Как учитель историко-обществоведческого цикла считаю, что вопрос изучения Конституции очень важен. О важности данного вопроса говорит и Указ Президента России от декабря 1994 года.
Конституция не только достаточно сложный, но и большой политико-правовой документ (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей, 9 положений). Глубокая проработка этого документа требует немало времени. Но с отдельными положениями учащихся нужно обязательно знакомить. Изучать этот документ можно только с его текстом в руках. Именно работа с текстом поможет разобраться в ее содержании, понять главные мысли, идеи и главное – убедиться в том, что Конституцию следует глубоко уважать. С уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни.
Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
На этот же вопрос демократически настроенные политики ответят – чтобы ограничить власть правителей. Принимая Конституцию, граждане стремятся оградить себя от их всевластия. Давайте обратимся к Конституции РФ и РТ, мы увидим разделы о Президенте, парламенте, правительстве. В них определена сфера их деятельности, порядок их выбора. В этом и заключается ограничение их власти. Они могут делать то, что указано в Конституции, но не более того. Высший же смысл и назначение Конституции как закона – это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным.
Цели и задачи:
- выяснить, что такое Конституция, и какова её роль в жизни общества;
- рассмотреть основные права и обязанности граждан России, зафиксированные в Конституции РФ и РТ;
- познакомиться с функциями органов государственной власти РФ и РТ.
Основные понятия: Конституция, правовой статус человека.
Форма урока: групповая, метод – работа с документами.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- документы – Конституции РФ, РТ;
- толковый словарь.
Вопросы для изучения:
- Что такое Конституция?
- Правовой статус человека.
- Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
- Органы государственной власти в РФ и РТ
ХОД УРОКА
Вступление: учитель формулирует тему урока, говорит о ее актуальности, кратко ставит цели и задачи.
- Начнем нашу работу с понятия “Конституция”.
Ваши ассоциации на понятие? Работаем 1 мин. (каждая группа записывает свои ассоциации в смысловые блоки. <Рисунок1>).
- На основе смысловых блоков ученики формулируют понятие “Конституция” (заслушиваются результаты работы в группах)
- Работа с толковым словарем – сравнение определения
- Работа с понятием “Конституция” (<Рисунок 1>)
Конституция (от латин. “устройство”) – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Учитель: Мы выяснили, что такое “Конституция”. Предлагаю вашему вниманию краткую историческую справку о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования. (Сообщение учащегося).
Учитель демонстрирует Конституцию РФ от 12 декабря 1993 года, зачитывает преамбулу и даёт краткую характеристику.
Для чего нужна конституция? (Беседа)
Учащиеся:
- Необходимо каждому знать свои права и обязанности.
- Конституция существует, как ограничитель власти правителей, тем самым граждане стремятся оградить себя от их всевластия.
- Важно ощущать себя гражданином собственной страны, а в Конституции зафиксированы права и свободы не просто человека, а гражданина.
- Далее идет работа с понятиями.
Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей человека.
Быть гражданином – это значит иметь права, установленные юридическими нормами, и получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным.
Учитель: Следующий этап нашего урока – практическая работа в группах.
(4 группы учащихся работают с карточками-инструкциями, в основе – тексты Конституции РФ и РТ + ситуативные задания)
Карточка-инструкция № 1
Источники: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой + Конституция РФ + Конституция РТ.
Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте п.5 §11 и п.5 стр. 96 учебника;
Конституция РФ гл.4 ст.80, 81, 84, 87 (1), ст.89, 90, 91.
Конституция РТ гл.2 ст.89, 90, 91 (3), 94.
ВОПРОС: Каковы основные функции и полномочия Президента РФ и Президента РТ как главы государства?
2) Рассмотрите ситуацию, ответ на которую нужно найти в Конституции РФ.
Два субъекта Федерации имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем?
Карточка-инструкция № 2
Источники: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой + Конституция РФ + Конституция РТ.
Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте п.5 §11 и п.5 стр. 96 учебника;
Конституция РФ гл.6 ст.110, 111 (1), ст.114
Конституция РТ гл.3 ст.99 (1), 100, ст.103 (начало)
Конституция РФ гл.7 ст.125 (1), (4), ст.126, 127 (начало)
ВОПРОС: Как формируется Правительство РФ и перед кем оно ответственно за свою работу?
Чем занимается Правительство?
2) Рассмотрите ситуацию, ответ на которую нужно найти в Конституции РФ.
Президент предлагает вернуть часть российской территории государству, которому она принадлежала ранее. Жители этого региона требуют права решающего голоса в разрешении этого вопроса. Допускает ли это Конституция РФ.
Карточка-инструкция № 3
Источники: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой + Конституция РФ + Конституция РТ.
Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте стр. 93–95 §11 учебника;
Конституция РФ гл.2.
Конституция РТ раздел 2.
ВОПРОС: Как классифицируются основные права и свободы человека и гражданина в России? Какие правовые обязанные человека перед обществом и государством определены в Конституции РФ и РТ?
Какие правовые обязанности человека перед обществом и государством?
2) Рассмотрите ситуацию, ответ на которую нужно найти в Конституции РФ.
Президент предлагает перенести очередные выборы на неопределённый срок и ввести чрезвычайное положение. Парламент категорически против. Как разрешается этот конфликт в соответствии с Конституцией РФ.
Карточка-инструкция № 4
Источники: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой + Конституция РФ + Конституция РТ.
Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте п.5 §11 учебника;
Конституция РФ гл.5 ст.94, 95, 96 (1), 97(1), 102, 103, 109(1).
Конституция РТ раздел IV ст.67, 68, 69, 75(1, 3, 4, 5, 7).
ВОПРОС: Какое положение занимает Федеральное Собрание в системе органов государства?
Каковы структура и основные направления деятельности Федерального Собрания?
2) Рассмотрите ситуацию, ответ на которую нужно найти в Конституции РФ.
Совет Федерации предлагает изменить законы РФ в соответствии с нормами международного права. Государственная Дума считает, что это ограничит независимость России. Какие пути разрешения этого конфликта предлагает Конституция РФ?
Выступления с итогами работы по группам. (<Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>)
Подведение итогов:
Учащиеся в группах заполняют лист самооценки, отвечая на вопросы:
- как работала группа?
- что особенно понравилось или не понравилось на уроке?
- чем заинтересовались?
- оцените свою работу в группе.
Домашнее задание по выбору: таблица или “Синквейн”.
Заполните таблицу, прочитав §11 (<Рисунок 5>).