Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  • Систематизация пройденного материала
  • Закрепление важнейших фактов и основных понятий (историческая обусловленность и закономерность образования Русского централизованного государства, историческое значение образования единого Русского государства).

Цели:

  • Мониторинг уровня знаний
  • Совершенствование умения доказывать свобю точку зрения; умения делать выводы, обобщения; умение анализировать исторические документы, источники.

Ход урока

Презентация

I. Сообщение учащегося “Объединение русских земель”

№ слайда Текст
1. Повторительно-обобщающий урок “Объединение Руси” Тема урока. Разъяснение целей и задач урока + структура урока
2. Карта центров объединения Руси Середина ХV столетия застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных центров, к которым тяготели все остальные области, каждый из подобных центров проводил вполне независимую политику и противостоял внешним врагам. Преодоление раздробленности и образование единых национальных государств закономерность в развитии европейских стран в эпоху позднего Средневековья. Но, что бы объединение стало возможным, необходим ряд условий или предпосылок
3. Предпосылки объединения Эти предпосылки можно разбить на 3 группы:
  • политические,
  • социально-экономические,
  • этнические

Политические:

  • сохранение самобытных форм государственности на территории Северной и Северо-восточной Руси;
  • необходимость борьбы с внешними врагами;
  • усиление власти князей;
  • существование нескольких потенциальных центров объединения Руси.

Социально-экономические:  восстановление и развитие экономики после монголо-татарского нашествия. Этнические: единство этнической общности русского народа (на основе единства языка и культуры)

Такими центрами объединения были Москва, Великий Новгород, Тверь, А так же литовская столица – Вильно, которой подвластная была вся колоссальная русская область, именовавшаяся “Литовской Русью”. “Кто знал, что Москве государством слыти?” - спрашивали в ту эпоху русские книжники и летописцы, пытаясь осмыслить процесс “собирания земель” Северо-восточной Руси под главенством московских князей. Своей роли – центра объединения земель – Москва была обязана многим причинам.

4. Причины возвышения Москвы (выходят по мере их говорения) Прежде всего Москва занимала выгодное геополитическое положение. Она находилась на пересечении водных и сухопутных путей, что позволило ей стать быстро растущим торговым центром. Земли соседних княжеств и окрестные густые леса в какой-то мере прикрывали Москву от набегов. Большую роль в возвышении Москвы сыграли гибкая политика московских князей и проявление ими умения использовать слабости и просчеты соперников. После восстания в Твери 1327 г. золотая орда отказалась от сбора дани баскаками. Назначив московского князя Ивана Калиту – великим князем ордынцы возложили на него эту обязанности. И передали ему судебно- посреднические функции в решении споров между великими удельными князьями. Это решение сыграло важную роль в возвышении Москвы. Фактически в Москве начался процесс образования структуры сласти, ставшей впоследствии стержнем российской государственности. Спокойная и относительно зажиточная жизнь в Московии привлекала в нее жителей соседних княжеств, что способствовало росту народонаселения. С 1326 г. Москва стала – церковной столицей Руси – резиденцией митрополита. Возрождение Руси требовало не только материальных средств нужен был моральный импульс.
5. Поединок Челубея и Пересвета. Куликовская битва 1380 г. Таким импульсом стала победа в Куликовской битве над ордынским войском. В 1380 году беклярибек и фактический правитель Орды – Мамай повел свое войско на Русь. Московский князь Дмитрий донской за месяц смог собрать общерусское войско под единым командованием и развеять миф о непобедимости монголо-татарского войска. Москва стала безусловным лидером, вождем в деле объединения. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Кострома, обширные территории в Заволжье и другие земли.
6. Карта “Присоединение Нижегородского и Муромского княжеств” Сын Дмитрия Донского Василий I еще больше укрепил положение Москвы. Он присоединил Нижегородское и Муромское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. Более того, подавляющая часть князей, еще сохранявшая свой суверенитет. Вынуждены были в той или иной мере подчинятся ему. В военных и дипломатических отношениях с Ордой и Литвой Василий I выступал уже от имени всей Северо-восточной Руси.
7. Карта “Присоединение Тулы” К середине XV в. Московское княжество, включавшее в себя большую часть Северо-восточной Руси, представляло собой территориальное ядро формировавшегося русского государства. Завершающий этап создания единого государства занял примерно 50 лет и пришелся на время княжения Ивана III и его сына Василия III.
8. Новгород Великий – изображение города Наряду с московским княжеством наиболее крупным государственным образованием оставался Новгород Великий. Его боярство лавируя сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской республики.
9. Карта “Присоединение Ярославля и Твери” Уже к середине 70-х гг. XV в. К Москве были окончательно присоединены Ярославское и Ростовское княжества, а в 1485 г. в результате военного похода – Тверское княжество. Отныне, подавляющая часть северо-восточных русских земель входила в состав Великого княжества Московского.
10. Карта “Присоединение Новгорода” В 1471 г. Иван III предпринял поход против Новгорода, который принял характер общерусского ополчения против “изменников христианству”. Победив в сражении на р. Шелони новгородское ополчение, Иван III расправился со многими представителями знати, отобрав у них земли и отправив их самих в центральные районы страны. Однако независимость Новгорода еще сохранялась. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще обострилась, и в 1478 г. после семилетней дипломатической и военной борьбы Иван III сумел подчинить себе Новгородскую Республику. Ее самостоятельность была ликвидирована, вече распущенно, вечевой колокол увезен в Москву, в Новгороде поставлен наместник.
11. Карта единого русского государства В целом единое независимое русское государство было создано. С присоединением Новгорода и Вятской земли в состав единого государства вошли нерусские народы Севера и Северо-востока.

Иван III стал именовать себя государем всея Руси. В качестве государственного герба Иван III принимает византийского двуглавого орла.

Политику Ивана III продолжил его сын Василий III. При нем были присоединены Псков, Рязанская земля. В результате успешных войн с Литвой в к. XV-XVI вв. были присоединены Смоленская и частично черниговская земля. Русское государство вышло к верховьям Днепра, его граница проходила всего в 50-80 км. от Киева.

Таким образом в первой четверти XVI в. Завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского.

Территория государства охватила восточную и северные части бывших древнерусских земель. В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность. На западных русских землях, попавших под власть Литвы и Польши шло формирование украинской и белорусской народностей.

С конца XV в. Русское государство стало называться “Россия” - наименование, происходящее от византийского, греческого названия Руси.

II. Культура и быт XIV-XV вв.

12. Тема сообщения Культура и быт XIV-XV вв.

В III в. Русские земли подверглись монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел, были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в к. XIII в. оказалось, что техника строительства стала гораздо примитивнее, чем до нашествия.

Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (сарай, кафтан, колпак) и в восточных мотивах встречающихся в русском прикладном искусстве

13. Таблица “Периоды развития культуры XIII-XV вв.” Развитие культуры XIII-XV вв. разделяется на ряд этапов:
  1. От вторжения Батыя до сер. XIV в. Упадок культуры и начало ее возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с непострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые центры: Москва и Тверь.
  2. Вторая половина XIV – первая половина XVвв. Хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление рационалистических еретических учений.
  3. Вторая половина XV – начало XVI вв. Укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежнему жили в курных избах. Лишь в боярских хоромах топили “по-белому” с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем или слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

14. Одежда Одежда представителей разных слоев населения различалась материалом, но не покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать бархатное или парчовое. Боярские шубы шились из соболя и горностая. Крестьяне носили лапти, горожане –  кожаные сапоги.
15. Летописец Главной темой фольклора этого периода являлась битва против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных произведений эпохи. Фольклор XIII-XV вв. сохранил черты былинного эпоса Киевской Руси. В ряде исторических песен и былин богатыри князя Владимира чаще всего Илья Муромец и Алеша Попович участвуют в борьбе против татар. Особый цикл былин о Садко и Василии Буслаеве – сложившиеся в Новгороде.

В средневековой Руси была распространена грамотность.

Грамотными были не только служители церкви, но и многие горожане. С XIV в. Наряду с пергаментом использовалась привозная из Европы бумага. На смену “уставному” письму пришел более простой полуустав, а с конца XV в. – скоропись. Это говорит о распространении письменности. По-прежнему важнейшими произведениями письменности оставались летописи. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите.

В московских и тверских летописях отразилась борьба этих городов за первенство. Тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи напротив утверждали, что великое княжество – отчина московских князей.

Единой общей темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

16. Основные литературные произведения XIV-XV вв. Эта же тема преобладает и в литературе. В к. XIV – н. XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Оба произведения проникнуты восхищением подвигом русских воинов, патриотической гордостью. В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития часто имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма
17. Коллаж по храмам. В период монгольского нашествия множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со II половины XIV в. Москва.

Среди Новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне, Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице. Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные одноглавые с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. Было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во II четверти XIV в. В Московском Кремле были построены 4 каменных храма, разобранных в к. XV в. В 60-х гг. XIV в. При Дмитрии Донском был построен первый на Северо-востоке каменный Кремль.

18. Андрей Рублев В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавших из Византии, работал а Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности. Росписи Рублева сохранились в Успенском Соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона “Троица”. На иконе изображены трое ведущих беседу прекрасных юношей, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредотачивает внимание на главном – спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Многие искусствоведы и историки склоняются к тому, что “Троица” символизирует объединение русских земель, как едины Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

III. Тест (см Приложение 2 и Приложение 3)

Презентация

IV. Подведение итогов урока.