Тема. Либеральные реформы 1860-1870 годов.
Цель. Раскрыть содержание и особенности либеральных реформ 1860-1870 годов, доказать, что они являлись продолжением реформы 19 февраля 1861г.
Задачи
- Образовательная: сформировать у учащихся представление о реформах 1860-1870 годов: земской, городской, судебной, военной, сравнить реформы, определить достоинства и недостатки.
- Развивающая: создать условия для развития устной и письменной речи учащихся, внимания, мышления, исторического воображения, умения работать по карте, создание условий для самореализации личности ученика, творческого применения полученных знаний на уроке.
- Воспитательная: воспитание содружества, сотворчества, патриотизма.
Оборудование. Учебник, карта, энциклопедия, пакеты документов для работы в группах, сюжет для проведения театра-экспромта, словарь, свиток.
Основное содержание. Введение местного самоуправления: земства и городские думы Новые судебные уставы. Всеобщая воинская повинность. Реформы в области образования и печати.
Основные понятия. Земства, управы, присяжный поверенный, присяжный заседатель.
Оформление доски
- Тема урока.
- Терминология.
- Карта.
- Схема по земской реформе (составляется совместно с учащимися в течение урока).
Ход урока
1. Организационный момент. Целеполагание
Доброе утро!
(Урок начинается нестандартно, со стихотворения, написанного учителем.)
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще,
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может от одной твоей руки
Зависит все, что будущим зовется.
Ребята, вам нужно осознать свою роль в истории государства. От вас зависит будущее нашего Отечества. Известно, чтобы не допустить ошибки в будущем, нужно хорошо знать прошлое. Сегодня нам предстоит исследовать преобразования 1860 - 1870 годов, выявить их особенности, проанализировать достоинства и недостатки реформ.
2. Актуализация опорных знаний
Но прежде обратите внимание на предмет, лежащий у меня на столе. Что это? (Свиток.)
Игра: «Интеллектуальная разминка» (за правильный ответ ученик получает жетоны).
- Какой исторический период изучаете?
- Кто правит в данное время?
- Какое родственное отношение имеет Александр II к Николаю I?
- В 1856 году Александр II, беседуя с дворянами в Москве, сказал знаменитые слова: «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Как вы понимаете данное выражение?
- Какие причины делали необходимой отмену крепостного права в России?
- Реализовал ли Александр II сказанное дворянам? Докажите.
- Какие права получили крестьяне сразу по оглашению Манифеста 19 февраля 1861 года.
- Кто такие временнообязанные?
- Какой приблизительно надел должен был получить крестьянин в результате реформы? Почему такая разница?
- В чем историческое значение реформы отмены крепостного права?
Обобщение учителя
Таким образом, реформа 1861 года имеет большое историческое значение: крестьяне получили свободу, гражданские права; наделы земли, хотя и некоторое время оставались временнообязанными.
Отмена крепостного права повлекла за собой ряд других реформ. Какие были проведены реформы, почему они так назывались, каковы их особенности - вот проблема нашего урока, которую нужно решить.
3. Совместное изучение новых знаний, (запись темы в тетрадь)
План:
- Земская реформа.
- Городская реформа.
- Судебная реформа.
- Военная реформа.
Земская реформа
Работа с картой. Российская империя - огромное государство и управлять им было трудно. Россия была поделена на губернии и уезды. Однако прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Почему необходимо было реорганизовать систему местного самоуправления? (Вопрос на размышление).
Работа с учебником - страница 130.
Итак, 1 января 1864 года императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Обращение к словарю «Земства» - это…
Итак, земства - органы местного самоуправления.
Составление схемы по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях».
Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на 3 курии. Что такое курия, что она собой представляет? Ответить на вопросы вам поможет учебник.
(Работа по рядам, затем фронтальная работа с классом.)
1 ряд - страница 131, абзац 1
2 ряд - страница 132, абзац 2
3 ряд - страница 132, абзац 3
На какие органы делились земства: распорядительные и исполнительные.
Кто входил в состав земских собраний? (Все сословия.)
Чьи интересы защищали земские управы? Почему?
Определите функции земских учреждений.
Работа с картой (на карте некоторые административные единицы Российской империи выделены флажками).
Обратите внимание на карту. Как вы думаете, что обозначают данные флажки?
В Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - земство не было введено, т.к. там отсутствовало дворянское землевладение.
Органы местного самоуправления не были введены в Польше, Литве, Белоруссии, Правобережной Украине, на Кавказе, т.к. там помещики не были русскими (стремление к независимости, самоопределению).
Итак, опираясь на полученную схему, подумайте и отметьте достоинства и недостатки реформы.
Достоинства:
- Все сословия
- Успех сторонников конституционного правления
- Улучшение положения народных масс.
Недостатки:
- Выборы по сословному признаку
- Выборы по имущественному цензу
- Круг вопросов ограничен.
Городская реформа. Судебная реформа. Военная реформа.
Дальнейшую деятельность мы смоделируем следующим образом. Будем работать в творческих группах.
1 группа - городская реформа.
2 группа - судебная реформа.
3 группа - военная реформа.
Ваша задача - опираясь на материал в учебнике, дополнительную информацию, опорные понятия сконструировать схему. Защитить ее Вам раздаю пакеты документов.
(Данная работа осуществляется по аналогии со схемой земской реформы; раздаточный материал включает: информацию о номере страницы в учебнике, дополнительную информацию о соответствующей реформе, опорные понятия, вопрос проблемного характера – см. Приложение).
Если возникнут вопросы, не стесняйтесь, поднимайте руки, я подойду.
Работа в группах - 5 минут.
Защита работы - 1-2 минуты.
Обобщение учителя
Мы проанализировали реформы Александра П. Выяснили, что в Российской империи был провозглашен принцип всесословности, все сословия принимали участие в выборах. Преимущество у дворян. Возместили ли дворянству утрату прежней власти?
4. Закрепление
Решение проблемного вопроса.
Реформы либеральные - либерализм (страница 10) - течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (определение понятий).
Театр-экспромт: «Импровизация на тему....»
Работа в группах. Разыграть театр - экспромт, (подготовка - 3-4 минуты).
По истечении данного времени группы показывают подготовленные инсценировки. Учитель оценивает работу каждой группы.
Группам учащихся раздаются задания на карточках:
1. «Земская реформа»
Сюжет: Заседание земского собрания.
Роли: Земские гласные (2 человека); Члены управы (2); Председатель уездной управы; Ходатаи (1).
Ходатай просит починить дорогу, чтобы наладить торговлю.
1-й Ходатай: Господа земские гласные. Торговля совсем плохо идет. Дорогу бы починить. Помогите.
Председатель уездной управы: (ваш вариант ответа)
По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя.
2. «Военная реформа»
Роли: Сельский староста; Крестьяне.
Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше-то тоже забирали, да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть...(Составьте диалог.)
По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя.
3. «Судебная реформа»
Дело о краже курицы. Курица забралась в чужой огород, владелец которого ее поймал и сварил. Хозяин курицы предъявил иск в волость.
Роли: Крестьянин-обвиняемый, Крестьянин-обвинитель, Волостной старшина, члены волостного суда (4).
(Приговор - пороть (до 27 розог) + штраф (до Зр. ).
Выпоротый решает пожаловаться мировому судье на причиненный его доброму имени ущерб. (Составьте диалог.)
По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя.
Обобщение учителя.
5. Оценивание учащихся. Домашнее задание
Подведение итогов (учитывается количество жетонов, которые имеют разные цвета, символизирующие дифференцированные вопросы). Оценки.
Домашнее задание: прочитать параграф 21, страницы учебника 130-135, уметь сравнивать реформы, составить свои тесты, ребусы по понятиям.
Спасибо за урок! Благодарю за сотрудничество!