Задачи:
- Систематизация пройденного материала
- Закрепление важнейших фактов и основных понятий (историческая обусловленность и закономерность образования Русского централизованного государства, историческое значение образования единого Русского государства).
Цели:
- Мониторинг уровня знаний
- Совершенствование умения доказывать свобю точку зрения; умения делать выводы, обобщения; умение анализировать исторические документы, источники.
Ход урока
I. Сообщение учащегося “Объединение русских земель”
№ слайда | Текст |
1. Повторительно-обобщающий урок “Объединение Руси” | Тема урока. Разъяснение целей и задач урока + структура урока |
2. Карта центров объединения Руси | Середина ХV столетия застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных центров, к которым тяготели все остальные области, каждый из подобных центров проводил вполне независимую политику и противостоял внешним врагам. Преодоление раздробленности и образование единых национальных государств закономерность в развитии европейских стран в эпоху позднего Средневековья. Но, что бы объединение стало возможным, необходим ряд условий или предпосылок |
3. Предпосылки объединения | Эти предпосылки можно разбить на 3
группы:
Политические:
Социально-экономические: восстановление и развитие экономики после монголо-татарского нашествия. Этнические: единство этнической общности русского народа (на основе единства языка и культуры) Такими центрами объединения были Москва, Великий Новгород, Тверь, А так же литовская столица – Вильно, которой подвластная была вся колоссальная русская область, именовавшаяся “Литовской Русью”. “Кто знал, что Москве государством слыти?” - спрашивали в ту эпоху русские книжники и летописцы, пытаясь осмыслить процесс “собирания земель” Северо-восточной Руси под главенством московских князей. Своей роли – центра объединения земель – Москва была обязана многим причинам. |
4. Причины возвышения Москвы (выходят по мере их говорения) | Прежде всего Москва занимала выгодное геополитическое положение. Она находилась на пересечении водных и сухопутных путей, что позволило ей стать быстро растущим торговым центром. Земли соседних княжеств и окрестные густые леса в какой-то мере прикрывали Москву от набегов. Большую роль в возвышении Москвы сыграли гибкая политика московских князей и проявление ими умения использовать слабости и просчеты соперников. После восстания в Твери 1327 г. золотая орда отказалась от сбора дани баскаками. Назначив московского князя Ивана Калиту – великим князем ордынцы возложили на него эту обязанности. И передали ему судебно- посреднические функции в решении споров между великими удельными князьями. Это решение сыграло важную роль в возвышении Москвы. Фактически в Москве начался процесс образования структуры сласти, ставшей впоследствии стержнем российской государственности. Спокойная и относительно зажиточная жизнь в Московии привлекала в нее жителей соседних княжеств, что способствовало росту народонаселения. С 1326 г. Москва стала – церковной столицей Руси – резиденцией митрополита. Возрождение Руси требовало не только материальных средств нужен был моральный импульс. |
5. Поединок Челубея и Пересвета. Куликовская битва 1380 г. | Таким импульсом стала победа в Куликовской битве над ордынским войском. В 1380 году беклярибек и фактический правитель Орды – Мамай повел свое войско на Русь. Московский князь Дмитрий донской за месяц смог собрать общерусское войско под единым командованием и развеять миф о непобедимости монголо-татарского войска. Москва стала безусловным лидером, вождем в деле объединения. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Кострома, обширные территории в Заволжье и другие земли. |
6. Карта “Присоединение Нижегородского и Муромского княжеств” | Сын Дмитрия Донского Василий I еще больше укрепил положение Москвы. Он присоединил Нижегородское и Муромское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. Более того, подавляющая часть князей, еще сохранявшая свой суверенитет. Вынуждены были в той или иной мере подчинятся ему. В военных и дипломатических отношениях с Ордой и Литвой Василий I выступал уже от имени всей Северо-восточной Руси. |
7. Карта “Присоединение Тулы” | К середине XV в. Московское княжество, включавшее в себя большую часть Северо-восточной Руси, представляло собой территориальное ядро формировавшегося русского государства. Завершающий этап создания единого государства занял примерно 50 лет и пришелся на время княжения Ивана III и его сына Василия III. |
8. Новгород Великий – изображение города | Наряду с московским княжеством наиболее крупным государственным образованием оставался Новгород Великий. Его боярство лавируя сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской республики. |
9. Карта “Присоединение Ярославля и Твери” | Уже к середине 70-х гг. XV в. К Москве были окончательно присоединены Ярославское и Ростовское княжества, а в 1485 г. в результате военного похода – Тверское княжество. Отныне, подавляющая часть северо-восточных русских земель входила в состав Великого княжества Московского. |
10. Карта “Присоединение Новгорода” | В 1471 г. Иван III предпринял поход против Новгорода, который принял характер общерусского ополчения против “изменников христианству”. Победив в сражении на р. Шелони новгородское ополчение, Иван III расправился со многими представителями знати, отобрав у них земли и отправив их самих в центральные районы страны. Однако независимость Новгорода еще сохранялась. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще обострилась, и в 1478 г. после семилетней дипломатической и военной борьбы Иван III сумел подчинить себе Новгородскую Республику. Ее самостоятельность была ликвидирована, вече распущенно, вечевой колокол увезен в Москву, в Новгороде поставлен наместник. |
11. Карта единого русского государства | В целом единое независимое русское
государство было создано. С присоединением
Новгорода и Вятской земли в состав единого
государства вошли нерусские народы Севера и
Северо-востока. Иван III стал именовать себя государем всея Руси. В качестве государственного герба Иван III принимает византийского двуглавого орла. Политику Ивана III продолжил его сын Василий III. При нем были присоединены Псков, Рязанская земля. В результате успешных войн с Литвой в к. XV-XVI вв. были присоединены Смоленская и частично черниговская земля. Русское государство вышло к верховьям Днепра, его граница проходила всего в 50-80 км. от Киева. Таким образом в первой четверти XVI в. Завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского. Территория государства охватила восточную и северные части бывших древнерусских земель. В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность. На западных русских землях, попавших под власть Литвы и Польши шло формирование украинской и белорусской народностей. С конца XV в. Русское государство стало называться “Россия” - наименование, происходящее от византийского, греческого названия Руси. |
II. Культура и быт XIV-XV вв.
12. Тема сообщения | Культура и быт XIV-XV вв. В III в. Русские земли подверглись монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел, были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в к. XIII в. оказалось, что техника строительства стала гораздо примитивнее, чем до нашествия. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (сарай, кафтан, колпак) и в восточных мотивах встречающихся в русском прикладном искусстве |
13. Таблица “Периоды развития культуры XIII-XV вв.” | Развитие культуры XIII-XV вв.
разделяется на ряд этапов:
Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежнему жили в курных избах. Лишь в боярских хоромах топили “по-белому” с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем или слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками. |
14. Одежда | Одежда представителей разных слоев населения различалась материалом, но не покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать бархатное или парчовое. Боярские шубы шились из соболя и горностая. Крестьяне носили лапти, горожане – кожаные сапоги. |
15. Летописец | Главной темой фольклора этого
периода являлась битва против монгольского
нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились
жанры исторической песни и сказания. Многие из
них составили основу литературных произведений
эпохи. Фольклор XIII-XV вв. сохранил черты былинного
эпоса Киевской Руси. В ряде исторических песен и
былин богатыри князя Владимира чаще всего Илья
Муромец и Алеша Попович участвуют в борьбе
против татар. Особый цикл былин о Садко и Василии
Буслаеве – сложившиеся в Новгороде. В средневековой Руси была распространена грамотность. Грамотными были не только служители церкви, но и многие горожане. С XIV в. Наряду с пергаментом использовалась привозная из Европы бумага. На смену “уставному” письму пришел более простой полуустав, а с конца XV в. – скоропись. Это говорит о распространении письменности. По-прежнему важнейшими произведениями письменности оставались летописи. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих городов за первенство. Тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи напротив утверждали, что великое княжество – отчина московских князей. Единой общей темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей. |
16. Основные литературные произведения XIV-XV вв. | Эта же тема преобладает и в литературе. В к. XIV – н. XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Оба произведения проникнуты восхищением подвигом русских воинов, патриотической гордостью. В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития часто имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма |
17. Коллаж по храмам. | В период монгольского нашествия
множество храмов было разрушено, прежние центры
каменного зодчества пришли в упадок. Крупнейшими
центрами каменного строительства являлись
Новгород и со II половины XIV в. Москва. Среди Новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне, Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице. Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные одноглавые с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. Было богатое декоративное украшение церковных фасадов. В Московском княжестве каменное строительство развернулось во II четверти XIV в. В Московском Кремле были построены 4 каменных храма, разобранных в к. XV в. В 60-х гг. XIV в. При Дмитрии Донском был построен первый на Северо-востоке каменный Кремль. |
18. Андрей Рублев | В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавших из Византии, работал а Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности. Росписи Рублева сохранились в Успенском Соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона “Троица”. На иконе изображены трое ведущих беседу прекрасных юношей, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредотачивает внимание на главном – спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Многие искусствоведы и историки склоняются к тому, что “Троица” символизирует объединение русских земель, как едины Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. |
III. Тест (см Приложение 2 и Приложение 3)
IV. Подведение итогов урока.