Подготовительный этап: класс разбит на группы (их было 4) по 4-5 человек, в каждой определен координатор, руководящий работой группы.
Группы занимаются сбором и оформлением материала, представляя определенный период (1801-1825 гг.; 1825-1855 гг.; 1855-1881 гг.; 1881-1894 гг.) по рубрикам: хронологический обзор, характеристика императора, определяющее событие, выдающаяся личность, главная идея, шедевр искусства, музыкальное произведение.
Учитель составляет свободную таблицу, где отражены периоды и рубрики – данная таблица заполняется школьниками на уроке, а часть – при подготовке к занятию (рубрики: научное открытие, техническое изобретение, памятник архитектуры, скульптуры). Такие таблицы-заготовки готовятся на каждого ученика. Учитель консультирует координаторов групп, помогает в отборе материала.
Ход занятия: В начале урока звучит запись музыки П. И. Чайковского, на этом фоне учитель дает краткую характеристику противоречивого XIX века в истории России, определяет цели и задачи урока: 1) обобщить занятия по теме, создать целостный образ XIX века; 2) повысить мотивацию к обучению; 3) формирование умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать нужный материал; 4) способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Каждая группа в течении 10-12 минут выступает с сообщениями по рубрикам своего периода. При этом остальные учащиеся заполняют таблицу, задают выступающим вопросы. Учитель помогает обобщать материал, активизирует работу класса. Координаторы групп представляют литературу, источники, которые использовались в процессе подготовки к уроку. Все материалы отпечатаны, оформлены по периодам в отдельные папки.
Следующий этап работы – мысли великих людей о XIX веке в истории России. Ребятам учитель зачитывает (оформлено на доске или мониторе компьютера) высказывания Маркиза де Кюстина, А. И. Герцена, А. С. Пушкина, А. Грибоедова, Ф. Сологуба и предлагает высказать свою точку зрения, согласие или несогласие с характеристиками века.
Затем учитель ставит проблемное задание:
определить, к какому периоду относится то или
иное графическое изображение (на карточках или
мониторе): 1) Реформы - К/реф Россия/промыш.
^ ; 2) Россия реформы —>; 3) Свобода
<—> Самодержавие ; 4) Креп. Право
—> Россия —>.
Заключительный этап занятия – подведение итогов, оценку работы координаторов дает учитель, оценки членам группы ставят координаторы. Сдаются оформленные материалы и делается краткий путеводитель “Россия. XIX век”, завершая проектную деятельность учащихся по данной теме.
Оснащение урока: исторические карты “Россия в XIX веке”, “Отечественная война 1812 года”; атласы, иллюстрации картин художников, записи музыкальных произведений.
Урок может проводится как в кабинете истории, так и в компьютерном классе.
Учитывая большой объем материала, занятие рассчитано на 2 урока или модуль.
Проиллюстрирую в качестве примера работу одной группы: период 1801-1825 гг. Был дан хронологический обзор событий; главным событием была определена, охарактеризована Отечественная война 1812 года (использовалась настенная карта); дана характеристика Александру I (материал взят из исторической энциклопедии и Словаря Брокгауза и Эфрона; использовались стихи А. С. Пушкина, и А. Шаховской); выдающейся личностью был представлен М. М. Сперанский; главная идея периода: России нужны перемены, чтобы выйти на уровень европейских держав; дана оценка историзма А. А. Иванова в мировой живописи, проанализирована его картина “Явление Христа народу”.
Вниманию ребят были предложены высказывания великих людей о XIX веке:
1.
О Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О, Родина моя!
Ф. Сологуб.
2.
Ужасный век…
Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю…
А. Грибоедов.
3.
Что же это, наконец, за чудовище, называемое Россией…
А. Герцен.
4.
Каждый, познакомившись с царской Россией, будет рад жить в какой угодно другой стране…
Маркиз де Кюстин.
5.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
А. Пушкин.