“Любовь к родному краю питает любовь к Родине”
А.С. Барков.
Доктор географических наук.
Роль и значение общеобразовательной подготовки в ссузах не исчерпываются приобретением студентами знаний и умений, требующихся для успешного освоения своей профессии.
Гармоничное развитие личности – задача каждого учебного заведения. Выпускник, обладающий высокими нравственными ценностями, а именно: любовью к Родине, уважением к старшим, высоким профессионализмом, ответственностью за себя и семью – сможет не растеряться в современном обществе.
Сегодня огромное внимание уделяется предметам общеобразовательного цикла, формирующих целостную систему универсальных знаний, а также гражданскую ответственность, духовность и культуру.
Общеобразовательные гуманитарные знания дают возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление. Они воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, с развитым чувством социальной и нравственной ответственности, что требует сегодняшнее время.
Одним из основных предметов общеобразовательного гуманитарного цикла является история, а важная составляющая исторического образования сегодня – региональный компонент.
В соответствии с идеями модернизации российского образования важная составляющая исторического образования сегодня – региональный компонент.
В Законе РФ “Об образовании” говорится о необходимости регионального компонента стандарта профессионального образования.
Под региональным компонентом содержания образования необходимо понимать систему историко-культурных, психолого-педагогических, социально-экономических знаний, характеризующих историю развития конкретного региона, способов деятельности, связанных с традиционными видами искусства, социальными отношениями людей и направленных на формирование национального самосознания, гуманитарного мировоззрения, обеспечивающих органичное вхождение в социокультурную среду региона [1].
История распорядилась так, что крупнейший регион России – Поволжье – оказался непосредственной зоной контакта двух культур – азиатской и европейской, что наш край всегда отличался пёстрым национальным составом, многоконфессиональностью. Этим обстоятельством объясняются многие особенности культуры, хозяйственного уклада и традиций народов Астраханской области.
Хоть ты не велика, но торг тебя прославил.
И дальних множество племён к тебе направил.
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь в обе разом входит.
Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть…
Пауль Флеминг
Дисциплина “История региона” введена в учебный план дневного и заочного отделения Астраханского колледжа вычислительной техники в 2005/2006 учебном году как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить духовность, гражданственность, глубокое уважение к историческому и культурному прошлому своего края, сформировать чувства патриотизма и духовного единства на основе общности исторических судеб народов.
В связи с чем ставятся следующие задачи:
- дать основы знаний о регионе;
- раскрыть значимость окружающего мира для жизнедеятельности человека;
- пробудить познавательный интерес к родному краю;
- сформировать культурологический потенциал.
Дисциплина изучается на 3-ем курсе на всех отделениях. Курс рассчитан на 57 часов, из которых 8 отведено на практические занятия.
На лекционных занятиях постоянно решаются основные задачи, которые стоят в процессе преподавания дисциплины “История региона”:
Дать учащимся представление о своеобразии исторического развития Астраханской области в контексте общероссийского и общемирового цивилизационного процесса.
Сформировать полное и ценностное отношение к историко-культурному наследию региона. (Например, в теме “Заселение Астраханского края” обращается внимание на тесное сплетение культурного влияния Европы и Азии; отсюда этническая пестрота народов нашего края, соседство православного храма, мусульманской мечети и буддийского хурула).
На занятиях учащиеся активно выступают с творческими докладами и сообщениями, часто поднимая острые проблемы исторического развития края (например: какое влияние на развитие Астраханского края оказало “великое переселение народов”; чем объясняется резкий рост населения Астраханской области в XIX веке?).
На практических занятиях организуются экскурсии в Краеведческий музей, в Астраханский кремль, по “купеческой” Астрахани и даже на раскопки столицы Золотой Орды Сарай Бату (сегодня это село Селитренное Харабалинский район Астраханской области) др.
Наиболее заинтересованные студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. В ходе поисковой работы учащиеся с интересом узнают, что Астраханский край в древности – это край кочевых племён, изучают, откуда и когда именно их предки пришли в наш край, что означает их фамилия и т.д. Это подталкивает студентов к дальнейшим добровольным поискам. Они начинают больше общаться с родственниками, находят в семейных архивах фотографии, различные реликвии, пытаясь через историю понять и осмыслить пройденный народами Астраханского края исторический путь.
Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края.
Одна из тем дисциплины знакомит учащихся со строительством русской Астрахани (после присоединения Астраханского ханства к России в 1556 году). Особое место в этой теме отводится истории Астраханского Кремля.
Студентам предлагается изучить постройки Кремля по историческим картам, затем прослушать лекционный материал и просмотреть презентацию.
Рисунок 1. План Кремля и Белого города в Астрахани. По рисунку А. Олеария 1636 г.
И только после посещения на практическом занятии Астраханского Кремля учащимся предоставляется схема и предлагается выполнить задание:
“Путешествие по Астраханскому кремлю”.
Кремль получил современную конфигурацию в первой четверти XVII века. В начале он имел 8 башен, теперь сохранилось только 7.
Рисунок 2.
Поставьте в кружочках на плане Кремля номера башен и строений в соответствии с их названием.
- Троицкий собор.
- Никольские ворота.
- Пречистенские ворота.
- Лобное мecmo.
- Архиерейская башня.
- Житная башня.
- Вopoma водяные (тайные),
- Крымская башня.
- Успенский собор.
- Артиллерийская (пыточная) башня.
- Башня “Красные ворота”.
- Кирилловская часовня.
Одно из заданий практической работы предусматривает сбор и оформление материала по теме “Улицы моего города”. Работа по выполнению задания может выполняться индивидуально или в паре. В практической работе студентам предлагается:
- Выберите одну из улиц города.
- Узнайте историю происхождения её названия (если название менялось, укажите на какое и по какой причине).
- Пройдитесь по улице пешком. Составьте примерный маршрут вашего пути, укажите достопримечательности улицы: памятные места, памятники, дома с памятными досками. При возможности сфотографируйте памятные места или зарисуйте.
- Прочитайте о памятных местах в справочнике.
- Оформите собранный материал в альбом.
Выполняя это задание, путешествуя по историческим набережным города в его прошлое и настоящее, знакомясь с достопримечательностями, учащиеся учатся любить свой край.
Составляя план маршрута, и фотографируя памятники архитектуры, город становится понятнее и ближе.
Сама Астрахань пробуждает интерес к отечественной истории, воспитывает уважительное отношение к участникам и свидетелям истории.
Зарисовки студентов и уникальные фотографии становятся шедеврами на стендах и выставках посвящённых родному городу.
Приложение 2. Дом купца Тетюшинникова на улице Коммунистической
Главное богатство любой страны заложено в культуре её многочисленных этносов.
Вот и Астраханская область – словно крошечная модель России: здесь живут более 100 национальностей.
Здесь на левом берегу – наций сто,
И на правом берегу – наций сто,
И у моря, где сто речек сродни,
На планете мы такие – одни!Здесь на левом берегу – земляки,
И на правом берегу – земляки,
И у моря, где впадает река –
Это родина моя на века!
Павел Морозов. Астраханский поэт.
Выучив и прочитав такие стихи на занятиях по теме “Народы Астраханского края” вряд ли кто останется равнодушным к истории своего народа. Данная тема знакомит с вековыми традициями, самобытной культурой коренных народов края, с национальными особенностями проведения праздников.
Население Нижнего Поволжья представляет собой весьма пеструю картину. Здесь происходило формирование совершенно нового и самобытного явления, характерного только для Астраханского края.
К коренным народам относятся: русские, татары, казахи, калмыки, ногайцы. Кроме этого здесь проживают немцы, армяне, индийцы, цыгане, турки… В последние годы состав населения области увеличился за счёт переселения народов Дагестана и Чечни.
При многовековой общей жизни на одной территории между народами сложилось уникальное уважение друг к другу, веротерпимость.
Укреплению принципов взаимопонимания и добрососедства между народами, населяющих нашу область в настоящее время, направлены темы “Народы Астраханского края”.
Отдельные темы посвящены музыкальному наследию (музыкальному фольклору, национальным музыкальным инструментам).
Без песен, танцев, музыки не может быть полной радости в жизни.
Песни и танцы всегда являются украшением любого события. А калмыцкие танцы – это имитация движений птиц и животных. Живой интерес вызывает прослушивание игры национальных музыкальных инструментов.
Например: домбра и гармошка были у калмыцкого народа главными музыкальными инструментами на народных праздниках и свадьбах. Другой традиционный музыкальный инструмент – моринхуур. Наигрыши на нём можно услышать на занятиях по регионоведению, и даже попробовать сыграть самому.
Заканчивается курс “История региона” написанием реферата, творческой работы в виде исследования, презентации, эссе. Тему работы студент может выбрать либо самостоятельно, либо с помощью преподавателя (но с учётом интереса студента).
В выборе темы нет никаких ограничений, она может касаться социально-экономических, политических, культурных и других проблем Астраханской области. Приложение 3 (Файлы приложения, можно получить у автора).
Как показывает опыт, изучение историко-культурного наследия своего края воспитывает у студентов чувства самоуважения, национальной гордости, способствует их социализации, пониманию своих исторических корней.
Реализация регионального компонента в колледже способствует общекультурному развитию студентов, создаёт возможности в решении образовательных, воспитательных, развивающих и профессиональных задач.
Литература: Агафонова Н.Н. К вопросу о содержании этнокультурного компонента в высшей школе/ Н.Н. Агафонова// Реальность этноса. – Спб., 2001. - c. 24-26