Цели: повторить и систематизировать полученные знания, проследить причинно-следственные связи событий XIX века; развитие умений анализировать, сравнивать, отстаивать собственную точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
Класс предварительно делится на несколько групп по 5-6 человек. Они придумывают названия для своих групп. В качестве жюри участвуют старшеклассники.
Учитель обращается с приветственными словами, и начинаются состязания.
Задание №1. Турнир ораторов
Учитель объявляет тему: «У России – особый путь развития?» (Выступление с точки зрения западников или славянофилов.)
Максимальный балл – 5.
Задание №2. Узнай императора!
Команды получают портреты российских императоров: Павла I , Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.
Задача команды: за 2 минуты подписать портреты и годы правления. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 12.
Задание №3. Расположите в хронологическом порядке следующие события!
- «Битва народов»
- Отечественная война
- Берлинский конгресс
- Отмена крепостного права
- Военная реформа
- Восстание декабристов
Команда получает 3 балла за правильный порядок!
Задание №4. Личность в истории!
Что объединяет эти имена:
А) С.Нечаев, П.Ткачев, П.Заичневский.
Б) М.Лазарев, Ю.Лисянский, Ф.Литке, Г.Невельской.
Вычеркните лишнее имя. Объясните свой выбор.
В) В.Суриков, И.Репин, М.Мусоргский, В.Васнецов, В.Серов.
Г) В.Истомин, В.Корнилов, Н.Раевский, Э.Тотлебен.
Команда получает по 1 баллу за каждую правильную цепочку.
Задание №5 Кому принадлежат слова?
1. «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача»?
2. «Не угодно ли вам будет, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство»?
3. «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере».
За каждый полный и правильный ответ команды получают по 2 балла.
Задание №6. Знатокам контурных карт!
Команды получают контурные карты войн XIX века: Отечественной войны 1812 года, Крымской войны, Русско-турецкой войны. Задача команд: указать места основных сражений.
Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
Максимальное количество баллов – 5.
Задание №7. Объясните значения этих слов
Каждая команда получает карточку со словами.
Карточка №1. Военное поселение, отходник, земства.
Карточка №2. Временно-обязанное состояние, отрезки, недоимки.
Карточка №3. Восточный вопрос, нигилизм, мировой посредник.
Карточка №4. Цензор, прирезки, выкупная операция.
Карточка №5. Отечественная война, присяжные заседатели, сословие.
Задание №8. Памятники России!
1 балл получает команда, первой ответившая на поставленный вопрос.
1. Когда Наполеон вошел в Московский Кремль, он был поражен красотой его соборов. «Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм», - воскликнул он. О каком кремлевском соборе шла речь?
а) Архангельском;
б) Успенском;
в) Благовещенском.
2. Автором какого сооружения в Петербурге является архитектор А.Воронихин?
а) Казанский собор;
б) Исаакиевский собор;
в) Адмиралтейство.
3. Назовите автора памятника «Тысячелетие России», открытого в Новгороде в 1862г.?
а) М.Микешин;
б) А.Опекушин;
в) М.Антокольский.
4. Как называется архитектурный стиль, в котором построен Исаакиевский собор в Петербурге?
а) рококо;
б) классицизм;
в) барокко.
5. Кому принадлежало крупнейшее кондитерское производство в Москве, ныне известное как фабрика им. Бабаева?
а) И.Абрикосову;
б) П.Бурышкину;
в) Л.Бронштейну.
Задание №9. Знаете ли вы картины?
Каждая команда получает по одной картине. Необходимо назвать автора и название картины.
Например: К.Брюллов. Последний день Помпеи.
А.Иванов. Явление Христа народу.
П.Федотов. Сватовство майора.
А.Саврасов. Грачи прилетели.
В.Васнецов. Витязь на распутье.
Команда получает по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Учитель. Урок закончен.
Подводятся итоги, формулируются выводы. Выявляются победители, проводится награждение.