Цели урока:
1. Выяснение причин, ход и последствия Крымской войны.
2. Развитие навыков работы с текстом, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами.
Оборудование урока:
- Персональный компьютер;
- мультимедийный видеопроектор;
- карта “Крымская война”;
- технологическая карта урока;
- тестовые задания;
- выставка книг, посвященных событиям Крымской войны.
План урока
- Вступительное слово учителя
- Актуализация опорных знаний об истории “восточного вопроса” в России.
- Рассказ учителя о причине, поводе, событиях Крымской войны, заполнение технологической карты урока.
Ход урока
I. Орг. момент:Здравствуйте! Сегодня у нас урок на тему “Крымская война”. Мне очень хочется, чтобы вам этот урок запомнился, а события, о которых мы будем говорить останутся в вашем сердце.
II. Актуализация опорных знаний:Давайте с вами вспомним, что такое исторические термины “Восточный вопрос” (взаимоотношения с Турцией, благоприятный режим для судов через проливы Босфор и Дарданеллы, помощь балканским народам в борьбе за независимость) (Показать на карте)
-Для России этот вопрос решался долго.
–Какие события, связанные с его решением произошли в первой половине XII века. (русско-турецкие войны, Черноморское побережье от Анапы до Поти, свободная торговля в проливах.
III. Объяснение нового материала:Давайте с вами вместе сформулируем задачи нашего урока. Как вы думаете, что вы на уроке должны выяснить? (ответы учеников)
Война – это не только причины и не только итоги. Это ещё и судьбы людей, мужество и героизм. Совсем недавно мы отмечали дни освобождения от немецко-фашистских захватчиков нашей станицы, отметим в этом году 62-ю годовщину Победы в Великой Отечественной Войне. А задумывались ли вы когда-нибудь почему именно наша страна, наш народ одержал эту победу, почему в 1812 году одержали победу над французами, почему даже когда наши войска отступали, то захватчики не испытывали радости от победы. Сегодня на уроке я хочу чтобы вы прочувствовали героизм и мужество русских солдат.
Работа по учебнику: Открыли учебник на странице 93 §14 п.1 Самостоятельно выделите причины и повод к началу войны.
(Ответы записать в технологическую карту урока)
Причина: противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке.
Повод: спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма Гроба Господня.
- Назовите страны участницы этой войны?
Россия – пересмотр режима, усиление влияния.
Турция – подавление национально- освободительного движения, возвращение Крыма, Черноморского побережья.
Англия и Франция – подорвать международный авторитет России, ослабить её позицию на Ближнем Востоке.
-Почему у России в Крымской войне не было союзников? (Чем можно объяснить просчеты, допущенные Николаем I)
- Давайте рассмотрим ход военных действий, и по ходу моего рассказа заполните таблицу:
(Заполнение технологической карты) (Приложение 1)
Этапы |
Противники России |
Основные события |
1-й этап: ноябрь 1853- апрель 1854 |
Турция |
Синопское сражение |
2-й этап: апрель 1854–февраль 1856 |
Англия и Франция |
Сражение на реке Альме, оборона Севастополя |
Война начиналась на двух фронтах Балканском и Закавказском.
Самое яркое событие этого периода – Синопское сражение.
(Рассказ учителя о битве, сопровождающейся показом слайдов презентации, см. Приложение 2)
Работа по карте:
- рассмотреть как были расставлены корабли противника.
В сущности, решив напасть на турецкий флот, Нахимов рисковал очень серьезно. Береговые батареи у турок в Синопе были хорошие, орудия на судах также были в исправности. Но уже давно, еще с конца XVI в., турецкий флот, некогда один из самых грозных и дееспособных в мире, не имел в решающие моменты своего существования сколько-нибудь способных адмиралов. Так оказалось и в фатальный для Турции день Синопа. Осман-паша расположил, как бы веером, свой флот у самой набережной города; набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой дугой, закрывавшей собой если не все, то многие береговые батареи. Да и расположение судов было, естественно, таково, что они могли встретить Нахимова только одним бортом: другой был обращен не к морю, а к городу Синопу.
Вот картина, которая предстала перед глазами нашей эскадры “Большинство турецких фрегатов ещё горело, и когда пламя доходило до заряженных орудий, происходили само собой выстрелы, и ядра пролетали над нами. Мы видели, как фрегаты один за другим взлетели на воздух. Весь рейд и наши корабли до того ярко были освещены пожаром, что наши матросы работали над починкой судов, не нуждаясь в фонарях”.
- Вступление Англии и Франции в войну (союз с Турцией) март 1854 года, объявление воны (действия апрель 1854 по февраль 1856 – действия на суше)
-сентябрь 1854 года 60 тысяч высадились в Крыму, наступление на главную русскую крепость на Чёрном море – Севастополь. (Е.В.Тарле Крымская война)
Сражение на реке Альме.
Противник имел почти двойной перевес в силах. Нарезные ружья союзников били на расстояние в 1200—1300 шагов, а русские гладкоствольные всего на 200—300. Грохот орудий, свист пуль, проклятия, мольбы, крики и стоны, ржание лошадей — все слилось в ужасный гул. В Альминском сражении особенно отличился Владимирский полк. Осыпаемые вражескими снарядами, под градом пуль, “владимирцы” с ружьями наперевес храбро шли вперед. Это была живая стена штыков, грозно двигавшаяся на врагов. Английский главнокомандующий Раглан и его свита с изумлением и ужасом смотрели на мужественную атаку “владимирцев”. Опомнившись, Раглан бросился к своим артиллеристам и крикнул: “Надо остановить эту лавину!”. Сражение было проиграно. Но англичане понесли огромные потери. Английский генерал, осматривая после боя усеянное мертвыми телами, поле печально проговорил6Еще одна такая победа, и у Англии не будет армии”
(Владислав Артемов “Крымская война 1853-1856”, Белый Город, Москва 2005 г.)
Несмотря на мужество и героизм это сражение было проиграно. В чём же причина?
Работа с документом, из “Воспоминаний о Севастополе” В.Зарубаева.
(Стр. 90 учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)
- Оборона города – крепости Севастополя:
-возведение укреплений (бастионы,
насыпи) Слайды из презентации(см. Приложение 2)
- затопление кораблей работа с документами
(стр. 90 учебник А.А.Данилов,Л.Г.Косулина) из
приказов В.А.Корнилова, П.С.Нахимова
-Какие чувства испытывали адмиралы, отдавая этот
приказ?
-Какие слова показывают необходимость в этих
действиях?
Орудия и 10000 матросов пополнили ряды защитников города.
Герои: 11 месяцев (349 дней) длилась оборона города.
Рассказ учащихся о героях войны.
Знаете ли вы о героях Крымской войны?
Слайды из презентации: (см. Приложение 2).
- Адмиралы
- Дарья Севастопольская
- Пластуны (Костюм их был необычен, поношенные
чекмены, папахи, заплатанные шаровары разных
цветов, обувь из сырой невыделанной кожи).
Коля Пищенко – 10-летний мальчик (награждён героическим крестом)
1 месяц службы приравнивался 1 году.
В конце августа началась последняя ожесточённая бомбардировка. 800 орудий беспрестанно громили город
Обрушился огонь орудий
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.
И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные, спешили прочь
За ними вслед, сверкнув зарницей
На запад отступала ночь
Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки
Дубы с корнями вырывала
Колола скалы на куски.
- Захват господствующей высоты – Малахова кургана.
- Парижский мир (март 1856 года)
(Страница 89 А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)
(Выписать итог войны)
IV. Итог урока:
- Вернёмся к задачам, которые мы с вами ставили на уроке.
- Что стало причиной войны? Поводом?
-Назовите основные события?
-Что явилось главным итогом Крымской войны для России?
- Почему победители не чувствовали радости от своей победы? (15700 человек умерло от болезней, 3600 – погибло)
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Домашнее задание: подготовить рассказ о Крымской войне по технологическим картам.