту Брусилова…”. (2)

Г. Выходец из крестьян. Работал на заводе, где сблизился с большевиками. В годы первой мировой войны получил два Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, произведен в унтер офицеры…Дед егополучил от помещика кличку по имени прусского фельдмаршала. (8)

Д. Кто это? “Я убедительно прошу вас не ввергать Англию в чисто сумасшедшее предприятие из-за ненависти к большевистским принципам. Дорогая агрессивная война против Россиии будет служить делу укрепления большевизма в Россиии и создания его у нас в Англии”. (5)

Е. Окончил Академию Генштаба в звании полковника, участвовал в первой мировой войне. Со своим полком перешел на сторону Советской власти. Подавлял мятеж левых эсеров. В 1938 г. был репрессирован. (3)

Ж. “ Он участвовал в Северной полярной экспедиции Академии наук, во время русско-японской войны попал в плен к японцам. В 1916–1917 гг. командовал Черноморским флотом. Он был одной из кандидатур на пост военного диктатора. Узнав о заключении Брестского мира, он явился в британское посольство и попросился на любую должность в английскую армию, чтобы “ смыть позор со своей страны”. (6)

3. Итоги конкурса.

4. Работа с документами.

Узнай декрет, обращение, документ? Укажи его значение, дату принятия?

(Группы получают карточку – задание с цитатами из документом и статей)

а) “Обращение к гражданам России”,

б) “Декрет о мире”,

в) “Декрет о земле”,

г) “Социалистическое Отечество в опасности”.

(Сразу дается оценка выступлений)

5. Словарная работа:

(Каково значение выражений)

а) Продразверстка.

б) Интервенция.

в) Военный коммунизм.

г) Гражданская война.

6. Работа с контурной картой.

Нанести на карту направления военных действий “красных” и “белых” армий, интервентов, указать ключевые точки – города, даты сражений, командующих армиями. Работа коллективная. (В это время учитель проверяет хронологический диктант.)

IV. Итог урока.

Выставление оценок в таблицу: (учитывается активность).

Ф.И. Х.диктант Дискуссия Личность Документ Словарь Карта/к Итог