Цели и задачи урока:
- Повторить, обобщить и структурировать знания учащихся по теме “Киевская Русь”, сформировать целостное представление о Киевской Руси, о процессах, которые происходили в Древней Руси. Дать характе6ристику деятельности первых русских князей в образовании и укреплении единого государства.
- Развивать умения анализа и синтеза, логическое мышление, память. Находить причинно – следственные связи, умение соотносить дату, событие, следствие. Способствовать развитию навыка работать с дополнительными источниками. Формировать умение работать с исторической и контурной картами.
- Воспитание любви к Родине, уважение к богатому наследию русской культуры и истории, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи, уважения друг к другу, к окружающему миру.
Оборудование:
- костюмы,
- игровое поле с заданием,
- карта “Киевская Русь IX –XII вв.”,
- аудиозапись русских народных песен,
- атрибуты быта Древней Руси (прялка, сундук, половик, бересто, колесо с лентами),
- карточки с заданием,
- оформленные кошели,
- гривны.
- все участники в русских народных костюмах
Оргмомент: Дорогие ребята, вот и настал наш праздник. Праздник Киевской Руси, т.к. сегодня мы должны с вами как можно больше, интереснее, занятнее рассказать о ней, чтобы нашим гостям тоже захотелось там побывать. А для этого мы должны сегодня показать свои знания, умения и навыки по данной теме. Доказать, что мы любим карту и умеем с ней работать, умеем доказывать свою точку зрения и уважать чужую. Итак, начинаем.
Перед вами игровое поле с заданиями, в течение игры поле становится чистым, за правильные ответы команды получают гривны, каждая в свой кошель, чтобы хорошо погулять на празднике, придется потрудиться. В игре участвуют 2 команды: Добры Молодцы и Красны Девицы. Каждая команда сидит за своим столом, украшенным в русском стиле.
(Звучит русская народная музыка) Входит учитель, одетый в русский народный костюм.
Вот и приветствует вас
Далекая, загадочная Киевская Русь.
Колесо с цветными ленточками – 9 штук. Лента не простая, а с заданием. “Объяснить значение слова или дать определение понятию”. По цвету выбирают задание.
1. Нестор | 4. Феодализм | 7. Рюрик |
2. Язычество | 5. Вотчина | 8. Натуральное хозяйство |
3. Полюдье | 6. Варяги | 9. Вече |
Задания нанесены на игровое поле, с обратной стороы которого написаны задания. Учащиеся выбирают поле.
1 задание. “Вспомним предков”
Назвать племена славян и их территорию, столицу ( ребята выходят к доске, работают с картой)
(Киев, Искорнь, Овручь, Чернобыль, Любеч, Смоленск, Заруб, Дорогобуж, Чернигов, Вышгород – Киев)
2 задание “Занятия славян”
Границы полюдья. Назовите становища и погосты. Начертите путь из Варяг в греки.
1 человек по карте цветным мелом или указкой, а команды работают с контурными картами.
3 задание “Восстанови изображение”
Команды собирают по заранее разрезанным фрагментам картины: “Крещение”, “Родовая община”
4 задание “Кто вы?”
Отгадай героя по фразе. (У каждой команды карточки с фразами и героями. Одна команда задает фразу, другая показывает героя)
- “Иду на вы” – Святослав.
- Крестил Русь – Владимир.
- Отомстила за смерть мужа – Ольга.
- Написал первый русский закон – Ярослав Мудрый.
5 задание “Как это было?”
Расставьте в хронологической последовательности события с комментарием.
Месть Ольги (по легенде). | Подсечно-огневая смстема. |
У каждой команды набор рисунков по одному событию, их надо расположить в нужной последовательности с комментарием. Участвуют все члены команды.
- Ладья.
- Баня.
- Пир.
- Птицы.
6 задание “Весна”
Раскрыть значение своего символа.
Каждая команда заранее приготовила что-то из символов весны на Руси. (Символ солнца – блины. Соломенное чучело.)
Испеченные жаворонки учитель вручает в начале задания, тоже требуя пояснения по этому поводу. Заканчивается задание хороводом под песню “Во кузнице”.
Обобщение по игре.
Подсчет гривен в кошелях команд. Выявление победителей. Награждение команд.
Творческое домашнее задание: Нарисовать рисунок или написать стихотворение о Древней Руси.
Вспомним предков | Занятия славян |
Восстанови изображение | Кто вы? |
Как это было? | Весна |