Предмет: История Нижегородского края
Класс: 7
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: практическая работа
Цели урока:
в ходе изучения нового материала учащиеся должны…
- образовательные: знать археологические памятники на территории края, территории расселения племен, основные понятия; хронологию данного этапа в истории Нижегородского края;
- развивающие: уметь работать с документами, анализировать события, делать выводы, сравнивать, выделять главное; самостоятельно работать с литературой, словарями, картой; работать в группах; составлять таблицы; слушать отвечающих одноклассников;
- воспитательные: понимать связь истории родного края с историей России.
Оборудование: карта Нижегородского края, литература по истории Нижегородского края, документы, словари, записи терминов на доске.
Дидактический материал: карточки с заданиями, контурные карты, атласы.
Основные понятия урока: археологическая культура, этногенез, пряслице, селище, археология, городище
Литература:
- История Отечества: Энциклопедический словарь / Сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Кареев, Е. И. Куксина и др. — М.: БРЭ, 1999. — 720 с.
- Матюшин, Г. Н. Археологический словарь / Г. Н. Матюшин. — М.: Просвещение, 1996. — 304 с.
- Наш край. — 2 изд., испр. — Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1998. — 432 с.
- Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах и мнениях: Хрестоматия. — М., 1992.
- Нижегородский край: факты, события, люди. — 2 изд., перераб. и доп. — Н. Новгород: НГЦ, 1997. — 375 с.
- Садохин, А. П. Этнология: Уч. для студ. вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. — 2 изд. — М.: Академия, 2003. — 320 с.
- Федоров, В. Д. История Нижегородской области: Книга для чтения / В. Д. Федоров, А. И. Тюрина, О. Ю. Лапшина. — 4 изд., перераб. и доп. — Арзамас: АГПИ, 2004. — 300 с.
План урока:
- Организационный этап (2 мин.)
- Мотивационный этап (3 мин.)
- Усвоение новых знаний (30 мин.)
- Закрепление материала (5 мин.)
- Итоги урока (5 мин.)
Ход урока
Этапы и учебно-воспитательные задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Теоретическое (психолого-педагогическое) обоснование | ||||
1.Организационный Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию 2 мин. |
Здравствуйте ребята! Учитель отмечает отсутствующих, обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку, берет психологическую паузу. | Учащиеся приветствуют учителя молча, встав из-за парт. Дежурные подают сведения об отсутствующих. Ученики концентрируют внимание, настраиваются на работу. | Учитель выясняет причину отсутствия, сопереживает, больным, создается атмосфера доброжелательности, симпатии. Обращает внимание на внешний вид. Психологическая пауза выражает намерение перейти к уроку, мобилизует уч-ся на деловой настрой урока. | ||||
2.Подготовка учащихся к активному
усвоению нового материала Задачи: организовать и целенаправить познавательную деятельность, подготовить учащихся к усвоению нового материала, сформировать целенаправленный характер деятельности, научить формулировать цели и находить средства для их реализации 3 мин. |
Ребята из курса истории России вы
знаете периодизацию истории. Какой был первый
этап в истории человеческого общества? Как вы думаете, на основе каких сведений историки изучают данный период истории? А что происходило на территории Нижегородского края в это время? Как вы думаете, чему же мы посвятим сегодняшний урок? |
Первобытно-общинный строй.
На основе различных археологических находок: вещей, орудий труда, украшений и т. п. Жили какие-то племена, общины и т. п. Истории Нижегородского края в древности! |
Эвристическая беседа позволяет уч-ся увидеть проблему, поставить перед собой цель и спланировать план действий, помогает активизировать ранее полученные знания. Создается ситуация успеха | ||||
3.Усвоение новых знаний Задачи: дать конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи вопроса, добиться изучения способов, путей и средств, которые привели бы к данному обобщению, добиться усвоения метода воспроизведения изученного материала, выработать соответствующие умения и навыки. 30 мин. |
Давайте запишем тему урока:
“Нижегородский край в древности. Первые
сведения из истории края”. Учитель записывает
тему урока на доске. Сейчас вам нужно будет разделиться на три группы. Каждая группа получает задание: Ищет и выписывает в тетрадь определения терминов, которые записаны на доске. Вы должны использовать литературу и словари, которая лежит у вас на партах. Стоянки древних людей и поселения родовых общин на территории края. Заполните таблицу:
Расселение племен на территории края. Вы должны отметить на К/К территорию расселения племен. На работу в группах отводится 10 минут. После того, как вы всё сделаете, каждая группа должна выступить по своей тематике с небольшим докладом-отчетом. Остальные группы должны зафиксировать все в тетради. После прослушивания докладов задают вопросы, обсуждают (15 минут).
А теперь давайте возьмём хрестоматии и попробуем документально подтвердить всё то, что сейчас узнали из литературы. |
Записывают тему урока в тетради.
Учащиеся делятся на группы. Каждая группа начинает выполнять своё задание. Прогнозируемый результат: 1 группа (см. Приложение 1)
2 группа (см. Приложение 2)
3 группа (см. Приложение 3)
После подготовки представители от групп докладывают о проделанной работе, остальные фиксируют материал в тетрадях, задают вопросы. Уже в летописях IX в. говориться о заселении территории Нижегородского края различными племенами: муромой, мордвой, мещерами, черемисами. |
Групповая работа способствует развитию
коммуникативных, организационных способностей,
развитию твердой позиции. Практическая работа с литературой, словарями и картой способствует овладению основными навыками поиска новых знаний, приобщает к самостоятельной работе, учит выделять главное. Частично-поисковый метод Создается ситуация успеха.
Поисково-исследовательский метод. Создается ситуация успеха. |
||||
4. Закрепление материала Задачи: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы дома, добиться повышения уровня осмысления изучаемого матер. и глубины его понимания 5 мин. |
Итак, мы проделали серьёзную работу по
изучению истории Нижегородского края в
древности. Давайте теперь вспомним, что мы узнали
и сделаем выводы по нашей теме.
Какие племена жили на территории нашего края в I тыс. н. э.? Назовите два союза мордовских племен? С какого времени в Среднее Поволжье проникают славянские племена? |
Примерные ответы учащихся. Мы узнали новые понятия: археологическая культура, археология, городище, селище, этногенез. Уже в древности территорию нашего края заселяли различные общности, относящиеся к разным культурам. В связи с этим археологи на территории края находят различные вещественные памятники: поселения, могильники, орудия труда, оружие, украшения и т. п. Мордва, марийцы, мурома. Эрзя и мокша. С X в. |
Эвристическая беседа. Активизирует
знания учеников, создается настрой на активную
работу. Создается ситуация успеха.
Фронтальный опрос, создается ситуация успеха. |
||||
5.Итоги урока Задачи: выставление оценок, инструктаж по домашнему заданию 5 мин.
|
Ребята, сегодня хорошо поработали!
Отличившимся ученикам выставляются оценки. Д/з пишется на доске: знать записи в тетради. Плюс творческое задание на выбор: составить кроссворд по данной теме (не менее 10 слов) или нарисовать орудие труда, оружие какой-либо археологической культуры Нижегородского края или написать сочинение-эссе по истории Нижегородского края “Путешествие на машине времени в прошлое” (в рассматриваемый период). |
Выставляют оценки в дневники. Записывают д/з. Если что-то непонятно, то задают вопросы. |
Создается ситуация успеха. Дается методика выполнения домашнего задания. |