Урок по краеведению на тему "Нижегородский край в древности. Первые сведения по истории края"

Разделы: История и обществознание


Предмет: История Нижегородского края

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: практическая работа

Цели урока:

в ходе изучения нового материала учащиеся должны…

  • образовательные: знать археологические памятники на территории края, территории расселения племен, основные понятия; хронологию данного этапа в истории Нижегородского края;
  • развивающие: уметь работать с документами, анализировать события, делать выводы, сравнивать, выделять главное; самостоятельно работать с литературой, словарями, картой; работать в группах; составлять таблицы; слушать отвечающих одноклассников;
  • воспитательные: понимать связь истории родного края с историей России.

Оборудование: карта Нижегородского края, литература по истории Нижегородского края, документы, словари, записи терминов на доске.

Дидактический материал: карточки с заданиями, контурные карты, атласы.

Основные понятия урока: археологическая культура, этногенез, пряслице, селище, археология, городище

Литература:

  1. История Отечества: Энциклопедический словарь / Сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Кареев, Е. И. Куксина и др. — М.: БРЭ, 1999. — 720 с.
  2. Матюшин, Г. Н. Археологический словарь / Г. Н. Матюшин. — М.: Просвещение, 1996. — 304 с.
  3. Наш край. — 2 изд., испр. — Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1998. — 432 с.
  4. Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах и мнениях: Хрестоматия. — М., 1992.
  5. Нижегородский край: факты, события, люди. — 2 изд., перераб. и доп. — Н. Новгород: НГЦ, 1997. — 375 с.
  6. Садохин, А. П. Этнология: Уч. для студ. вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. — 2 изд. — М.: Академия, 2003. — 320 с.
  7. Федоров, В. Д. История Нижегородской области: Книга для чтения / В. Д. Федоров, А. И. Тюрина, О. Ю. Лапшина. — 4 изд., перераб. и доп. — Арзамас: АГПИ, 2004. — 300 с.

План урока:

  1. Организационный этап (2 мин.)
  2. Мотивационный этап (3 мин.)
  3. Усвоение новых знаний (30 мин.)
  4. Закрепление материала (5 мин.)
  5. Итоги урока (5 мин.)

Ход урока

Этапы и учебно-воспитательные задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Теоретическое (психолого-педагогическое) обоснование
1.Организационный

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

2 мин.

Здравствуйте ребята! Учитель отмечает отсутствующих, обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку, берет психологическую паузу. Учащиеся приветствуют учителя молча, встав из-за парт. Дежурные подают сведения об отсутствующих. Ученики концентрируют внимание, настраиваются на работу. Учитель выясняет причину отсутствия, сопереживает, больным, создается атмосфера доброжелательности, симпатии. Обращает внимание на внешний вид. Психологическая пауза выражает намерение перейти к уроку, мобилизует уч-ся на деловой настрой урока.
2.Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала

Задачи: организовать и целенаправить познавательную деятельность, подготовить учащихся к усвоению нового материала, сформировать целенаправленный характер деятельности, научить формулировать цели и находить средства для их реализации

3 мин.

Ребята из курса истории России вы знаете периодизацию истории. Какой был первый этап в истории человеческого общества?

Как вы думаете, на основе каких сведений историки изучают данный период истории?

А что происходило на территории Нижегородского края в это время?

Как вы думаете, чему же мы посвятим сегодняшний урок?

Первобытно-общинный строй.

 

На основе различных археологических находок: вещей, орудий труда, украшений и т. п.

Жили какие-то племена, общины и т. п.

Истории Нижегородского края в древности!

Эвристическая беседа позволяет уч-ся увидеть проблему, поставить перед собой цель и спланировать план действий, помогает активизировать ранее полученные знания. Создается ситуация успеха
3.Усвоение новых знаний

Задачи: дать конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи вопроса, добиться изучения способов, путей и средств, которые привели бы к данному обобщению, добиться усвоения метода воспроизведения изученного материала, выработать соответствующие умения и навыки.

30 мин.

Давайте запишем тему урока: “Нижегородский край в древности. Первые сведения из истории края”. Учитель записывает тему урока на доске.

Сейчас вам нужно будет разделиться на три группы. Каждая группа получает задание:

Ищет и выписывает в тетрадь определения терминов, которые записаны на доске. Вы должны использовать литературу и словари, которая лежит у вас на партах.

Стоянки древних людей и поселения родовых общин на территории края. Заполните таблицу:

Стоянка, культура, крупные могильники Датировка на тер. края Территория Краткая характеристика

Расселение племен на территории края. Вы должны отметить на К/К территорию расселения племен.

На работу в группах отводится 10 минут. После того, как вы всё сделаете, каждая группа должна выступить по своей тематике с небольшим докладом-отчетом. Остальные группы должны зафиксировать все в тетради. После прослушивания докладов задают вопросы, обсуждают (15 минут).

 

А теперь давайте возьмём хрестоматии и попробуем документально подтвердить всё то, что сейчас узнали из литературы.

Записывают тему урока в тетради.

 

Учащиеся делятся на группы.

Каждая группа начинает выполнять своё задание.

Прогнозируемый результат:

1 группа (см. Приложение 1)

 

2 группа (см. Приложение 2)

 

3 группа (см. Приложение 3)

 

После подготовки представители от групп докладывают о проделанной работе, остальные фиксируют материал в тетрадях, задают вопросы.

Уже в летописях IX в. говориться о заселении территории Нижегородского края различными племенами: муромой, мордвой, мещерами, черемисами.

Групповая работа способствует развитию коммуникативных, организационных способностей, развитию твердой позиции.

Практическая работа с литературой, словарями и картой способствует овладению основными навыками поиска новых знаний, приобщает к самостоятельной работе, учит выделять главное.

Частично-поисковый метод

Создается ситуация успеха.

 

 

 

 

 

 

 

Поисково-исследовательский метод. Создается ситуация успеха.

4. Закрепление материала

Задачи: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы дома, добиться повышения уровня осмысления изучаемого матер. и глубины его понимания

5 мин.

Итак, мы проделали серьёзную работу по изучению истории Нижегородского края в древности. Давайте теперь вспомним, что мы узнали и сделаем выводы по нашей теме.

 

 

 

Какие племена жили на территории нашего края в I тыс. н. э.?

Назовите два союза мордовских племен?

С какого времени в Среднее Поволжье проникают славянские племена?

Примерные ответы учащихся.

Мы узнали новые понятия: археологическая культура, археология, городище, селище, этногенез.

Уже в древности территорию нашего края заселяли различные общности, относящиеся к разным культурам. В связи с этим археологи на территории края находят различные вещественные памятники: поселения, могильники, орудия труда, оружие, украшения и т. п.

Мордва, марийцы, мурома.

Эрзя и мокша.

С X в.

Эвристическая беседа. Активизирует знания учеников, создается настрой на активную работу. Создается ситуация успеха.

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос, создается ситуация успеха.

5.Итоги урока

Задачи:

выставление оценок, инструктаж по домашнему заданию

5 мин.

 

Ребята, сегодня хорошо поработали! Отличившимся ученикам выставляются оценки.

Д/з пишется на доске: знать записи в тетради. Плюс творческое задание на выбор: составить кроссворд по данной теме (не менее 10 слов) или нарисовать орудие труда, оружие какой-либо археологической культуры Нижегородского края или написать сочинение-эссе по истории Нижегородского края “Путешествие на машине времени в прошлое” (в рассматриваемый период).

Выставляют оценки в дневники.

Записывают д/з. Если что-то непонятно, то задают вопросы.

Создается ситуация успеха.

Дается методика выполнения домашнего задания.