Урок истории по теме "Как и почему возникли деньги" в 3-м классе

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с историей появления денег;
  • развитие речи, познавательных способностей учащихся;
  • формирование интереса к прошлому нашей Родины.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • обучение составлению связанного рассказа по схеме;
  • овладение учащимися исследовательскими приёмами.

План урока

1. Организационный момент.

Учитель: Мы начинаем изучение новой темы. Прочтите ее название в учебнике.

Дети: История в символах и знаках.

Учитель: Какое слово в названии показалось непонятным?

Дети: Символ.

Учитель: Обратимся к толковому словарю.

Дети находят значение слова в толковом словаре.

Учитель: А вот о каких знаках пойдет речь на уроке, узнаем, посмотрев инсценирование отрывка из книги Н.Носова «Незнайка на Луне».

2. Инсценирование отрывка учащимися (с. 67 учебника Саплина А.И, Саплиной Е.В.).

3. Обсуждение просмотренной инсценировки.

Учитель: Что показалось необычным в поведении Незнайки?

Дети: Он не знает, что такое деньги.

Учитель: В городе, где он живет, не используют деньги, понятие «деньги» вызывает у него удивление. Давайте вместе с ним разберемся, как и почему возникли деньги.

4. Работа над новым материалом.

Рассказ учителя с демонстрацией.

Учитель: Было время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами (большими группами во главе с вожаком), занимались охотой и собирательством, изготовлением простых орудий труда. Древний охотник не мог обойтись без копья, гарпуна. Хорошо, если он сам мог изготовить его. А если нет? Как ему быть?

Дети: обменять.

Учитель: Верно. Рыбу на гарпун, шкуру козла на копьё, оленя на пучок стрел у того человека, который умел их отлично изготавливать. Это был самый простой обмен, когда один товар меняли на другой. Постепенно одни люди приручили диких животных, и появилось скотоводство. Другие поняли, что растения можно выращивать, и занялись земледелием. Третьи стали заниматься ремеслом: изготавливали орудия труда, одежду. На смену простому обмену между ними пришёл обмен при помощи предмета-посредника. В разные времена роль такого посредника выполняли самые разные предметы, которые явились предшественниками современных денег: зерно, шкуры животных, камни, раковины (демонстрация рисунков).

Первые деньги совсем не похожи на те, к которым мы привыкли. Деньгами был скот, птичьи перья, табак. В Мексике расплачивались какао-бобами, с Сибири и Канаде «меховыми деньгами» (иллюстрация учебника с. 68). Использовали народы и ракушки морского моллюска-каури.

Со временем появились металлические деньги. Они не портились, не занимали много места, их можно было перенести, положив в мешочек, а при сделках такие деньги легко делились на части (иллюстрация учебника с. 69). А самое главное - ими можно было расплачиваться за любой товар. Какую форму имели первые металлические деньги?

Дети: неправильную. Они представляли собой брусья, полукольца.

Учитель: Как по-другому называются металлические деньги?

Дети: Монеты.

Учитель: Почему металлические деньги стали называть монетами, вы узнаете, прослушав сообщение. После этого вам необходимо будет ответить на вопросы.

Сообщение учащегося о происхождении монет.

Обсуждение сообщения.

Учитель: В честь какой римской богини металлические деньги назвали монетами?

Дети: Юноны Монеты.

Учитель: За что Юнону называют «предвозвестницей»?

Дети: за предупреждение о землетрясении.

Учитель: Да, слово «моnео» переводится как «предупреждаю».

Путь от натуральных денег к металлическим можно проследить и в истории Руси.

Самостоятельная работа с учебниками, листами заданий (Приложение № 1).

Прочитайте текст (1-4 абзац) на странице 69 учебника. Заполните таблицу.

Проверка самостоятельной работы. Рассказ ученика с заполнением схемы.

В Древней Руси в качестве денег использовались ногаты (лапки пушных зверей), куны (шкурки куницы), белки (шкурки белок). Самые первые металлические деньги «резаны». Я думаю, что они назывались так потому, что отрезались они от бруска металла.

Учитель: Какие же металлические деньги были в ходу на Руси?

Выберите, из чего могли чеканить деньги на Руси, вписав слова по вертикали под цифрами 1,2,3.

Разгадывание кроссворда.

(1-медь, 2- золото, 3- серебро)

Учитель: Деньги на Руси назывались «копейка», «чешуйка», «рубль», «полтина».

По описанию определите, о каких из них идет речь. Впишите названия денег напротив их описания (лист заданий).

Работа в парах.

Эти монеты имели форму то капли, то тыквенного семечка, то рыбьей чешуи, то овала, и были они очень малы.

___________________

С 16 века на Руси чеканилась серебряная монета, на которой изображался всадник, или, как тогда говорили, ездец. В руке ездец держал копьё.

____________________

Эта старинная монета является половиной главной денежной единицы - рубля, которая имела второе название - «тин».

_____________________

Эта монета имеет почтенный возраст и одно из старых названий, доживших до наших дней. Оно родилось в 18 веке. До первой половины 15 века её вырубали из металлического бруска.

____________________

Проверка выполнения задания: два ученика зачитывают ответы, остальные должны выразить своё мнение.

Учитель: Дополните схему названиями денег (вторая строка схемы).

Учитель: Были ещё полуполтины, гривны, алтыны, деньги, полушки. Поработаем по странице 70 учебника. Прочитайте текст и расположите монеты в порядке убывания.

Рубль,     … ,           … , … , … , … , полушка.
           (полтина, полуполтина, гривна, алтын, деньга)

Физминутка.

Работа со скороговоркой.

Пётр Петрович по прозванию Петров, поймал птицу- пигалицу, пошёл по рынку, просил полтину, подали пятак, он продал так.

Учитель: какая денежная единица ещё была известна на Руси?

Дети: Пятак.

Учитель: У монет есть свой язык.

Сообщение учащегося о языке монет.

Лицевая сторона монеты называется «аверс», в народе эта сторона называется «орел». Оборотная сторона монеты - «реверс», в народе - «решка». Надписи на монетах называют «легенда». Ребро монеты - «гурт».

Русские люди в старину различали на монетах копьё и решку. Копьё-лицевая сторона, на которой изображался ездец. Решка - тоже самое, что и решето. Надписи на монетах, которые и размером, и формой походили на ноготь мизинца, малограмотным и неграмотным крестьянам напоминали переплетение нитей, образующих решётку сита. И стали они называть эту сторону решёткой, решетом, решкой. Во времена Петра I обязательной принадлежностью русских монет стал двуглавый орёл. Постепенно народ так стал так называть одну из сторон монеты. Так появились в нашем языке слова «орёл», «решка».

Практическая работа с монетами.

Учитель: Определите, где у монеты аверс, реверс, гурт.

Учитель: Со временем появились и бумажные деньги. Дополните третью строку схемы. До 16 века в ходу была «деньга», в 16 веке - «копейка», в 18 веке - «рубль», бумажные деньги.

Введение новых терминов.

Наука, которая занимается изучением истории монет, называется нумизматикой. Люди, изучающие историю монет,- нумизматами.

О чём же могут рассказать монеты историкам? Заполним таблицу: «Что изображено на монете», «О чём это говорит».

Учащиеся по желанию отвечают. (Портрет человека поможет представить образ правителя, надписи рядом с портретом помогут определить годы его правления. Герб позволит определить принадлежность монеты к определенной стране. Животные, изображенные на монетах, расскажут о наиболее почитаемых в той или иной стране животных. Изображения зданий помогут представить облик городов.)

5. Демонстрация учителем коллекции старинных и современных юбилейных монет.

6. Закрепление пройденного. Выполнение заданий «Рассказ по опорной схеме», «Соотнесите название монеты и её достоинство», «Решите задачи» (Приложение № 2).

7. Итог урока. Продолжите фразы:

На уроке я узнал (а)…

Мне было интересно узнать…

На уроке я научился (лась)…

8. Домашнее задание:

с. 68-71 учебника, рассказ о появлении денег на Руси с использованием опорной схемы. Творческое задание: используя опорное слово «нумизматика» составить кроссворд по теме или придумать монету для страны Весельчаков, Сладкоежек, Цветоводов, Художников, Малышей-Коротышей, Малышек-Коротышек (Приложение № 3).

Литература:

  1. Саплин А.И, Саплина Е.В. Введение в историю. Книга для учителя, 3 класс.- Москва: «Дрофа», 2002.
  2. Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.В. В гостях у истории. (Страницы нашей истории.) Дневник путешествия. (Учебное пособие для 2 (3) класса).- Брянск: «Курсив», 1997.